СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект тематического занятия «День школьных библиотек» (8 -11 кл.)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект приурочен к Международному Дню школьных библиотек и предназначен воспитателям школьной гостиницы (общежития), классным руководителям и обучающимся 8-11-ых классов.

ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ: Приобщение обучающихся к изучению исторического и культурного наследия.

ЗАДАЧИ:

- расширять кругозор обучающихся; акцентировать их внимание на то, что во всем мире отмечают День школьных библиотек;

- познакомить обучающихся с историей праздника, вызвать к нему интерес;

- прививать любовь к чтению и чуткое, бережное отношение к книгам;   воспитывать уважение к храму книг - библиотеке;

- учить правильно себя вести в библиотеке, правильно обращаться с книгой; воспитывать уважение к труду библиотекарей;

- способствовать развитию внимания и наблюдательности;

- развивать коммуникативные навыки учащихся;

- способствовать сплочению коллектива обучающихся, проживающих в школьной гостинице.

Просмотр содержимого документа
«Конспект тематического занятия «День школьных библиотек» (8 -11 кл.)»

МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева

Гостиница для обучающихся

г. Моршанск Тамбовской области





КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ДЕНЬ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК»

ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ: Приобщение обучающихся к изучению исторического и культурного наследия.

ЗАДАЧИ:

- расширять кругозор обучающихся; акцентировать их внимание на то, что во всем мире отмечают День школьных библиотек;

- познакомить обучающихся с историей праздника, вызвать к нему интерес;

- прививать любовь к чтению и чуткое, бережное отношение к книгам; воспитывать уважение к храму книг - библиотеке;

- учить правильно себя вести в библиотеке, правильно обращаться с книгой; воспитывать уважение к труду библиотекарей;

- способствовать развитию внимания и наблюдательности;

- развивать коммуникативные навыки учащихся;

- способствовать сплочению коллектива обучающихся, проживающих в школьной гостинице.



Необходимое оборудование: ПК, мультимедийное оборудование; выставка книг и иллюстраций к прочитанным книгам; презентация, раздаточный материал.





ПРОВЕДЕНИЕ: 09 октября 2019 г.

Воспитатель – Мокшанова И.В.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1. Мотивация. Определение темы занятия

ВОСПИТАТЕЛЬ. Добрый вечер, друзья!

Постарайтесь определить, какова тема нашего сегодняшнего занятия, отгадав загадки:

  1. Звучит песня «Читайте, читайте»

  2. Загадки:

Передо мною книги, - какой счастливый миг!

Как много интересного я узнаю из них:

Ответы на вопросы – как, что и почему,

И если на уроке я что-то не пойму;

О том, как жили люди, и как они живут…

Всё книга нам расскажет – она наш верный друг!



Конечно, он не маг и не волшебник,

Но иногда способен удивлять,

Достав из ниоткуда вдруг учебник,

Который просто негде было взять!

Он проведёт, как надо, все уроки

И выручит, лишь кто-то заболел,

Он не забудет встречи, даты, сроки.

Перелопатит за день массу дел!

Он, как учитель, делает немало.

Не ждёт особых почестей, похвал.

Идёт своей стезёй, своей дорогой,

Чтоб этот мир чуть-чуть добрее стал.

- О работе библиотекаря, о библиотеках.

- Совершенно верно. Речь пойдет о книгах, о библиотеках.

2. Актуализация знаний

- Самое главное богатство любой библиотеки – это, конечно, книги.

Проанализируйте слова Александра Ивановича Герцена. Как вы их понимаете?

«Дорога в библиотеку - путь к сердцу, душе, добру. И этот путь открыт каждому» (А.И. Герцен).

Ответы обучающихся.

- Да, книга – это одно из чудес, созданных человечеством. Из книги мы узнаём обо всем, она ведёт нас в интересное путешествие в страну знаний, в страну настоящего, прошлого и будущего. Каждый раз, когда мы подходим к книжным полкам, нами овладевает трепетное чувство от предвкушения встречи с новым, необычным и интересным. Книги помогают мысленно преодолеть время и пространство.

Планшеты, компьютеры, смарты, айфоны, -

Сегодня все школьники с ними знакомы!

Но как ни стремителен времени бег, -

Учиться не сможем без библиотек.

Учебники здесь поселились гурьбой

И нам не пройти мимо книги с тобой:

Не клавиши жмем, а листаем страницы. –

Без книг ни чему нам не научиться.

Ведь книгу с душою писал человек!

Прославим день школьных библиотек!

3. Целеполагание

- Каждый четвертый понедельник октября отмечается Международный день школьных библиотек. Данное событие отмечается во многих государствах уже на протяжении нескольких лет, начиная с 1999 года.

В нашей стране Международный день школьных библиотек впервые был проведен в 2008 году. Праздник был преобразован в месячник. В данный период ведутся самые разные мероприятия, которые связаны с книжкой и библиотекой. Это и обучающие семинары, и чествование ветеранов библиотечного дела, и съезды школьных библиотекарей. Это и конкурсы, выставки, конференции для детей.

Мы тоже не будем отставать и побеседуем сейчас о библиотеке.

Ведь в каждой школе есть библиотека, и конкретно оттуда начинаются все познания. Печатное слово постоянно было и будет источником точных сведений и полезной информации.

Школьная библиотека –

Храм прекрасных, добрых книг.

Это - шанс для человека,

Чтоб все науки он постиг!

Об этом помните, ребята!

Ходите чаще в этот храм.

Вся мудрость мира вековая

Тогда откроется здесь вам.





  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Из истории возникновения библиотек

  1. Как появились первые книги

СЛАЙД 1. Когда появились первые книги, то встал вопрос - где их хранить? Так и возникли библиотеки.

Слово «библиотека» образовалось от двух греческих слов «библио»- книга и «тека»- хранилище. Таким образом, слово «библиотека» в переводе с греческого означает книгохранилище.

СЛАЙД 2. Всем командует в библиотеке, конечно же, библиотекарь.

На Руси о нем заговорили лишь с XVI века. И если в Западной Европе библиотекарь имел известный общественный вес, то положение русского библиотекаря было более чем скромным. Тогда первые библиотеки находились в монастырях, и должность библиотекаря сводилась к книгохранению.

В XVII веке уже появились первые инструкции об охране книг, о приемах их использования. Их надобность была вызвана появлением библиотеки Академии наук, созданной при Петре I. Тогда уже появились и первые школьные библиотеки.

СЛАЙД 3. И библиотекарь теперь - это, прежде всего, - эрудит, ученый, высококвалифицированный профессионал, консультант и руководитель читателя.

СЛАЙД 4. Кстати, это любопытно: известный русский баснописец, драматург, сатирик Иван Андреевич Крылов в течение 30 лет работал помощником библиотекаря Императорской публичной библиотеки в Петербурге.

- Как вы понимаете эти его цитаты?

СЛАЙД 5. «Быть сильным хорошо,

Быть умным - лучше вдвое».

«Если голова пуста,

То голове ума не придадут места».

«Многие, хоть стыдно в том признаться,

С умом людей боятся

И терпят при себе охотней дураков».

«Не презирай совета ничьего,

Но прежде рассмотри его».

Ответы обучающихся.

  1. История возникновения письменности. Сообщения обучающихся

Обучающиеся делают заранее заготовленные сообщения:

1 ОБУЧАЮЩИЙСЯ. Долгой была дорога к современной книге. У различных народов были различные способы письма и различные материалы. На каменной плите слова высекали, на страницы из шёлка - наносили кисточкой, на пальмовых листьях - выцарапывали. До наших времён дошли «книги» на глиняных дощечках, папирусе, пергаменте, бересте.

Писать люди научились прежде, чем делать бумагу и поэтому использовали камень – высекали на нём буквы. Но камень является неудобным для письма  материалом, так как он твёрдый, жёсткий и тяжёлый.

Люди стали искать более благоприятные материалы для письма и приняли решение применить глину.

Первыми писать на глиняных дощечках стали в Греции. На еще увлажненной и мягкой глине писец острой палочкой выдавливал слова – значки. Затем глиняную дощечку сушили и обжигали.

Чтобы написать книгу, таких плиток нужно было довольно большое количество - несколько сотен. Глиняные книги были очень неудобными, массивными. Их нельзя взять домой почитать, ведь плиток очень много. Каждая книга весила несколько десятков килограммов. Потому их читали только лишь в библиотеке.

Также в Греции использовали деревянные дощечки, залитые воском.

Такая книга состояла из ряда скреплённых друг с другом дощечек с углублением в середине, заполненном воском.

Писали по воску стальной палочкой - «стилем». До сих пор сохранилось это название - про писателя говорят, что у него хороший стиль (т.е. хорошо пишет).

В древнем Египте писали на папирусе. Папирус – речной тростник с высоким и толстым стволом.

Стебли папируса разрезали на тонкие полоски и укладывали их друг на друга, смазывали клеем, проглаживали деревянной гладилкой, сушили на солнце и свертывали в трубку.

Написанное на папирусе можно было легко смывать губкой, иногда писцы вместо губки пользовались языком. Рассказывают, что один из римских императоров, если написанные в его честь стихи не нравились ему, заставлял неудачливых поэтов вылизывать тексты своих произведений.

2 ОБУЧАЮЩИЙСЯ. Наши предки, которые жили в Древней Руси, писали на бересте. Писать на бересте удобно, но для книг она не годилась.

В городе Пергаме придумали пергамент – названный в честь города. Изготавливали его из шкур телят и овец.

На изделие одной книги уходило целое стадо баранов. Писали её от руки несколько лет. Книги из пергамента были очень дорогие.

Затем появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нём было очень просто писать. Это – бумага. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковиной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо.

На Руси тоже стали создавать книги из бумаги, но они были рукописными.
Первые рукописные книги на Руси появились в 10 веке.

Книг было мало, и стоили они дорого, ценились на вес золота.

Чтобы книги лучше сохранялись, переплёты делались из деревянных дощечек. Их обтягивали тонкой кожей или дорогой материей.

Первые печатные книги появились в Германии. Современный способ книгопечатания изобрёл немец Иоганн Гуттенберг.

На Руси первопечатником стал Иван Фёдоров. Первая русская печатная книга – «Апостол» – была выпущена 1 марта 1564 года.

  1. Дискуссия обучающихся

1) Высказывания великих людей о книгах (СЛАЙД 7)

- Проанализируйте следующие высказывания великих людей о книгах и пользе чтения и сделайте вывод:

СЛАЙД 6. «Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души». Цицерон, др.-рим. философ.

«Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нём лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце». У. Теккерей, англ. писатель.

«Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». Ф. Бэкон, англ. философ.

«Книги следует читать так же неторопливо и бережно, как они писались». Г.Д. Торо, амер. писатель и поэт, философ.

«Книги — лучшие товарищи старости, в то же время они — лучшие руководители юности. Сэмюэл Смайлс, шотл писатель 19 в.

«Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и в дурное общество». Гельвеций, франц. философ и литератор 18 в.

«Книги читай, однако помни — книга книгой, а своим мозгом двигай!» М. Горький, рус. и сов. писатель.

«Книги изречений… не только не подавляют самостоятельной деятельности ума, но, напротив, вызывают её». Л.Н. Толстой, рус. писатель и мыслитель.

Краткий вывод: Книги надо обязательно читать. Но надо и уметь их читать.

2) Пословицы и поговорки о книге (СЛАЙД 8)

- А сколько существует народных пословиц и поговорок о книге!

(Раздаточный материал на партах. Обучающиеся читают и объясняют.)

  • Книги – мост в мир знаний.

  • Прочитал хорошую книгу – встретился с другом.

  • С книгой поведёшься – ума наберёшься.

  • Золото добывают из земли, а знания - из книг.

  • Из глубины морей добывают жемчуг, а из глубины книг черпают знания.

  • Кто много читает, тот много знает.

  • Книга поможет в труде, выручит в беде.

  • С книгой жить – век не тужить.

  • Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

  • Книга – источник знаний.

  • Хорошая книга – первый друг человека.

  • Не красна книга письмом, а красна умом.

  • Книга – зеркало жизни.

  • Испокон века книга растит человека.

  • Чтение – вот лучшее учение.

3. Интересные факты

  • Лучше поздно, чем никогда! Забывчивые читатели были во все времена. В 1975 году в одну из английских библиотек была возвращена книга «Учись вязать и вышивать». Читательница так увлекалась ею, что держала 43 года. Но рекорд рассеянности установлен в библиотеке Кембриджского университета: книгу туда вернули через… 300 лет!

  • Живая библиотека. Таковая принадлежала богатому римскому торговцу Ицелу. Она состояла из… рабов. Каждому из них он приказал быть говорящей книгой.

  • На службе Её Величества. Известна приверженность англичан к традициям. Одна из них соблюдается в библиотеке Британского музея: для защиты книг от мышей в штате сотрудников состоят кошки!

  • Драгоценный узник. В средние века книги были очень дороги. Именно поэтому особо ценные экземпляры приковывали к стене или специальным пюпитрам , чтобы никто из читателей не прихватил «по рассеянности» книгу с собой.

  • Самая толстая. Самой толстой печатной книгой в мире является книга Интернета - WIKIPEDIA. Эта книга представляет собой сборник статей из сети Интернет, которые любитель книг Роб Мэтьюс (Rob Matthews) решил напечатать в виде одного тома. В итоге, бумажная версия этой книжечки составила 5000 страниц.

  • Самая дорогая. Самой дорогой книгой на свете в настоящее время считают уникальный «Апокалипсис», изданный французом Жозефом Форе. Эта книга оценена в 100 миллионов старых франков. Она выставлена в музее современного искусства в Париже.

  • Самая большая. Самой большой в мире книгой считают летопись, которая высечена на стенах храма в Фивах в Египте. Её каменные страницы имеют ширину 40 м.

  • Самая маленькая. Самой маленькой книгой в мире является книга «Хамелеон» А.П. Чехова размером 0,9 х 0,9 мм. Она содержит 30 страниц по 11 строк текста на каждой, 3 цветные иллюстрации. Книга была отпечатана и переплетена А.И. Коненко в 1996 г. в г. Омске РФ.

4. Правила поведения в библиотеке

  • Заходя в библиотеку, поздоровайся со всеми. 

  • Прочитанную книгу не бросай, а аккуратно положи на стол. 

  • Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу. 

  • Выбирая новую книгу,  всё делай аккуратно, книги не разбрасывай. 

  • В библиотеке не шуми, не кричи, не бегай. 

  • Книги сдавай вовремя. 

  • С книгами обращайся аккуратно.



5. Викторина

  • Звуковой повтор, преимущественно на конце, в двух или более стихах (Рифма).

  • В лицее этот человек серьезно занимался французской поэзией, за что его прозвали «французом». (Пушкин).

  • Последовательность событий в художественном произведении, которые представлены в определенной связи. (Композиция).

  • Количество экземпляров книги, выпущенное издательством. (Тираж)

  • Край книжного блока, место, где скреплены все элементы книги: листы, марля и др. (Корешок)

  • Бумажная дополнительная обертка поверх переплета, которая украшает книгу и защищает ее от грязи и пыли. (Суперобложка)

  • Сотрудник, который исправляет ошибки и опечатки в книге. (Корректор)

  • Человек, который коллекционирует старые книги. (Букинист)

  • Назовите имя и отчество поэта Лермонтова.

  • Назовите жанры устного народного творчества.

  • Назовите 3 рода (большие группы) литературы. (Эпос. Лирика. Драма)

  • Из какой басни мораль: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт»? (И.Крылов. Лебедь, Щука и Рак)

  • Узнайте героя по его описанию: «Мужчина 12 вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения». (Дворник Герасим из рассказа «Му-му»)



  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Подведение итогов занятия. Рефлексия

В заключение нашего занятия хочу прочитать вам стихи Виктора Бокова:

Книга – учитель,

Книга – наставница,

Книга – близкий товарищ и друг,

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

Книга – советчик,

Книга – разведчик,

Книга – нетленная память и вечность,

Книга – активный борец и боец,

Спутник планеты Земля, наконец.

Книга не просто красивая мебель,

Не приложенье дубовых шкафов,

Книга – волшебник, умеющий небыль

В быль превращать и в основу основ.

Книга – это величайшее сокровище человечества, кладезь мудрости, источник знаний. 

Книги действительно любят всюду и везде. Взгляните на эмблему Международного дня школьных библиотек: на фоне книги - цветок с шестью лепестками. Что это символизирует, как вы думаете?

- Символ шести континентов: книги читают и любят во всем мире.

- Понравилось занятие? Что больше запомнилось? Что нового узнали?

- Какое же место занимают книги в нашей жизни?

Ответы обучающихся.

  1. Заключительное слово воспитателя

Российский и советский и филолог, профессор Дмитрий Лихачев говорил так: «Пока жива библиотека – жив и народ. Умрёт она - умрёт наше прошлое и будущее».

Сегодня День библиотеки,

И с ним вас поздравляю я!

Больше умных книг читайте

И будьте счастливы, друзья!

С Международным днем школьных библиотек всех вас! Пусть книги всегда будут для нас актуальны!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!