Влияние загрязненной воды
на прорастание семян
Руководитель: Умарова С.Ю.
Растения играют важную роль в нашей жизни, участвуя в пищевых экологических цепочках, являясь производителями кислорода воздуха, выполняя средозащитные функции. Поэтому особенно важно знать, как реагируют растения на химическое загрязнение среды.
Цель исследования: изучение влияния загрязненной воды на семена фасоли
Задачи исследования:
изучить литературу по данной теме;
провести опыты, показывающие действие загрязняющих веществ на семена фасоли;
сделать выводы о влиянии загрязняющих веществ на семена фасоли
Предмет исследования: семена фасоли.
Объект исследования: прорастание семян фасоли под действием загрязняющих веществ.
Влияние загрязнения окружающей среды на прорастание семян
Роль растений в формировании экосистем особо важна при химическом загрязнении окружающей среды. Повышенное содержание в почве и воздухе химических веществ приводит к гибели растений.
Заражённая, грязная вода губит природу: от неё страдают речные растения, рыба и животные. Грязная вода является источником многих болезней и у человека.
Наиболее известным источником загрязнения воды, являются бытовые (или коммунальные) сточные воды.
В растворенном виде в сточных водах присутствуют мыло, синтетические стиральные порошки, отбеливатели и другие вещества бытовой химии. Из жилых домов поступает бумажный мусор, отходы растительной и животной пищи. С улиц в канализацию стекает дождевая и талая вода, часто, с песком и солью, используемыми для ускорения таяния снега и льда на проезжей части улиц и тротуарах.
Для исследования взяли шесть чашек, выстелили дно бумажной салфеткой, разложили по 2 штуки семени фасоли.
Семена в каждой чашке поливали раствором загрязняющего вещества (половину чайной ложки загрязняющего вещества на стакан воды – 200 мл).
Чашка №1 – контрольная (полив водопроводной водой)
В виде загрязняющих веществ использовали:
чашка №2 – сахар;
чашка №3 – уксус;
чашка №4 – соль;
чашка №5 – жидкое мыло;
чашка №6 – стиральный порошок.
В течение 8 дней вели наблюдения за прорастанием семян фасоли: наблюдали появление корешков, измеряли их длину, наблюдали появление стебельков и другие изменения. Свои наблюдения записывали в таблице:
В первый и во второй день исследования изменений не наблюдалось.
На третий день в чашке с семенами, которую поливали водой, 2 семени проклюнулись, которую поливали раствором сахара – 1 семя проросло. В чашке, которую поливали раствором уксуса ,порошка, мыла и соли изменений не произошло.
На четвертый день семена, поливаемые раствором соли, проклюнулся 1 росток, длина проростков в воде и в растворе сахара продолжает увеличиваться. По-прежнему нет изменений в чашках, которые поливали растворами стирального порошка и мыла. Семена в растворе уксуса стали светлее и скукожились.
На пятый день исследования у семян, которые поливали водой и раствором сахара, появились стебельки, размер корешков увеличился. По-прежнему не проросли семена, которые поливали растворами уксуса, стирального порошка и мыла. У проросших семян, которые поливали растворами соли и сахара, увеличился размер корешков, но они начали чернеть. На непроросших семенах появилась плесень.
На шестой день исследований мы увидели, что проросшие и живые семена остались только в тех чашках, которые поливали водой и раствором сахара. Во всех остальных произошло загнивание проросших семян
Заключение
Проведя исследование, мы сделали вывод, что на состояние, рост и развитие растения воздействуют вещества, которые имеются в воде. При поливе загрязняющими веществами рост и развитие семян приостанавливаются и растение может погибнуть.
Поэтому нужно бережно относиться к окружающей природе: не выливать на растения воду после стирки, мытья посуды, не сливать в реки и озера воду промышленных предприятий, содержащих загрязняющие вещества, не мыть в проточной вода автомобили и другие виды транспорта. Защита природы – дело каждого, и мы должны принять посильное участие в охране растений.
5