Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный центр «Юность»
Халитова Милявша Шавкетовна,
воспитатель, педагог дополнительного образования
Конспект проведения интегрированного занятия «Колыбельной добрый свет»
Цель. Закрепить и расширить представления детей о колыбельных, познакомить со старинным предметом - колыбелькой, развивать познавательный интерес к песням, потешкам.
Задачи
Музыкальные:
Развивать умение выполнять ритмические движения в соответствии с характером музыки. Учить двигаться выразительно, ритмично. Самостоятельно менять движения со сменой частей музыки.
Определять характер колыбельных песен, средства музыкальной выразительности.
Развивать творческие способности в пении.
Психолого – педагогические:
Вызывать доброжелательное отношение к людям и к животным; желание и умение успокоить младенца, убаюкать его.
Развивать коммуникативные навыки.
Развивать познавательный интерес к старинным предметам - колыбельке, к русским народным песням, потешкам.
Предварительная работа.
Знакомство с колыбелькой, разучивание потешек, колыбельных песен.
М.р.:
Давным-давно, так давно, что и представить себе трудно, мамы, укладывая своих малышей, стали петь им песенки. Эти песни назвали колыбельными, потому что они исполнялись у колыбели:
Ой люли- люли - люленьки,
Прилетели гуленьки.
Прилетели гуленьки.
Сели возле люленьки,
Стали колыбель качать.
Стали сказку сказывать.
Тук-тук (из-за двери)
001. «Стук в дверь» (фнг).
М.р. Из ворот слышен стук.
Воспитатель:
Двери отворяйте,
В зал детей пускайте:
Весёлых ребятишек-
Девчонок и мальчишек.
Звучит музыка, дети входят в зал, каждый держит перед собой в двух руках картонную двустороннюю куклу – матрёшку, показывая зрителям весёлое лицо куклы; дети пляшут с куклами, затем располагают их на длинной лавке, сами садятся на стульчики.
002. Муз. на вход-проходка.
Воспитатель:
Присаживайтесь поудобней,
Всем ли видно, всем ли слышно.
Приготовьте глазки, ушки.
Расскажу я вам сказку.
Жила-была девочка Машенька.
(берет тряпочную куклу)
Да ни одна жила, а с подружками.
Посмотрите ребята
Вот она Машенька наша,
Девочка-клубничка,
Румяное личико.
Щечки, что яблочки,
Губки, что ягодки,
Носик-курносик пуговкой,
Глазки серенькие. Зубки беленькие.
Какая красавица! Да вот беда! Капризная Машенька, все плачет.
М.р.: Покажите какое грустное лицо у Машеньки. Что же делать? Как нам быть? Как же нам девочку развеселить? Кто нам поможет? Может, (называет имя ребёнка), нам подскажет.
Ребёнок рассказывает стихотворение про ложки.
М.р.
Музыканты, выходите
И всех нас развеселите!
Мы на ложечках играем,
Вас послушать приглашаем!
Дети исполняют «ТАНЕЦ С ЛОЖКАМИ»
(ноты, текст и описание танца см. в рубрике «Танец»).
003. Танец с ложками - плюс (аранжировка О. Лыков)
М.р.: Ах как хорошо вы ребята играли. Так нас повеселили. А какую мелодию мы играли - веселую или грустную? Тихую или громкую?
Воспитатель: Музыканты так играли хорошо, что Маша развеселилась и танцевать захотела, спляшем вместе с ней ребята?
Дети исполняют танец «ПОССОРИЛИСЬ-ПОМИРИЛИСЬ»
Первая часть музыки-дети стоят парами спиной друг к другу (как бы рассердившись) и притопывают одной ногой. Руки на поясе.
Вторая часть музыки - повернувшись лицом друг к другу, берутся за руки и весело кружатся.
С окончанием музыки обнимаются (помирились).
004. Танец поссорились-помирились. (аранжировка О. Лыков)
Воспитатель: Постарались малыши,
Сплясали вы от всей души,
Ой, посмотрите Машенька зевать стала, наплясалась и устала. Спать ей захотелось. Надо её покачать.
Наша Машенька плясала,
Наша Машенька устала.
Маша, глазки закрывай
И под песню засыпай.
Выходит девочка и поёт колыбельную кукле Маше (музыкальное сопровождение-фортепиано или без сопровождения):
Баю-баю-баюшок!
Ложись Маша на бочок, (воспитатель кладет куклу в колыбель)
На пуховую кровать.
Будет Маша крепко спать.
Воспитатель: Один глазок у Машеньки спит, а другой смотрит. Одно ушко спит, а другое слушает. Не спится ей. Кто же мешает Машеньке спать? Подскажи нам, (называет имя ребёнка)
Ребёнок: Баю-баю-баюшок!
В огороде петушок,
Петя громко поет,
Маше спать не дает.
Звучит музыка, в зал входит Петушок (ребёнок старшей группы в костюме)
005. Выход петуха
Петушок.
Ку-ка-ре-ку!
Я - петушок голосистый,
Всегда громко пою,
Деткам спать не даю,
Рано встаю.
Воспитатель:
– Для кого,петушок, ты поёшь?
Почему до рассвета встаёшь?
Петушок: Должен солнышко я разбудить –
Вдруг забудет, что надо всходить?
Не проснётся – случится беда:
Светлый день не придёт никогда!
Рано я и ложусь, и встаю,
Песни солнышку громко пою.
Чтобы утром на рассвете
Не проспали в садик дети!
Воспитатель: Петушок, не пой так громко. Нам нужно Машеньку спать уложить. Может, ребята, поиграем с Петушком? Он тогда уйдет в другой огород зернышки клевать, да песенки петь. И не станет нам Машеньку будить. Согласен, петушок?
Петушок: Да. Конечно, Я очень люблю играть.
Проводится «ИГРА С ПЕТУШКОМ»
(муз. оформление-р.н. прибаутка «Петушок»обр. М. Красева)
Исполняется в произвольной тональности без сопровождения
На середине зала на стул садится один ребёнок и закрывает глаза. За стулом стоит другой ребёнок в костюме Петушка.
Все поют р.н. попевку «Петушок», пропевая в конце имя ребёнка, сидящего на стуле.
С окончанием песни Петушок машет руками, как крыльями, и кричит: «Ку-ка-ре-ку!». Сидящий ребёнок встаёт и ловит Петушка. Игра повторяется несколько раз с желающими детьми.
(Текст и ноты см. в рубрике «Песня»).
Петушок:
Спасибо, ребята, что со мной поиграли. Не буду я больше Машеньку будить. До свидания.
Воспитатель: До свидания петушок. Ребята, посмотрите: Машеньке-то всё не спится. С боку на бок переворачивается. Никак в Колыбельке ей не улечься. Кто же нам поможет? Может, (называет имя ребёнка), знает?
Ребенок: Ах ты, котенька - коток,
Котя серенький хвосток.
Приди, котя, ночевать,
Нашу Машеньку качать.
Звучит музыка, в зал входит Кот (ребёнок старшей группы в костюме).
006. Выход Котика
Кот: Мяу-мяу! Кто меня звал?
Воспитатель:
Ой, да это кот Васька к нам бежит.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы
Глазки смелые, зубки белые.
Васька, ты пришел Машеньку покачать?
Кот: Нет, я пришел поиграть.
Воспитатель: А мы не можем сейчас играть. У нас Машенька устала. Спать хочет, да никак не уснёт. Перинку в Колыбельку постелили, подушечку пуховую под голову положили. А ей всё не спится. Что делать даже не знаем.
Кот: Знаю я в чем беда, вы же про одеялко забыли. Как же без него спать? Вот сон и не идёт.
Воспитатель: И правда, как же мы про них- то забыли. Где же наши одеяльца? Ах, вот они в сундучке лежат. Только, посмотрите, одеяльце у нас скучное и не красивое. Не хватает красок ему. Не придут цветные сны к нашей Маше. Что же делать? Как помочь?
Кот: Так и быть, помогу.
Кот достает из мешочка картонные цветы (на липучках).
Кот:
Есть у меня цветы, да не простые, а волшебные: синие, красные, желтые и зеленые. Если правильно их к одеяльцу подобрать, то сразу уснет ваша девочка.
Воспитатель: Вот спасибо тебе. Но посмотрите, ребята, подружки у Маши тоже спать захотели , надо и им по одеяльцу сделать, что бы крепко спалось. Поищем в сундучке?
Взрослые раздают детям картонные одеяльца.
Воспитатель:
Наши одеяльца украшены цветными кружевами, подберите цветочки такого же цвета, как и кружева. А котик нам поможет.
Звучит музыка, дети подбирают картонные цветы к картонным одеяльцам по цвету. Взрослые и Кот помогают ребятам.
007. Музыка на аппликацию
007а. Музыка на аппликацию
Воспитатель:
Вот какие красивые одеяльца у нас получились. И смотрите Машенька-то глазки закрыла, и подружки её тоже.
Уж как сон ходил по лавке,
Дрема по полу брела.
Дрема по полу брела,
К Маше в спаленку зашла.
В колыбельку забрела,
На подушечку легла.
На подушечку легла,
Машу ручкой обняла.
Кот:
А что бы крепче спала, я им песенку спою. Только не знаю какую - плясовую или колыбельную?
М.р.:
Дети, какую песенку надо котику спеть? Веселую или грустную? Тихую или громкую? Быструю или медленную?
Дети отвечают: колыбельную.
Кот: Только вы мне подпевайте!
Дети и персонаж поют «Кукольную колыбельную», покачивая в руках картонных двусторонних кукол в одеялках, держа кукол к себе «спящими».
008. Кукольная колыбельная (видео Брюховой Е.К.) Использована песня «Кукольная колыбельная» (сл. А. Ладонщикова, муз. А. Варламов, исп. А.Крылова)
Видео, предоставленное автором, находится в папке «Приложения» (Сценарий).
Воспитатель:
Уснула Машенька, крепко спит каприза в колыбельке. Я тихонько подойду, аккуратно загляну, проверю.
Посмотрите а подружки у Маши спят, давайте положим их тогда на лавку, раньше ведь не только спали в колыбельках, но еще и на лавках.
Дети укладывают кукол на лавки.
Звучит музыка, в зал входит Бабушка (ребёнок старшей группы в костюме).
009. Выход Бабушки
Бабушка:
Тише , тише, не шумите.
Спасибо за то, что мне помогли Машеньку спать уложить. Спи, внученька, набирайся силушки.
Ворота – то срип, скрип,
А Машенька спит, спит.
Спи по ночам, расти по часам.
Ты спи, усни, угомон тебя возьми.
За помощь вашу испекла для вас в печке угощение.(достаёт из бутафорской печки настоящие пирожки).
Воспитатель: Интересно, что же там? Да это ж пирожки нам бабушка напекла. Спасибо большое.
Бабушка: Кушайте на здоровье!
Воспитатель: Мы играли, песни пели.
Танцевали и шутили,
М.р.: Но настал момент прощанья,
Говорим мы:
Персонажи: "До свиданья!"