Конспект. Игра «Банкомат- электронный кассир-робот».
Методическая разработка учителя логопеда Четвериковой В. Е.
Актуальность. Психологи Е. О.Смирнова и О.В.Гударева проводили исследования сюжетов детских игр и выявили следующее: «Среди детских сюжетов игр практически отсутствуют сюжеты связанные с профессиями их близких. Современные профессии (юрист, экономист, менеджер, дизайнер и д .р.). В силу закрытости их содержания для детей не дают материала для игровых ролей. Социальная жизнь взрослых перестает быть содержанием детских игр, как это предполагалось в отечественной психологической концепции детской игры». Так же, есть проблема использования электронных устройств в повседневной жизни. Боязнь нажать не ту кнопку, последствие- утеря денежных средств.
Форма проведения: организованная (совместно с педагогом) игра и свободная игровая деятельность детей.
НОД: экономическое - математическое содержание тематическая сюжетно-ролевая игра, коммуникативное общение.
Сущность предлагаемой сюжетно-ролевой игры «Банкомат –электронный кассир-робот» состоит в обогащении игровой деятельности детей экономическим содержанием. Совершенствованием логического мышления посредством элементарных математических вычеслений.
Игровые задачи направлены на развитие определенных форм активности ребенка.
Социальная активность:
- воспроизведение в игре профессиональной деятельности взрослых,
- развитие умения вести диалог в критической ситуации,
- возникновение потребности в умении общаться и взаимодействовать с другими людьми,
- овладение нормами и правилами социального поведения,
- эмоциональное вживание в незнакомый социальный мир.
Личностная активность:
- возможность осуществлять свободу выбора, поиска и принятия решений (какую сумму снять на свои нужды и т.д.);
Творческая активность:
- выдвижение собственных творческих идей;
- создание новой пространственной и предметной среды по ходу игры;
- придумывание разнообразных сюжетов игры.
Логическая активность: навыки счета в пределах 10, повтор состава числа.
Развитие тактильных ощущений.
Задачи руководства
Игра рассчитана на детей 5-6летнего возраста (старшая группа).
Формы проведения:
- организованная игра. Цель: совершенствовать технику игры и расширять ориентировки детей в социальной жизни;
- свободная игровая деятельность детей. Цель: формировать активную позицию ребенка в игре, реализовывать сферы его собственных интересов.
Формы организации:
- познавательные занятия с определенным экономическим содержанием. Цель: знакомить детей в игровой форме с новыми экономическими понятиями, для развития сюжетной линии игры «Банкомат-электронный кассир-робот»;
- тематические сюжетно-ролевые игры. Цель: расширять границы изображаемого в игре через проигрывание ситуаций по определенным сюжетам.
Предметное наполнение игровых зон:
- банкоматы
Игровая деятельность детей:
Сюжеты | Роли | Атрибуты | Игровые действия | Речевые обороты |
Снятие со счета денежных единиц. Пополнение счета | «банкомат-электронный кассир-робот». Клиент банка. | Игровые купюры (деньги), телефон. | Клиенты снимают наличные деньги со своих счетов. Пополняют свои счета. | кредитная карта, расход, прибыль, количество, пополнение счета, обналичивание средств, купюра,банковская ката, банковская система, «маэстро», «мир» |
Сопутствующие сюжеты |
Ситуация «захвата карты» банкоматом | Консультант. Сотрудник банка | Белая рубашка, цветные платки. | Решение кризисной ситуации. | Будьте так любезны, Назовите личные данные |
Пополнение банкомата денежными единицами | Инкассатор. | Форма инкассатора (кепка, сумка, ключи) | Инкассаторы работают с наличными денежными массами, пополняют наличность в банкоматах, вынимают излишки купюр. | Купюра, достоинмство кюпюры,номинал. |
Характеристика основных направлений работы:
В начале игры инкассаторы подходят к каждому ребенку «банкомату» дают ему купюры, дети совместно отсчитывают денежные купюры по 5 штук каждого достоинства и выкладывают их стопками перед собой.
После этого, к детям «банкоматам» подходят дети «клиенты». У первых ладони сложены вместе, левая ладонь повернута горизонтально, на ней лежит правая ладонь.
Происходит диалог:
-Вставьте карту. - «Клиент» вставляет свою карту между ладонями ребенка «банкомата».
-Введите код. – «Клиент» на внешней ладони пишет любую цифру. Ребенок «Банкомат» перед этим закрывает глаза и отгадывает нарисованный «код», если не отгадал, разжимает ладони и просит снова вставить карту. Как только угадывает цифру, игра продолжается.
- Выберите операцию: - снять наличные,(1 сюжет)
- положить деньги на счет,(2 сюжет)
- оплатить мобильную связь,(3 сюжет)
-оплатить коммунальные услуги.(3 сюжет)
Клиент выбирает операцию.
1сюжет: - Выберите сумму (называет три любых числа от 1 до 10).
Клиент называет число, ребенок «банкомат» выдает названное количество денег с помощью двух купюр нужного достоинства. (например, было названо число 6, он может дать купюры номиналом 2 и 4).
2сюжет: -Вставьте купюры.
Клиент выкладывает свои купюры на стол. Ребенок «Банкомат» берет первуюкупюру и говорит номинал купюры, затем складывает числа (например: 1+2, называет число на счету 3, затем 3+2, говорит на счету 5. И так до 10). Затем говорит
-пополнение закончено заберите карту.
3 сюжет:
-Введите данные (номер телефона)
Клиент подушечками пальцев стучит по тыльной стороне ладони несколько раз.
- Ведите сумму.
Клинт называет сумму число от 1до10
-Оплатите счет
Клиент вводит две купюры сумма, которых должна быть равна названному числу.
- Заберите карту.
Сюжет, если карту захватил банкомат.
Если банкомат сообщает клиенту, что карта застряла, то клиент звонит в банк по телефону.
Рядом стоит служащий банка
-Здравствуйте, меня зовут (называет свое имя). Чем я могу Вам помочь?
Клиент сообщает, что банкомат захватил карту.
- Назовите свои данные и данные карты и номер банкомата.
Клиент называет свои ФИО, возраст, адрес проживания, название своей карты например : «Мир»,банкомат номер 4.
- Чтобы Вам вернули карту, нужно будет с паспортом обратиться в банк с паспортом.
Клиент идет в банк. Инкассатор выезжает к банкомату забирает карту и отвозит в банк.
В банке консультант: «Здравствуйте, что у Вас случилось?»
Клиент: « Банкомат захватил карту».
Консультант: «Предъявите Ваш паспорт, пожалуйста».
Консультант проверяет паспорт. Выдает карту клиенту.
- Извините, за предоставленные неудобства. Надеемся, что Вы останетесь нашим клиентом.
Свободная самостоятельная игра детей.
Применяя выученные игровые диалоги самостоятельно играют в игру по сюжетам.
Приемы по обогащению игры:
Педагог выступает как образец:
- ролевого поведения, когда вступает в ролевые взаимодействия с другими участниками
- ролевых диалогов, с помощью которых он стимулирует потребность в общении между детьми;
- вхождение в роль: изменение внешнего облика, обживание роли (смена походки, мимики, жестов);
- использование игровой среды: педагог выступает в роли «банкомата», консультанта, сотрудника банка.
Введение правил в игру:
- все споры решать только путем договора друг с другом;
Создание проблемных ситуаций: дефицит денег в банкомате различных номиналов.
Окончание игры:
Наступает вечер. К банкоматам выезжают инкассаторы забирают наличность и отвозят в банк, сдают наличность в сейф( выкладывают в коробку наличные и карты, раскладывая купюры по номиналам в ячейки коробки.) Остальные дети после этого тоже выкладывают по очереди деньги в коробку по номиналу (как бы в кошелек).