Средства наглядной визуализации или визуальные опоры в работе
с детьми ОВЗ
Визуальные опоры
Зрительное восприятие у детей с РАС развито лучше, чем аудиальное, поэтому визуальные опоры позволяют эффективно обучить ребёнка достижению целевого результата и убрать нежелательное поведение. Воспринимаемая с помощью зрения информация (сигналы, слова, предметы, жесты, мимика и т. п.), помогающая принятию решения по восприятию и порождению речи. С точки зрения психологов, «через зрительные каналы человек воспринимает до 80% информации. Использование наглядности позволяет развивать такие каналы восприятия и осмысления информации как зрительный, артикуляционный и акустический» [5, с. 93 - 94]. Следовательно, работа с разного рода наглядностью, и, в частности, с визуальными опорами, является, несомненно, важным ресурсом в учебном процессе, в том числе и при обучении говорению.
Средства наглядной визуализации или визуальные опоры – это подсказки, которые помогают ребёнку с нарушениями речи понять информацию. Чем лучше ребёнок ориентируется в происходящем, тем увереннее он себя чувствует. Соответственно, ему проще контролировать эмоции и поведение.
Какими бывают визуальные опоры
Тактильное и визуальное расписание
Фотографии: для расписания, для коммуникативных книг, для фиксации личного опыта
Рисунки и схемы
Таймер или песочные часы помогут ребенку отследить, сколько времени осталось на выполнение задания
Таблички «сейчас/потом»
Таблички с правилами
Письменная речь, печатание на компьютере
Где брать визуальные опоры?
Большинство карточек выложено в открытый доступ в Интернете, фотографии можно снимать на смартфоны, то есть, основной объём материалов легко сделать любому. Уместно подключать к такой работе родителей, просить их распечатать и принести в школу нужные карточки.
При работе с детьми РАС используем метод визуальных опор. Визуальная опора (поддержка) — это использование картинок или других наглядных предметов для того, чтобы сообщить какую-то информацию ребенку, которому трудно понимать и использовать речь.
В качестве визуальной поддержки могут использоваться фотографии, рисунки, предметы.
Визуальная поддержка для детей с РАС облегчает коммуникацию ребенка с людьми, помогает ребёнку понять, как начать разговор, как ответить на попытки социального взаимодействия других людей или как изменить свое поведение в соответствии с правилами для той или иной ситуации, т. е. способствует благополучной социализации.
Доска «Сначала-Потом» — это визуальная последовательность из двух изображений. Доска сообщает о некоем приятном событии, которое произойдет после завершения не такой приятной задачи. Доска «Сначала-Потом» также обучает ребёнка языку для понимания инструкций из нескольких шагов.
Визуальное расписание — это наглядное отображение того, что произойдет в течение дня, либо во время какого-то одного занятия или события. Оно полезно при обучении ребёнка заданиям, состоящим из нескольких последовательных шагов, например, бытовым навыкам.
Визуальные правила и инструкции — это наглядное отображения правил поведения в определенной ситуации и способ сообщить ребёнку, что можно, а что нельзя делать в определенной ситуации.
Разные виды визуальной поддержки облегчают коммуникацию ребёнка с РАС, помогают позитивно справляться с различными повседневными ситуациями, способствуют социализации.
Виды альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК)
Мануальные: естественные жесты, русский жестовый язык, жестовый алфавит (дактиль), жест на букву.
Графические: фотографии, рисунки, схемы, пиктограммы.
Технические коммуникаторы.
Карточки PECS.
Тематика таблиц выбора:
Базовая (да, нет, подожди, посмотри, послушай, стоп, хочу, не хочу, дай мне, возьми и т.д.)
Мои чувства (злость, радость, печаль, спокойствие, страх, удивление)
Мои нужды (есть, пить, отдыхать, туалет, подожди, болит и пр)
Мои действия (играть с игрушками, смотреть мультики, играть в планшет, качаться на качелях, прыгать, спрятаться, заниматься, гулять и т.д.)
Бытовые действия (мыть пол, поливать цветы, вытирать пыль, пылесосить, складывать вещи в шкаф и т.д.)
Тематические таблицы: еда, напитки, игрушки, транспорт, одежда, детская площадка и др.
Поощрения
Список используемых источников информации
https://www.defectologiya.pro/zhurnal/osobennosti_rabotyi_uchitelya_logopeda_s_detmi_ovz_v_mladshej_diagnosticheskoj_gruppe_s_ispolzovaniem_innovaczionnyix_texnologij/
https://teacher.yandex.ru/learn/inclusion/courses/eda634ed-eb46-4ecf-b525-17ba8d1dd88d/sprints/4435/topics/6883c1c7-0593-4b2c-b1bf-1f870aeb0dd1/lessons/e5125bdc-ae50-4069-9935-6a4668a13d17/
3