СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект темы "Научное познание" (к уроку обществознания в 10 классе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект раскрывает основные понятия содержания темы

Просмотр содержимого документа
«Конспект темы "Научное познание" (к уроку обществознания в 10 классе)»

Урок по теме: « НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ» (обществознание, 10 класс).

ПЛАН ТЕМЫ:

1. Наука, ее социальные функции.

2. Научное познание: уровни, формы, методы, принципы.

3.Пути развития современной науки.

***

Отличие научных знаний от знаний других видов:

- наука имеет дело только с реально существующими предметами, явлениями, свойствами (предметов и явлений), т.е. с научными фактами;

- факты фиксируются, обобщаются, формируются в определенные системы научных знаний: научное знание носит системный характер;

- научное знание подвергается постоянной проверке, открыто рациональной критике в результате новых открытий, попыткам опровержения.

***

1. Наука- форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе, познании; система теоретических взглядов на окружающий мир, основанных на научных исследованиях.

Наука

социальный институт отрасль духовного производства система знаний

(система общественных (научные исследования, опыты, (научные представления,

организаций, учреждений, конструкторские изыскания) понятия, теории)

вырабатывающих, хранящих,

распространяющих знания: основная продукция - понятия, законы, теории

научно – исследовательские

институты, вузы, Академия наук РФ и др.)









Важнейшие социальные функции науки:

1) познавательно-объяснительная ( дает возможность познать и объяснить, как устроен окружающий мир и каковы законы его развития)

2) мировоззренческая ( помогает человеку выработать научное мировоззрение)

3)прогностическая ( позволяет человеку не только изменить окружающий мир в соответствии со своими желаниями и потребностями, но и прогнозировать последствия таких изменений)

***

2. Научное познание - творческий процесс мыслительной, а также предметно- практической деятельности ученого, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и человеке.

Особенности научного познания:

  • объективность

  • развитость понятийного аппарата

  • непротиворечивость, доказательность, системность

  • использование специальных способов и методов познавательной деятельности

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

Уровни научного познания



Эмпирический

(опирается на имеющийся ЧУВСТВЕННЫЙ ОПЫТ)



Теоретический

(опирается на АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ)

  • Определяется объект исследования

  • Сбор опытных данных

  • Фиксация фактов

  • Первичная систематизация фактов

  • Создание понятий




Отражение очевидных ВНЕШНИХ признаков (сторон, связей) предметов и явлений.

Получение научных фактов, их описание!

  • Понятия обобщаются в категории

  • Формулируются принципы и законы

  • Создаются научные теории





Отражение скрытых ВНУТРЕННИХ связей.

Объяснение фактов, открытие законов.

Систематизация знаний, формирование теорий!







Формы научного познания


Научный факт, эмпирический закон

Проблема, идея, гипотеза, концепция, научный закон, теория


Отличия!!!




Методы научного познания



Разные!


!!!- с непонятными терминами работайте, есть интернет!










Основные принципы научного познания:

1) принцип причинности ( возникновение любых материальных объектов и систем обусловлено определенными причинами; все в мире связано причинно - следственными связями, задача науки- установить их).

2) принцип истинности научного знания (полученные знания должны соответствовать объекту исследования. Это соответствие устанавливается практикой).

3) принцип относительности научного знания (любое научное знание всегда относительно и ограничено познавательными возможностями людей в данный момент времени; с дальнейшим развитием науки может быть опровергнуто).



3. Современные ученые предлагают несколько моделей развития научного знания:

- модель постепенного развития научного знания (истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников);

- модель развития науки через научные революции (любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней идей- парадигм).

Наука испытывает на себе определенное воздействие общества:

1) проблематика научных исследований связана с потребностями развития общества;

2) состояние научных исследований зависят от материально- технической базы общества, средств, отпущенных на развитие науки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!