СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект современного урока русского языка(технологическая карта урока русского языка) «Правописание не с деепричастиями».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок открытия нового знания Цель урока: достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов через изучение темы «Правописание не с деепричастиями». Задачи урока: 1. Обучающая: формирование навыка правописания не с деепричастиями в сопоставлении с глаголами. 2. Познавательная: создание содержательных и организационных условий для самостоятельного применения обучающимися комплекса знаний и способов деятельности. 3. Развивающая: содействование формированию навыка правописания не с деепричастиями в сопоставлении с глаголами, способствование развитию языкового чутья, умению работать в режиме диалога, способствование развитию компетентностных умений. 4. Мотивационная: создание на уроке атмосферы доброжелательности и сотрудничества, включая всех учащихся в активную деятельность при конкретизации материала, обобщении, обработке навыков. 5. Воспитательная: возбуждение интереса к изучению русского языка, расширение кругозора учащихся, воспитание позиции уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося. Технологии урока: элементы проектной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект современного урока русского языка(технологическая карта урока русского языка) «Правописание не с деепричастиями».»

Технологическая карта урока русского языка

Тема урока: «Правописание не с деепричастиями»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов через изучение темы «Правописание не с деепричастиями».

Задачи урока:

1. Обучающая: формирование навыка правописания не с деепричастиями в сопоставлении с глаголами.

2. Познавательная: создание содержательных и организационных условий для самостоятельного применения обучающимися комплекса знаний и способов деятельности. 

3. Развивающая: содействование формированию навыка правописания не с деепричастиями в сопоставлении с глаголами, способствование развитию языкового чутья, умению работать в режиме диалога, способствование развитию компетентностных умений.

4. Мотивационная: создание на уроке атмосферы доброжелательности и сотрудничества, включая всех учащихся в активную деятельность при конкретизации материала, обобщении, обработке навыков.

5. Воспитательная: возбуждение интереса к изучению русского языка, расширение кругозора учащихся, воспитание позиции уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.

Технологии урока: элементы проектной деятельности.

Формы организации деятельности: фронтальная, самостоятельная, в парах, групповая.

Опорные понятия: часть речи, орфограмма, слитное и раздельное написание, этимология

Новые понятия: правописание не с деепричастиями, памятка.

Межпредметные связи: этикет, экология.

Образовательные ресурсы: УМК по русскому языку под ред. Т.А.Ладыженской, раздаточный материал, карты рефлексии, презентация к уроку.





























Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

Подготовка к работе. Самоопределение к деятельности.

Личностные: действие смыслообразования

Регулятивные: волевая саморегуляция для выполнения общей задачи, нацеленность на выполнение действий в соответствии с данной задачей.

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений

- А сейчас обратите свое внимание на доску. Слайд... Что там написано? Как называется такое стихотворение? (Синквейн) стихотворение из 5 строчек, каждая из которых имеет строгое содержание и определенную форму: 1-я – существительное, задающее тему стихотворения; 2-я – два прилагательных к данному существительному; 3-я – три глагола к данному существительному; 4-я - смысловая фраза; 5-я – одно заключительное слово (предложение), определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному

Часть речи.

Образное, изящное.

Добавляет, уточняет, разъясняет.

Соединяет признаки глагола и наречия.

____________________________?

- О чем мы сегодня продолжим разговор на уроке? (О деепричастии)

- Запишите в тетрадях число и классная работа. Строчку для написания темы пропустите, мы ее запишем

позже.

 У вас на партах лежат листочки, в первой графе обведите в кружок ту оценку, которую бы вы хотели получить в конце урока.


– Давайте вспомним, что вы знаете о деепричастии.

Анализ составленной схемы.



Демонстрирует примеры на правописание разных частей речи с НЕ.

- Ребята, перед вами слова и словосочетания. Объясните, пожалуйста, их написание. Слайд.

Направляет вопросами:

- Что мы повторили, выполняя данное упражнение? (правописание частицы не с именами существительными, прилагательными и глаголами)

Выполняют задание, которое тренирует отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции, учебные навыки. Повторяют правила правописания НЕ с разными частями речи. Применяют правила и объясняют орфограмму. Сталкиваются с трудностью при написании не с деепричастием.

Личностные:смыслоопределение.

Регулятивные: волевая саморегуляция для выполнения заданий.

Познавательные: общеучебные:

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

3. Постановка учебной задачи. Мотивация познавательной деятельности.

Анализирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя).

- Правописание всех слов мы можем объяснить?

- Что вызвало у вас затруднение? Какая возникла проблема? Почему?

Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

На слайде:

НЕДОУМЕВАТЬ – НЕДОУМЕВАЯ

НЕ ГОВОРИТЬ – НЕ ГОВОРЯ

– Ребята, обратите внимание на слайд. Сопоставьте предложенные слова и скажите, с какой орфограммой будет связана тема нашего урока?

Формулируют тему урока «Правописание НЕ с деепричастиями» и цель урока.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

логические: формулирование проблемы.

4. Построение проекта выхода из затруднения (изучение нового материала).

Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации: на слайде в два столбика напечатаны деепричастия и глаголы, которые пишутся слитно и которые пишутся раздельно. Слайд.

- Давайте с вами проведем исследование.

Задания:

- озаглавьте столбики,

- сравните написание деепричастий и глаголов в левом столбике и в правом.

- Какую закономерность слитного или раздельного написания не с деепричастиями вы отметили?

- Сделайте вывод о написании не с деепричастиями.

- Какая часть речи пишется с не по такому же правилу?

Организует работу с учебником (§30, с.82).

- А теперь сравните самостоятельно сделанный вывод с правилом учебника. Самостоятельно прочитайте, пожалуйста, правило, затем расскажите соседу по парте, стараясь подбирать свой пример. Внимательно выслушайте друг друга. Постарайтесь построить алгоритм.

- Давайте построим алгоритм. Слайд.

Работают в парах. Исследуют ситуацию, составляют план достижения цели и определяют средства.

Делают вывод о написании не с деепричастиями в виде связного ответа-рассуждения, приходят к выводу, что такое же правило применяется в случае с глаголом и сравнивают свой вывод с теоретическим материалом в учебнике.









Работа в парах: составление алгоритма «Правописание не с разными частями речи» и составление таблицы с примерами.

Сильные учащиеся могут дополнить таблицу своими примерами.

Регулятивные: планирование, прогнозирование собственной исследовательской деятельности, наиболее комфортного алгоритма исследовательской работы.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в сборе информации, умение обосновывать собственное мнение в форме связного ответа, умение вступать в диалог.

Познавательные: общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование; смысловое чтение.

Логические: анализ объектов, выбор обоснований и критериев для сравнения, классификации объектов, решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство.

5. Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия через систему тренировочных упражнений:

- Применяя алгоритм, объясните правописание слов. Слайд.

- Образуйте от глаголов деепричастие с суффиксом -а-(-я-) и объясните орфограмму.

- Значения всех слов вам понятны?

Создает условия для поиска значения слов. https://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=35075

Предлагает выполнить упражнения 192, 193 письменно.

- От чего зависит написание слов с частицей не?

Решают типовые задачи (с проговариванием алгоритма вслух). Учатся объяснять случаи раздельного и слитного написания не с деепричастиями, работают с словарем он-лайн, повторяют обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий, графически их выделяют, объясняют знаки препинания при однородных деепричастных оборотах.

Учатся отличать данное языковое явление от подобных (деепричастие от других частей речи) и выбирают правильный алгоритм: от чего зависит написание слов с частицей не?


Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные общеучебные: применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

6. Самостоятельная работа

Организует деятельность учащихся по применению новых знаний.

- Раскройте скобки в словах с НЕ в данных словосочетаниях.

После выполнения учащимися самостоятельной работы через проектор показывает ответы. Слайд.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку по критериям (см. приложение), пошагово сравнивая с эталоном.


Личностные: самоопределение.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: общеучебные:, поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

7. Этап продуктивного использования полученных знаний

Организует деятельность учащихся по применению новых знаний в группах.

- Составьте памятку, используя НЕ с разными частями речи.

Проверяет и корректирует работы учащихся. Предлагает критерии оценки ответа.

В группах составляют памятку на предложенные тему «Природа и человек», используя НЕ с разными частями речи. Озвучивают свою работу. Другие группы в это время оценивают ответы по критериям.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция

Личностные: самоопределение

Познавательные: общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: синтез как составление целого из частей, в том числе, восполнение недостающих компонентов; подведение под понятия, выведение следствий; постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: управление поведением партнёров - контроль, оценка, коррекция действий партнёров; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

8. Рефлексия деятельности (итог урока)

Организует рефлексию.

- Что нового узнали? Чему научились? Что не получилось? Почему? Что необходимо сделать: обратиться к учебнику, к учителю, сверстникам, к информационным источникам?

Продолжите предложения:

На этом уроке я понял...

На этом уроке я вспомнил....

На этом уроке я запомнил....

Я никогда не ошибусь...

-Возьмите бланки, в которых вы в начале урока поставили себе желаемую оценку. Проанализируйте свою работу на уроке, заработанные баллы и оцените себя снова. Совпали ли ваши оценки?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

9. Домашнее задание

Инструктирует учащихся к выполнению домашнего задания:

  1. записать фразеологизмы, в которых употребляется деепричастие с НЕ. Указывает на образовательный ресурс. http://phraseology.academic.ru/


  1. Составить связный текст на тему «Дружба», используя НЕ с разными частями речи или отдельные предложения на эту же тему.


  1. Составить предложения или рассказ по одной из картинок, используя деепричастия с частицей НЕ.




Анализируют и выявляют степень готовности

Личностные: формирование мотивации познавательного интереса.

Регулятивные: регулирование собственных действий с ориентацией на общеучебную задачу урока.

Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: общеучебные - применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

























Приложение1 .Таблица, которую заполняют учащиеся.

Условие слитного написания

Примеры слитного написания с не

Часть речи

Условия раздельного написания

Примеры раздельного написания с не

1)



глагол

1)


1)



деепричастие

1)


1)


2)



существительное

1)


1)


2)



прилагательное

1)

2)


1)


2)


причастие

1)


2)


3)












Приложение 1.

Неряха, нестарый тополь, не учился, не зло, а добро, не написано, не каменный пол, не парта, недомогать, ненаписанный рассказ, не плохой, а хороший человек, не умываясь, негодуя, не моргая.



Приложение 2

не читает ненавидит

не танцует негодует

не ругается недомогает

не качаясь недоумевая

не написав невзлюбив

не прыгая невзирая



Приложение 3

Не смущаясь перед одноклассниками, не выполнив задание, не убрав мусор, недоумевая по поводу случившегося, не погасив свет, невзирая на лица, не прыгнув через препятствие, негодуя по поводу происшедшего, не стирая белье, не выдавив пасту, не печатая текст.



Приложение 4

1. Мы шли по тропинке (не)встречая никого на пути. 2. Дождь все шел и шел (не)переставая. 3. (Не)знакомый нам человек присев (не)говоря ничего долго куда-то смотрел. 4. Я замолчал (не)доумевая по поводу исчезновения собеседника. 5. (Не) читая твое письмо скажу свое мнение.



Приложение 5

Критерии проверки самостоятельной работы.

«5»- 0 ошибок

«4»-1-2 ошибки

«3» 3-4 ошибки

«2» -5 и более ошибок









Приложение 3

Критерии устного ответа в группах:

-Пункты памятки соответствуют теме

-Предложения построены грамотно, без речевых и грамматических ошибок.

-Группа использовала в своей работе разные части речи с не, правильно их записав в тетради.





Оценочный лист ученика _____класса __________________

+ могу\ знаю +\- сомневаюсь - не могу\ не знаю

№п\п

Критерии

Сам

Учитель

1

Знаю тему урока

 

 

2

Знаю цель урока

 

 

3

Знаю план достижения цели

 

 

4

Могу работать по плану

 

 

5

Могу хорошо читать текст

 

 

6

Умею отвечать на вопросы по тексту

 

 

7

Сам могу составить вопрос к тексту

 

 

8

Умею работать в группе

 

 

9

Могу доказать свои высказывания

 

 

10

Могу оценить свою работу на уроке

 

 

11

Могу оценить работу своих товарищей

 

 

12

Могу сказать, что урок прошел с пользой

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!