Собрание для родителей первоклассников
«Цветы нашей жизни!»
Цель: создать условия для включения родителей первоклассников в процесс адаптации ребенка к школе.
Задачи:
1. обратить внимание родителей на важные моменты при подготовке ребенка к школе, а также на основные трудности обучения;
2. осуществить взаимодействие родителей друг с другом и педагогом-психологом;
3. совместно выработать правила подготовки ребенка к школе.
Ход родительского собрания
1. Вступительное слово педагога-психолога: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена психологической готовности ребенка к школьному обучению. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей , т.к. оно связано с резким изменением образа жизни. Каждый ребенок переживает процесс адаптации к школе. И чем больше у ребенка нужных умений, качеств и навыков, тем быстрее и безболезненней он сумеет адаптироваться. Предлагаю сегодня вместе разобраться, чем мы можем помочь ребенку в период адаптации к школе.
2. Упражнение «Цветок»
Участникам предлагается взять из конверта по цветку, подписать его именем Вашего ребенка и можете добавить в цветок что-либо, что будет делать его оригинальным.
Слово педагога-психолога. Все цветы были одинаковы по размеру, были похожие цвета, но после того как Вы с ними поработали, можно ли найти два совершенно одинаковых цветка? Мы взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному.
Педагог-психолог формулирует первое правило.
Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими! Нет другого такого!
3. Упражнение «Вырасти цветок»
Слово педагога-психолога: Что необходимо для хорошего роста и развития цветка? Прежде всего, ему необходимы благодатная почва и крепкие корни. В психологической интерпретации сильные корни – это познавательные психические процессы: зрительная и слуховая память, внимание, мышление, творческое воображение, восприятие. От уровня их развития зависит уровень интеллектуальной готовности к обучению. Но развивая способности ребенка, следует знать одно очень важное правило, о котором я вам расскажу чуть позже.
Напишите на «корешках», какие психические процессы у вашего ребенка развиты достаточно хорошо, а на какие следует обратить внимание. Наклейте их внизу листа в зависимости от того, насколько они хорошо развиты, - чем лучше, тем выше, но так, чтобы занимаемая площадь на превышала ¼ листа.
Педагог-психолог формулирует второе правило.
В развитии интеллекта нет «стоячего» положения. Если мы не движемся вперед, то неизбежно скатываемся назад. Следовательно, развитие и обучение должны быть стабильными и постоянными. Стоит нам на время сделать перерыв и наверстать упущенное будет нелегко.
4. Упражнение «Подготавливаем почву»
Слово педагога-психолога: почвой, питающей корни и способствующей росту цветка, является мотивация. Подумайте и скажите: желание пойти в школу и желание учиться – это одно и то же?
Комментарий. В ходе рассуждений педагог-психолог подводит родителей к выводу о том, что если ребенок идет в школу ради нового ранца, модного школьного костюма или говорит « в школе не надо спать», то его привлекают лишь внешние стороны обучения. Тогда как основной деятельностью ребенка в школе является учение, узнавание нового. Поэтому главное, что должно быть сформировано – это желание учится! Родителям не стоит запугивать ребенка школой или, наоборот, настраивать на легкость учения. Полезнее сказать: «В школе будет трудно, но интересно. Ты узнаешь много нового!», чем высказывать что-то пугающее своей неопределенностью: «Вот придешь в школу – тогда и узнаешь…».
Инструкция. Участникам предлагается взять полоски из конверта №3 и на них написать 3-5 фраз, которыми они мотивируют своего ребенка к обучению в школе. Далее полоски необходимо наклеить на листы, с которыми началась работа в задании 2, над корешками цветка.
Педагог-психолог формулирует третье правило.
В детях надо развивать самостоятельность, поощрять инициативность, замечать их успехи в изучении окружающего мира и помогать учиться новому, а не делать все за них.
5. Упражнение «Капельки веры»
Слово педагога-психолога: достаточно ли для благоприятного роста цветка только хорошо развитой корневой системы? Для того чтобы цветок расцвел, его необходимо поливать и удобрять почву под ним. И если под корнями мы подразумеваем познавательные процессы, то под драгоценной влагой для нашего цветка следует понимать веру в ребенка, поддержку, оптимизм, поощрение, ответственность и т.п.
Инструкция. Участникам предлагается взять материал из конверта №4. На капельках написать те слова, которыми они готовы подбодрить ребенка, развивая в нем уверенность в собственных силах и возможностях. Капельки наклеиваются на лист.
6. Упражнение «Солнце»
Слово педагога-психолога: для активного роста цветка необходимо, чтобы его осветило яркое солнце. Вспомнив выражение «Учение – свет», мы можем говорить о том, что свет для детей – это школа, которая дает им знания.
Инструкция. Участники работают с материалом из конверта №5. Им предлагается написать на лучах солнца, что они ожидают от обучения ребенка в школе, что должна дать школа, чтобы этот процесс был успешен. Солнце наклеивается в верхнем углу листа.
Слово педагога-психолога. Мы укрепим корни, подкормили и согрели цветок, и он начал расти. Нарисуйте стебель цветка и его листочки. Что еще необходимо цветку, для того чтобы противостоять различным природным явлениям? Сила и выносливость цветка зависят от способности переносить нагрузки и справляться с трудностями. Так же и ребенка необходимо приучать к физическим упражнениям и подвижным играм. Подвижные игры развивают координацию движений, важную при ориентировке в пространстве, волевые качества, внимание, формируется умение выполнять правила. Хорошее развитие мускулатуры, мышц спины позволит ребенку справится с физическими нагрузками, которые ему придется переносить в школе. Также важно, насколько развиты у ребенка мелкие группы мышц, т.е. мелкая моторика. Пропуски букв, описки, разная высота букв – все это результат ее недостаточного развития. Кроме того, существует тесная взаимосвязь между координацией движений и речью. Поэтому необходимо, чтобы ребенок занимался лепкой, аппликацией, работал с ножницами, природным материалом, крупами, бисером. Хорошо развивает мелкую моторику рисование разными техниками: от простой штриховки до пальчикового и точечного рисунка.
7. Упражнение «Лепестки будущего»
Слово педагога-психолога. На лепестках цветка напишите то главное, чему должен научится ребенок, что вы ждете от него в будущем, каким вы его видите. В центре цветка напишите имя своего ребенка. Приклейте цветок к стеблю. Если есть необходимость, можете что-то в нем поправить.
8. Заключительное слово педагога-психолога
С первого сентября у ваших детей началась школьная жизнь и в ней все не так как в садике: уроки, учитель, школьные товарищи. Теперь мы с вами – один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться – значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. И каким бы сильным, творческим и мудрым он ни был бы, но без вас, он бессилен. Отсюда можно вывести главное правило.
Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и обучении детей.