СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект родительского собрания в ТДМ "Семья - мой помощник в учении"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание разработано в технологии деятельностного метода.

Просмотр содержимого документа
«Конспект родительского собрания в ТДМ "Семья - мой помощник в учении"»

Конспект родительского собрания

«Семья – мой помощник в учении»

Ход собрания.

1. Мотивация к учебной деятельности (5 – 7 минут)

Приветствие. Вступительное слово учителя.

- Добрый вечер, уважаемые родители! Рада видеть Вас на собрании. Как вы уже поняли сегодня собрание пройдет в необычной форме, а именно в форме занятия, что позволит вам почувствовать себя в роли современных учеников. Вы познакомитесь со структурой урока в технологии деятельностного метода, узнаете, как проходят наши уроки. По ходу собрания я буду называть каждый этап собрания (такие же этапы образуют структуру уроков, построенных в технологии деятельностного метода). У вас будет возможность поучаствовать в каждом этапе и понять, что делают ученики на данном этапе и почему. Но это не единственная цель нашего собрания. Сегодня мы вместе откроем новое знание. О чем оно, вы узнаете позже.

Урок в технологии деятельностного метода всегда начинается с этапа мотивации. На данном этапе дети настраиваются на урок, готовятся к включению в учебную деятельность. Чтобы понять, как это происходит, предлагаю вам поучаствовать в данном этапе.

− Наше занятие мне хотелось бы начать с фрагмента мультфильма «Маша и медведь».

Слайд 2 Просмотр фрагмента м/ф «Маша и медведь», 11 серия, «Первый раз в первый класс».

- Чем захотела заниматься Маша? (Учиться.)

- А зачем? (Чтобы много знать и уметь.)

- А вы бы хотели сегодня узнать что-то новое?

- Итак, большинство из вас на собрание пришли с работы. У каждого из вас есть своя работа, профессия, а в чем заключается работа ваших детей? (Учиться.)

- Как вы думаете, важна ли для вашей семьи учеба ребенка? (Да)

- Почему вы так думаете?

- Помогает ли ваша семья ребенку в учебе? А важно это для него?

Слайд 3

- Сегодня мы будем говорить о том, как правильно семья может помочь ребенку, чтобы достигнуть наилучшего результата в учебе.

Слайд 3 Анимация

- Знакомьтесь, это Смайлик – житель Маленькой страны (начальной школы) и хороший друг наших детей. Он помогает ребятам знавать новое об учебной деятельности.

- Сегодня он тоже поможет нам открыть новое знание. Кто готов к открытию?

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии (Задание на пробное действие) (5 минут)

На этапе актуализации знаний учащиеся повторяют понятия и способы действия, которые им пригодятся для открытия нового знания.

- Каждый день ученики получают домашнее задание. Слайд 4

- Как вы думаете, зачем ученику нужно выполнять домашнее задание? (Повторить то, что известно или чему-то научиться) Слайд 4 Анимация

- А как вы думаете, как должен настоящий ученик выполнять домашнее задание? (Сам) Слайд 5 Анимация

- А бывает, что у вашего ребенка не получается выполнить какое-то задание?

- Что тогда он делает? (Обращается за помощью к родителям, бабушке, дедушке, сестре ит.д.)

- Правильно. А всех близких людей можно назвать одним словом – семья. Слайд 5 Анимация

- В какой роли тогда, вы выступаете для своего ребенка? (В роли помощника)

- Догадались, как будет называться тема нашего занятия? (Семья – помощник)

Слайд 5 Анимация

- Я уточню: «Семья – мой помощник в учении».

Еще одной важной задачей этапа является фиксация своего индивидуального затруднения. Ведь если у ученика нет своего, личного затруднения – ему и учиться нечему. Для того чтобы каждый из учеников смог сам зафиксировать индивидуальное затруднение, ему предлагается вам выполнить пробное действие.

Чтобы понять, в чем заключается пробное действие нашего собрания я предлагаю вам проиграть этот этап.

- Как уже говорилось ранее, бывает так, что ребенок не может преодолеть трудность при выполнении домашнего задания. И тогда он обращается за помощью к близким, к семье.

- Итак, пробное задание. Слайд 5 Анимация Попробуйте расположить данные карточки в том порядке, в каком Вы должны действовать, чтобы правильно помочь ребенку справиться с затруднением в выполнении домашнего задания.

- Кто поднял руку, зачитайте, ваш порядок действий? (Родители называют варианты ответов.)

Отметить варианты ответов на доске.

- У кого другое мнение? У кого нет варианта ответа?

- Видите, у каждого из вас свой ответ или нет ответа. А надо найти один общий на всех ответ, ведь в классе учатся вместе!

- Что вы не смогли сделать? (Определить порядок действий)

3. Выявление причины затруднения (2 минуты)

- Когда что-то не получается, надо остановиться и подумать.

- Давайте подумаем вместе, вы смогли точно, согласованно определить порядок действий помощи ребенку при выполнении домашнего задания? (Нет.)

- Таким образом, на данном этапе дети под руководством учителя определяют причину затруднения (что они пока не знают), что позволит перейти к следующему этапу.

4. Построение проекта выхода из затруднения (3 – 4 минуты)

- Как только мы определили причину затруднения, мы можем причину устранить и преодолеть свое затруднение. Если мы не знаем, как правильно действовать, чтобы помочь ребенку справиться с затруднением, что нам надо узнать? (Нам надо узнать, как правильно действовать, чтобы помочь ребенку справиться с затруднением при выполнении домашнего задания)

- Вы сформулировали цель нашего сегодняшнего собрания.

- Какие же варианты достижения цели вы можете предложить? (Варианты ответов родителей).

Учитель может предложить свои варианты: прочитать в специальной книге, попросить рассказать учителя или кого-либо из взрослых, узнать самому, а потом проверить в учебнике (по эталону). По желанию, можно прочитать высказывание Конфуция:«Послушайте – и вы забудете, посмотрите – и вы запомните, сделайте – и вы поймете».

5. Реализация построенного проекта (5 – 7 минут)

- На этапе открытия нового знания чаще всего организуется групповая работа. Учащиеся с помощью учителя открывают новое знание и фиксируют его в речи и знаковой в форме эталона. Давайте посмотрим, как это проходить на уроках.

- Я предлагаю открыть новое знание в группах. Основные правила работы в группах ребята знают и всегда их проговаривают. Давайте тоже их озвучим.

- Смайлик составил для Вас поучительную историю, по которой вы точно определите в каком порядке нужно задавать ребенку вопросы, чтобы правильно помочь ему справиться с затруднением в выполнении домашнего задания. Ваша задача – внимательно послушать историю, а потом в группах, согласовать ответ и расположить карточки в нужном порядке, для этого у вас на столах лежат карточки, лист А4 и клей.


- Однажды мальчик Петя выполнял домашнюю работу по математике и столкнулся с затруднением. Он подошел к маме и попросил о помощи. Мама попросила его рассказать задание, потом спросила, как он его выполнял. Затем, мама поинтересовалась в чем же у него возникла трудность. После его ответа, она велела ему повторить и применить нужное правило.

Работа в группах.

- Итак, проверьте свою работу по образцу. Слайд 6

- Почему сначала надо спросить, какое задание и как его выполнял ребенок? (Если он не знает, какое задание выполнял и как делал, не найдешь ошибку; часто ошибку делают из-за того, что невнимательно читают задание)

- Зачем ребенку определять в чем трудность? (Чтобы понять на какое правило задание)

- А если поняли с каким правилом надо работать, что дальше? (Нужно это правило повторить и применить)

- Таким образом, мы с вами составили цепочку вопросов, которые вы должны задавать ребенку, при затруднении в выполнении домашнего задания.

6. Первичное закрепление во внешней речи (5 – 7 минут)

На этапе первичного закрепления учащиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием нового знания вслух. Чаще всего на данном этапе урока учащиеся проговаривают сначала все вместе (хором) новое знание, а затем объединяются в пары, и рассказывают друг другу о новом открытии.

- Какое новое знание вы сегодня открыли?

- Чтобы лучше запомнить эталон, нужно научиться им пользоваться. Сейчас мы попадем в семью одного ученика. (Двое родителей инсценируют диалог ребенка и родителя):

- Мама, помоги мне решить пример.

- Расскажи задание.

- Надо из 9 вычесть 9.

- Как делала?

- Я использовала числовой отрезок.

- В чем трудность?

- У меня получается 15, а это больше, чем 9, не пойму почему…

- Повтори и примени правило.

- При сложении перемещаемся по числовому лучу от числа вправо, а при вычитании – влево на нужное количество единиц. А, поняла! Перемещаюсь от 9 на 6 единиц влево. Получается 3.

Предлагаю вам поработать в парах. Пусть один из вас будет в роли мамы, папы, бабушки и т. д., а другой – в роли ученика, выполняющего домашнее задание.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой (5 – 7 минут)

- На этапе самостоятельной работы используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задание на новое знание и осуществляют его самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

- Для самостоятельной работы предлагаю вам выполнить задание на листочках, которые лежат у вас на столе. Там дан диалог. В правом столбце два ответа поменялись местами. Ваша задача найти их и указать стрелкой правильное место.

- Проверьте свой ответ по образцу. Слайд 7

- Кто нашел ошибки может поставить себе + около работы, кто не смог их найти, поставьте ?.

8. Включение в систему знаний (3 минуты)

На данном этапе уточняются особенности нового знания, где его можно применить, его роль и место в системе уже изученных знаний.

- На данном уроке я предлагаю вам закончить предложение: Слайд 8 самое ценное для человека – это его жизнь, его здоровье и его ________________.

- На занятиях Мир деятельности дети говорят о ценностях в жизни человека. Слайд 9 И на данном этапе они знали такие ценности, как жизнь и здоровье и размещали эти ценности на дереве жизни.

- По итогам нашего урока на это дерево можно разместить еще одну ценность. Какую? Слайд 9 Анимация

- А как ребята могут помочь семье быть счастливой? (Стараться хорошо учиться…)

9. Рефлексия деятельности на уроке(5 – 7 минут)

На данном этапе фиксируется изученное знание и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Учащиеся соотносят поставленную цель и результат. Удалось ли им достичь поставленной цели, что не получилось, над чем надо поработать. Конечно, учитель учитывает возрастные особенности детей. В первом классе дети приобретают лишь первичный опыт самостоятельной постановки цели своей учебной деятельности.

А теперь поработаем с «Лесенкой успеха». Слайд 10

В рабочем пособии в конце каждого урока изображена лесенка успеха. С помощью этой лесенки дети оценивают свои знания и умения, поэтому лесенка разделена на две половины: «знаю» и «умею». Использование «Лесенки успеха» является средством формирования у учащихся способности к адекватной самооценке.

Если вы не поняли, что значит учиться, нарисуйте человечка на нижней ступеньке лесенки. Если вы все поняли и можете рассказать о новом знании, – нарисуйте человечка на верхней ступеньке. А если вы не до конца уверены в своих знаниях – на 2-й или 3-й ступеньке, а на какой именно, каждый решит сам.

Поднимите руку те, кто нарисовал человечка на нижней ступеньке?

Кто из вас может рассказать почему?

Поднимите руку те, кто нарисовал человечка на 2-й или 3-й ступеньке?

Кто из вас может рассказать почему?

Поднимите руку те, кто нарисовал человечка на верхней ступеньке?

Кто из вас может рассказать почему?

Учитель на уроке, по возможности, старается выслушать разные мнения, хвалит и тех, кто поставил себя на верхнюю ступеньку, и тех, у кого остались еще вопросы. В результате ученики понимают, что если затруднение зафиксировано, то это первый шаг к тому, что оно обязательно будет преодолено.

Если родители оценят свою работу на собрании по-разному, это тоже хорошо. Кто-то для себя нашел ответ на очень важный вопрос, а кто-то зафиксировал затруднение, вопрос, что является первым шагам к его успешному разрешению.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!