СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект проведения семинара-практикума для родителей будущих первоклассников «Учимся, играя»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этапе поступления детей в школу, когда не только ребенок, но и родители становятся участниками образовательного пространства, необходимость включения родителей в решение задач, связанных с развитием ребенка, становится наиболее своевременной и актуальной. Учитывая заинтересованность родителей в пополнении психолого-педагогических знаний и стремлении детского сада к сотрудничеству с семьей, как важнейшей составной частью воспитательного пространства, возникла необходимость в проведении семинаров-практикумов с родителями. Семинар-практикум содержит материал, который интересует родителей и предоставляет им информацию о таком важном периоде в жизни их ребенка, как вхождение в мир знаний. С одной стороны родители стремятся обеспечить своему ребёнку хороший стартовый уровень для обучения в школе, а с другой стороны не стремятся лично  участвовать в этом процессе из-за того, что не знают как организовать занятия дома или не имеют достаточно времени.

Просмотр содержимого документа
«Конспект проведения семинара-практикума для родителей будущих первоклассников «Учимся, играя»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательной учреждение «Детский сад №38 «Золотой петушок» города Димитровграда Ульяновской области»


Первова Наталья Александровна

педагог-психолог


Методическая разработка

«Конспект проведения семинара-практикума для родителей будущих первоклассников «Учимся, играя»



На этапе поступления детей в школу, когда не только ребенок, но и родители становятся участниками образовательного пространства, необходимость включения родителей в решение задач, связанных с развитием ребенка, становится наиболее своевременной и актуальной. Учитывая заинтересованность родителей в пополнении психолого-педагогических знаний и стремлении детского сада к сотрудничеству с семьей, как важнейшей составной частью воспитательного пространства, возникла необходимость в проведении семинаров-практикумов с родителями. Семинар-практикум содержит материал, который интересует родителей и предоставляет им информацию о таком важном периоде в жизни их ребенка, как вхождение в мир знаний. С одной стороны родители стремятся обеспечить своему ребёнку хороший стартовый уровень для обучения в школе, а с другой стороны не стремятся лично участвовать в этом процессе из-за того, что не знают как организовать занятия дома или не имеют достаточно времени.

Действительно и, к большому сожалению, некоторые родители не считают игру полезным делом. Но, так ли это на самом деле? Какое отношение игра имеет к подготовке к школе?

Игра - это ведущий вид деятельности дошкольника. Она формирует всё то, что необходимо для полноценного развития личности дошкольника. Именно в игре ребёнок действует, как активный деятель, он вникает в смысл (замысел) игрового сюжета и реализует его в процессе игры. В игре у ребёнка реализуется творческий потенциал.

Очень важный аспект процесса игровой деятельности: ребёнок в игре практически не утомляется, поскольку это вид деятельности для него наиболее интересный, эмоционально значимый.

Самостоятельность, активность, саморегуляция поведения и действий - важнейшие черты мотивированной игровой деятельности, они имеют существенное значение для формирования личности будущего школьника. Это те самые УУД – универсальные учебные действия. Концепция развития универсальных учебных действий является составной частью Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС).

Целенаправленное, планомерное формирование универсальных учебных действий является ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Поэтому очень важно родителям будущих первоклассников обучать ребёнка играм, вырабатывающим произвольные процессы, умение следовать речевой инструкции, правилу, управлять своим вниманием, памятью, мыслительными действиями, развитию всех компонентов речи.


Методическая разработка:

  • доступна для освоения широкого круга родителей;

  • вовлекает педагогов и родителей единую творческую деятельность;

  • повышает уровень психолого-педагогической компетенции родителей;

  • открывает перспективу распространения опыта, предполагает внедрение в практику в дошкольные образовательные учреждения Кондинского района;

  • дает возможность для размещения материалов на сайте ДОУ.



Цель:

Повысить родительскую психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания дошкольников.

Задачи:


  • Показать родителям важность психических процессов для успешного обучения ребенка в школе.

  • Активизировать родителей в стремлении использовать игры на развитие у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь) волю в домашних условиях.

  • Способствовать сближению взрослых в процессе выполнения заданий и игр.

  • Развивать у родителей навыки рефлексии.


Предварительная работа:


  • Изучение психолого-педагогической литературы.

  • Подбор игр и игровых упражнений.

  • Оформление стендовой информации «Готовимся к школе».


Демонстрационный материал:


  • Слайды.

  • Детская игрушка «грузовая машина».

  • Мешочек с набором различных предметов (газета, пакет целлофановый, стеклянный пузырек из-под духов, бутылка пластмассовая из-под шампуня, стаканчик от йогурта, чайная ложка, прищепка, маленькое сито и т.д.)


Раздаточный материал:


  • Лист для рисования.

  • Цветные карандаши.

  • Салфетки.

  • Памятки для родителей «Скоро в школу».

  • Анкета для родителей.


Материально-техническое обеспечение:


  • экран, проектор, ноутбук;

  • стулья по количеству участников;

  • письменные столы;

  • бумага, цветные карандаши;

  • игрушки.


Ход семинара-практикума:


Педагог-психолог:

Добрый день, уважаемые родители. Мы очень рады вас видеть сегодня здесь, с нами. Сегодня мы продолжим с вами разговоры о готовности наших детей к школе.


Педагог-психолог:

Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы «Да», если вы согласны с моим высказыванием и «нет», если не согласны. Проводится игра «Да – нет»


Скажите громко и хором, друзья

Деток своих все вы любите? (да)


С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)


Я вас понимаю… Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (да)


Дайте мне тогда ответ
Помочь, откажитесь нам? (нет)


Последнее спрошу вас я
Активными все будем? (да)


Педагог-психолог:

У многих родителей поступление ребенка в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни каждого ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе, главным в его жизни становится учеба, образовательная деятельность.

Центральным компонентом готовности ребенка к школе является уровень развития познавательной сферы, который является ведущим фактором успешности овладения ребенком образовательной программой начальной школы, его социальной адаптации к новым условиям образования.

Роль семьи в подготовке ребенка к школе значительна, неоценим и вклад родителей в личностно – мотивационную подготовленность дошкольника к школьной жизни, их уверенность в успешности своего ребенка. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Психологи утверждают, что до 7 лет дети и родители тесно связаны эмоциональной связью переживания родителей передаются детям.

Я предлагаю Вам выполнить задание, которое позволит определить степень вашего беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением ваших детей.

Самопрезентация, презентация себя и своей семьи” - оформление визиток.

Педагог-психолог:

Для того, чтобы нам легче было общаться друг с другом, и напомнить о себе предлагаю вам сделать визитную карточку, презентацию себя, своей семьи. Каждому из вас предоставляется удивительная возможность, которая обычно недоступна в реальной жизни – выбрать имя себе или назвать свою семью по особенному. Ведь часто бывает – кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями, кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, или хочется, чтобы обращались необычно и ласково.

У вас есть 5-10 минут для того, чтобы выбрать для себя игровое имя и оформить визитку, работая над оформлением визитки делайте акцент на цвета по следующему принципу:

  • зеленый цвет: «Владею достаточной информацией по вопросу готовности ребенка к школе»;

  • желтый цвет: «Владею недостаточным объемом информации по вопросу готовности ребенка к школе»;

  • красный цвет: «Не владею информацией по вопросу готовности ребенка к школе».

Возьмите на столах все, что вам нужно, для оформления.

(выполнение работы родителями)

«Выяснение вопросов волнующих родителей» - знакомство

Педагог-психолог:

Ну, а теперь давайте познакомимся. Я по кругу буду передавать игрушку, у кого игрушка окажется в руках, тот отвечает на два вопроса:

- Как ваше имя, или имя вашей семьи.

- Почему визитка оформлена именно так? Попытаться объяснить, почему акцент сделан именно на такой цвет? (Ответы родителей.)

Вот мы с вами выяснили какие трудности у нас имеются, а теперь попытаемся выяснить как можно их преодолеть?

Упражнение «Снежинка»

Педагог-психолог:

Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит салфетка. Все салфетки одинаковой формы, размера, качества, цвета. (Демонстрация салфетки).

Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

  1. Сложите салфетку пополам.

  2. Оторвите правый верхний уголок.

  3. Опять сложите пополам.

  4. Снова оторвите правый верхний уголок.

  5. Сложите салфетку пополам.

  6. Оторвите правый верхний уголок.

Педагог-психолог:

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совсем одинаковые.

Нашли? (Ответы родителей). Как вы думаете, почему?

Педагог-психолог:

Можно сделать вывод: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была одинаковая.

Каждый из вас индивидуален. Это мы увидели даже из оформления ваших визиток. Вы использовали разные цвета, по-разному украсили свои визитки. Также и ваши дети: все они разные, различны их способности, возможности и личностные качества.

Но каждый из них уникален по-своему. Один из них уже вполне самостоятелен. Другому – достаточно напомнить и он сам все выполнит. Третьему ребенку следует показать, и он будет действовать, подражая взрослому. А вот с четвертым может быть намного сложнее: взрослому придется вместе с ним выполнять действия, чтобы он понял.

На другой стороне вашей визитки я попрошу вас написать свои желания каким бы вы хотели видеть своего ребенка в школе.

(Работа родителей на бумаге.)

Педагог-психолог:

Наши дети, конечно же, верят в чудеса и волшебство. Но мы с вами уже, к сожалению, твердо усвоили простой, но жизненно важный урок: чтобы наши желания сбывались, нужно хорошо потрудиться нам самим. Поэтому сбываться наши прогнозы будут не по щучьему велению, а только тогда, когда мы все вместе приложим свои усилия и способности, будем каждый день маленькими шажками и конкретными делами приближаться к намеченной цели. Как же реализовать наши желания?

Как подготовить ребенка к школьному обучению? Ведь все дети разные, и как найти способ подходящий именно моему ребенку. Психологи в этом вопросе единодушны: готовить к школе нужно в игре. Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад.

Игра – это ведущий вид деятельности для ребенка дошкольного возраста. Игра – это не только удовольствие и радость, это жизнь ребенка, его существование, это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре.

С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение - психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе. Многие учителя начальных классов указывают, что отставание в учебе нередко связано с низким уровнем развития памяти, неумением поддерживать внимание, осуществлять самоконтроль. Поэтому необходимо научить ребенка играм, вырабатывающим у него способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью, мышлением.

И сегодня я предлагаю вам поиграть в те игры, которые так необходимы вашим детям, чтобы подготовиться к школе. А также эти игры можно использовать в домашнем кругу, это будет способствовать сплочению вашей семьи.

Сейчас я попрошу вас выйти в центр зала и встать в круг.

Игра «Действуй по инструкции»

Педагог-психолог:

Пожалуйста, послушайте, что вам нужно будет сделать, а потом выполняйте.

Инструкция: потянитесь, повернитесь сначала направо, потом налево, посмотрите в окно, наклонитесь, хлопните в ладоши, сядьте и громко скажите «хорошо»!

- Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему? (Ответы родителей.)

- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре? (Ответы родителей.)

Педагог-психолог:

В этой игре у ребенка развивается внимание, умение внимательно выслушивать задание до конца, закрепляется умение ориентироваться в пространстве.

Игра «Загружаем Грузовую машину»

Педагог-психолог:

Нам нужно загрузить машину именами, начинающимися на букву «А».

Можно предметами, относящимися к одному классу (обувь, одежда, инструменты, цветы)

- Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему? (Ответы родителей.)

- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре? (Ответы родителей.)

Педагог-психолог:

В этой игре у ребенка развивается память, умение внимательно слушать, сосредотачиваться, обогащается словарный запас, закрепляется понятие классификация.

Игра «Необитаемый остров»

Педагог-психолог:

«Давайте представим с вами, что мы будто бы плыли по морям и океанам на корабле. И вдруг однажды посреди моря нас застал самый настоящий шторм! На наш корабль налетел сильный-сильный ветер, волны захлестнули нашу палубу, молния ударила в наши мачты, и корабль стал тонуть... Но мы с вами все успели спастись. Мы запрыгнули в маленькую лодочку, которую волны вынесли на необитаемый остров. Так мы оказались на этом безлюдном клочке земли. Все наши вещи утонули, и остался лишь этот маленький мешочек, который нам удалось схватить с тонущего корабля. Как же нам теперь выжить на этом острове, дождаться помощи? Может быть, для этого нам пригодятся те предметы, что нам удалось спасти в мешочке. Давайте посмотрим и подумаем, как они могут нам помочь”.

Затем взрослый достает из мешочка по одному предмету и предлагает подумать и сказать, как этот предмет поможет им выжить на острове, позвать на помощь, для чего он может быть полезен, что и как из него можно сделать. Принимаются любые, даже самые несуразные варианты.

Предметы, лежащие в волшебном мешочке: газета, пакет целлофановый, стеклянный пузырек из-под духов, бутылка пластмассовая из-под шампуня, стаканчик от йогурта, чайная ложка, прищепка, маленькое сито и т.д.

- Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему? (Ответы родителей.)

- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре? (Ответы родителей.)

Педагог-психолог:

Эта игра способствует развитию у детей воображения, мышления, восприятия и внимания. Кроме того, играя в “Необитаемый остров”, дети имеют возможность научиться быстро думать, высказывать самые смелые и невероятные гипотезы и предложения, творчески подходить к решению проблем. Пытаясь осмыслить игровую ситуацию, дети вспоминают опыт, полученный во время просмотра кинофильмов и мультфильмов, чтения книг.

Размышляя о каждом предмете, дети учатся внимательно его изучать, анализировать все его свойства (форма, материал, явное или неявное предназначение, размер) и находить ему применение. Это развивает их целенаправленное и дифференцированное восприятие, аналитическое мышление и воображение.

Игра «Колечко»

Педагог-психолог:

Конечно не стоит забывать и о важности развития мелкой моторики, и графомоторных навыков, подготовке руки к письму. По - очереди и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в «кольцо» с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполнять в прямом и обратном порядке.

Для повышения самооценки ребенка, уверенности в себе можно рассказывать детям сказки, или истории которые вы можете придумывать сами.

«Сказка о храбром Зайчонке».

Педагог-психолог:

В одном лесу жил маленький Зайчонок. Больше всего на свете ему хотелось быть сильным, смелым и сделать что-нибудь доброе, полезное для окружающих. Но на деле у него никогда ничего не получалось. Он всего боялся и не верил в себя. Поэтому все в лесу прозвали его «Зайчишка-трусишка». От этого ему становилось грустно, обидно, и он часто плакал, когда оставался один. Был у него один-единственный друг-Барсучонок. И вот, как-то раз они вдвоем отправились играть к реке. Больше всего им нравилось догонять друг друга, бегая через небольшой деревянный мостик. Первым догонял Зайчонок. Но когда Барсучонок пробегал по мосту, одна доска вдруг сломалась и он упал в реку. Барсучонок не умел плавать и стал барахтаться в воде, прося о помощи.

А Зайчонок, хотя и умел немного плавать, но очень испугался. Он бегал по берегу и звал на помощь, надеясь, что кто-нибудь услышит и спасет Барсучонка. Но никого поблизости не было. И тогда Зайчонок понял, что только он может спасти своего друга. Он сказал себе: «Я ничего не боюсь, я умею плавать и спасу Барсучонка!» Не думая об опасности, он бросился в воду и поплыл, а потом вытащил своего друга на берег.

Барсучонок был спасен! Когда они вернулись домой и рассказали про случай на реке, никто сначала не мог поверить, что Зайчонок спас своего друга. Когда же звери убедились в этом, то стали хвалить Зайчонка, говорить, какой он смелый и добрый, а потом устроили большой веселый праздник в его честь. Этот день для Зайчонка стал самым счастливым. Все гордились им и он сам гордился собой, потому что поверил в свои силы, в то, что способен делать доброе и полезное. Он на всю жизнь запомнил одно очень важное и полезное правило: «Верь в себя и всегда и во всем полагайся только на свои силы!» И с тех пор больше никто и никогда не дразнил его трусишкой!

Педагог-психолог:

Такие сказки рождают у ребенка ощущения, что вы его понимаете, таким образом, они начинают следовать основной идее наших историй, они показывают детям, что выход есть всегда, надо только внимательно посмотреть, поискать – и окончание обязательно будет счастливым

Рефлексия «Все у меня в руках»

Педагог-психолог:

А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи. Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы.

- Больше всего мне понравилось…

- В дальнейшем я буду использовать…

- Здесь я сегодня узнал(а) нового…

- Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …

- Неожиданным для меня сегодня было…

Педагог-психолог:

Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваши внимание, любовь, забота нужны ребенку больше всего. Играйте с ребенком, не жалейте затраченного времени, оно многократно окупится, когда ваш ребенок переступит порог школы уверенным в своих силах. Учение будет для него радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

Предлагаю на память буклет «Скоро в школу», который вам поможет организовать домашний досуг с пользой для будущего первоклассника. И напоследок я хочу рассказать вам притчу.

Притча о родителях и детях
Однажды к мудрецу пришел человек.
— Ты мудрый! Помоги мне! Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык? Она жестокая. Зачем ей сердце?
Мудрец сказал:
— Когда ты вернешься домой, напиши ее портрет, отнеси его дочери и молча отдай ей.
На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул:
— Зачем ты посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок!? Было плохо. А стало еще хуже! Она вернула мне рисунок, полная негодования!
— Что же она сказала тебе? — спросил мудрец.
— Она сказала: «Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно зеркала?»

Педагог-психолог:

Прослушав эту притчу, я думаю, что она вас натолкнула на размышления о развитии и воспитании своего ребенка. Желаю успехов вам и вашим детям! Надеюсь на скорую встречу!






Используемая литература:

    1. Гуткина Н., Психологическая готовность к школе С –П, «Питер», 2007 г.

    2. Нижегородцева Н. Психолого- педагогическая готовность к школе, М., «Владос» 2001 г.

Интернет-ресурсы:

  1. http://festival.1september.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!