СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект про развитию речи в под.гр. " Посуда бывает разной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

По сказке " Федорино горе" познакомить детей со свойствами посуды. Игры " Назови наоборот", " Что лишнее" и т.д .Аппликация украсить  крупами чашки.

Просмотр содержимого документа
«Конспект про развитию речи в под.гр. " Посуда бывает разной"»

Конспект НОД по развитию речи в под. группе

«Посуда бывает разной»



Вос-ль: Усеинова Э.Р.

Цель: Расширять и уточнять представления детей о предметном мире (о посуде)

Задачи: Сформировать и углубить представления детей о посуде;

Закреплять познания детей о посуде (умение называть и различать посуду);

Расширять словарный запас детей, обогащать речь прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов. Упражнять в подборе антонимов. Совершенствовать грамматический строй речи – закреплять способы образования слов. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных и включать их в предложения;Развивать связную речь, умение (по образцу) рассказывать о предмете, составляя описательный рассказ; Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы посуды, характеризовать свойства и качества, классифицировать их; Развивать творческие способности, мелкую моторику; познавательные процессы: память, слуховое внимание, воображение и восприятие.

Предварительная работа: Разучивание физкультминутки, составление описательных рассказов детьми по опорным схемам, чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе», рассматривание иллюстраций.

Методы и приёмы: Наглядные: использование ТСО, показ предметов и иллюстраций, показ образца и способы действия (частичный);

Словесные: загадывание загадок, беседа и вопросы к детям, создание проблемной ситуации, художественное слово, составление описательного рассказа, физкультминутка с речевым сопровождением.

Активизация словаря по теме «Посуда»: Глиняная, фарфоровая, металлическая, стеклянная, деревянная, пластмассовая,; знакомство с новым словом «сервиз», названия круп (кукурузная, гречневая, рисовая, пшеничная).

Оборудование педагогического процесса: Книга К.И.Чуковского « Федорино горе», мяч, иллюстрации с изображением посуды, разрезные картинки «Посуда», плакат «Назови лишнее», предметы настоящей посуды из различного материала, опорная схема, силуэты чашек для аппликации, различные крупы в стаканчиках, соль, голубая акварель, кисточки, клей ПВА, салфетки, мольберт.

Ход совместной деятельности с детьми: Воспитатель вносит в группу посылку, которую получила на почте для детей подготовительной группы..

-Давайте посмотрим, что же в этой посылке. Достаёт книгу К.И.Чуковского « Федорино горе» и записка от бабушки Федоры , где просит ребят помочь ей разобраться с посудой.

-Дети, а вам знакома эта сказка?

-Кто написал эту сказку? К. И. Чуковский

-Какие сказки он ещё написал? («Мойдодыр», «Телефон», «Доктор Айболит», «Краденное солнце», «Муха-Цокотуха»).

-Что же произошло?

«… Бедная баба одна, И плачет, и плачет она. Села бы баба за стол,

Да стол за ворота ушёл. Сварила бы баба щи, Да кастрюлю поди поищи!

И чашки ушли, и стаканы, Остались одни тараканы. Ой, горе Федоре! Горе!»

- Поможем, Федоре? Тогда, приступаем.

-Бабушка Федора не может понять, какая посуда от неё ушла. Надо отгадать загадки. (Загадывает Федора)

1. Имеет хобот, а не слон, Он чашкам отдаёт поклон. Чайник

2. Для нас она необходима, Ведь пищу из неё едим мы.Глубокая и мелкая

Зовут её…. Тарелкою

3. На кухоньке нашей Мы варим в ней кашу, Картошку, бульоны,

Супы, макароны….Кастрюля

4. На кухне ей всегда почёт Она и жарит и печёт,

Не приготовить нам еды На кухне без… Сковороды

5. Её за ручку мы берём Чай, кофе из неё мы пьём. Чашка

6. Сама не ем, А людей кормлю. Ложка

7. Сделаны из стекла, Предназначены для чая, сока, молока Стаканы

8. Имеет четыре зуба Каждый день появляется за столом,

А ничего не ест Вилка

-Молодцы, все загадки отгадали, - хвалит детей Федора.

- Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы, о которых были эти загадки? Правильно, о посуде! По своему назначению посуда бывает разной, на какие группы её можно разделить? (Чайная, столовая, кухонная) –Для чего нужна кухонная посуда, столовая, чайная?

-Чайная – посуда, из которой мы пьём чай.

- Столовая – посуда, из которой мы едим.

- Кухонная – посуда, в которой готовят еду.

- Сервиз – это набор посуды (чайной, столовой, кофейной), рассчитанный на определённое количество персон. Сервизы чаще всего изготавливают из фарфора и стекла.

Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться и пропадёт труд человека, который её делал. Как надо ухаживать за посудой? Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из неё приятно было есть.

- Игра «Скажи наоборот»

Педагог говорит слово и бросает мяч одному из детей. Ребёнок должен поймать мяч, сказать слово с противоположным значением и вернуть мяч.

(Глубокая – мелкая.,Чистая - …Сухая - …Твёрдая - …Широкая - …Горячая -…

Сладкая-…Острая-…) (Глубокая- мелкая, полная- пустая, старая- новая, целая- разбитая, тяжёлая- лёгкая, тусклая- блестящая, чистая- грязная)

- Ребята, как вы думаете, что было, если бы не было посуды? (Ответы детей)_ТРИЗ

-А сейчас послушайте стихотворение, Которое я вам прочитаю, оно называется

«Для чего нужна посуда?»

Если б не было посуды, Нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками, Разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке, Или в грязном ручейке.

К счастью помогает всюду Нам различная посуда:

На неё еду кладут, Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты: Сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд- Варят, жарят и пекут!

Вот какая она помощница – посуда!

- Ребята, мы с вами вспомнили, какая разная бывает посуда. А вообще, где хранится посуда? (на кухне).

И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.

Игра «Каждый продукт в свою посуду». Показывает иллюстрации.

(Масло сливочное положим в … Сахар насыпаем …Молоко нальём …

Соль у нас в … Перец в … Хлеб положили в …Фрукты …Селедку в …

Конфеты в …Салат положим в …

(Сахар – в сахарницу, масло – в маслёнку, соль – в солонку, перец – в перечницу, суп – в супницу, селёдку – в селёдочницу, конфеты – в конфетницу, салат – в салатницу, хлеб – в хлебницу)

-Почему вся посуда убежала от Федоры? Правильно, потому, что она не ухаживала за своей посудой, не мыла её. И пока посуда Федоры, обидевшись на неё, убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами поможем Федоре и соберём всю её посуду. У вас на столах разрезанные картинки. Вы их соберите и у вас получится целая картинка – какой-то предмет посуды. А вы нам потом о нём расскажете.

Проводится игра «Собери посуду» (Разрезные картинки) Дети называют свою собранную картинку.

-Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали.

А сейчас все дети превращаются в чайников-ворчунов.

Физкультминутка

«Я чайник-ворчун Я чайник- ворчун, хлопотун, сумасброд- Шаги на месте

Я всем напоказ выставляю живот - Руки на поясе Повороты туловища

Вправо-влево

Я чай кипячу, клокочу и кричу:- хлопки в ладоши

- Эй, люди, я с вами чайку попить хочу. - Прыжки на месте

- Давайте с вами ещё поиграем, выходите ко мне на ковёр, вставайте в круг.

- Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры? Давайте с вами расскажем, какая бывает посуда, из чего её делают.

Проводится игра с мячом в кругу, дети, получая мяч по очереди, отвечают.

Игра «Из чего сделана посуда?»

Ложка из дерева – деревянная Чашка из фарфора – фарфоровая.

Ваза из хрусталя – хрустальная Терка из металла – металлическая

Графин из стекла – стеклянный Маслёнка из пластмассы –

Сковорода из чугуна – Миска из глины – Нож из стали –

- Ну а теперь самое время помочь бабушке Федоре расставить посуду на кухне на полки. Я вам сейчас покажу, как это сделала сама Федора, а вы скажете, правильно или нет.

Игра «Назови лишнее»

Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний.

Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).

Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питья).

Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).

Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).

Блюдо, кофейник, супница, нож (нож не фарфоровая посуда).

Пластмассовые: тарелка, ложка, стаканчик и металлическая вилка (вилка не пластмассовая посуда). Керамика… и стекло

- Молодцы! С посудой мы с вами разобрались, разложили и расставили всё по местам. Ребята, а вы обратили внимание, что в посылке от Федоры есть ещё что-то… Воспитатель по очереди приглашает 3-4 человек. Они достают

содержимое посылки и рассказывают о нём, описывают, пользуясь опорной схемой. Игру начитает воспитатель (дает образец описания)

- название предмета посуды, цвет, форма, части, из чего сделана, как используют

1. Это – чашка, она небольшого размера, красного цвета. У неё есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из фарфора. Из неё пьют чай, кофе.

2. Тарелка 3. Молочник 4. Перечница 5. Ложка

Ну, ребята, помогли вы Федоре с посудой. А чем закончилось «Федорино горе»? Да, она исправилась. Послушает Федору:

Уж не буду, уж не буду Я посуду обижать, Буду, буду я посуду

И любить и уважать! – говорит Федора и предлагает детям оформить чайную чашку с блюдцем аппликацией из различных круп. Благодарит детей за содействие и прощается.

- Вот какой сюрприз, ребята, приготовила для нас Федора (достаёт всё необходимое из коробки). Давайте все присядем за столы на свои места. Посмотрите, это чайные чашки с блюдцами, они останутся вам на память от бабушки Федоры. Только сначала сделаем их красивыми, украсим посуду различными крупами ( гречневая, рисовая и соль). Готовые работы выставляются на доске.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!