СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект тренинга по профориентации для подростков «Как появились профессии»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект тренинга по профориентации для подростков «Как появились профессии»»

Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Республики Мордовия

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

«Солнышко»









Конспект тренинга по профориентации для подростков


«Как появились профессии»





Подготовила педагог-психолог

Алферина Наталья Владимировна















г. Рузаевка, 2019 год

Цель: обогатить знания подростков о разнообразии профессий, их роли в экономике и жизни людей.

Задачи:

- ознакомление с принципом обоснованного выбора профессии, разумного планирования профессиональной карьеры с учётом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда;

- познакомить воспитанников с приоритетами интересов в получении профессий.

- начать подготовку девятиклассников к осознанному выбору профессии и путях продолжения образования;

- формирование навыков групповой работы, спора, рефлексии.

Форма: психологический тренинг с использованием слайд-шоу.

Оборудование: ПК, проектор, бумага, таблицы, ручки, карточки, задания, облачко мечты, анкета обратной связи.


Ход тренинга:


На слайде цитата. «Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни, сам. Но так было не всегда. Сейчас как раз то самое время, когда настоящее прямо на наших глазах превращается в будущее». (Айзек Азимов, американский писатель-фантаст)


1. Орг. Момент

- Давайте наш тренинг начнём с пожелания друг другу хорошего настроения и успехов на занятии. Повернемся друг к другу и улыбнемся.

2. Введение в тему занятия.

- Как вы понимаете слова американского писателя-фантаста? О чем он говорит? (рассуждения детей)

- Первобытный человек, чтобы выжить, должен был сам добывать себе пищу, изготовлять одежду, строить жилище, защищаться от врагов. По мере того, как развивалось человеческое общество, в нем происходило общественное разделение труда. Первое крупное разделение труда связано с тем, что одни люди или целые племена стали заниматься преимущественно скотоводством, другие - земледелием. Скотоводы и земледельцы не могли обойтись друг без друга, ведь у одних были в избытке продукты скотоводства, но не было продуктов земледелия, у других наоборот. В результате возник обмен продуктами труда.

Выделение различных ремесел, на основе которых возникла в дальнейшем промышленность, знаменует собой второе крупное разделение труда. Оно также было связано с обменом продуктами труда между ремесленниками, скотоводами и земледельцами.

Постепенно обмен разнообразными продуктами становился все более сложным, а объем его увеличился настолько, что произошло третье общественное разделение труда: выделились специалисты по обмену - торговцы, купцы.

Развитие человеческого общества сопровождалось также отделением производства духовных ценностей (научных, художественных) от производства материальных.

В современном обществе существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них со всей системой его требований к человеку можно назвать профессией.

3. Актуализация знаний

Обсуждение термина «Профессия»

Понятие «профессия» имеет в литературе много трактовок. 

- профессия - это занятие, требующее специальной подготовки, которое человек практикует регулярно и которое служит ему источником средств к существованию; 

- профессия объединяет группу людей, занимающихся однотипной деятельностью, внутри которой устанавливаются определенные связи и нормы поведения; 

- профессия выступает как особая форма социальной организации трудоспособных членов общества, объединенных общим видом деятельности и профессиональным сознанием; 

Слайд 3.

Несколько определений приводит в своих работах Е.А. Климов. Наиболее полным является следующее: «Профессия - это необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития». Уточняя это объемное определение, Е.А. Климов характеризует профессию как общность, деятельность, область проявления личности и как исторически развивающуюся систему.

Приведем еще одно его определение: «С точки зрения общества профессия - это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности, могущих обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении нужного обществу значимого результата, продукта». Более узкое определение профессии с точки зрения конкретного человека приводит В.Г. Макушин: профессия - это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию.

Обобщение имеющихся трактовок позволяет дать следующее определение. Профессия – это исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества.



- Как вы думаете, сколько существует профессий?

- В России насчитывается более 7  тысяч профессий, а  во всём мире их около 50 тысяч. В наше время появляются новые профессии и исчезают старые.

4. Показ слайд-шоу «Исчезающие профессии»

Слайд 4-10.

Человек-будильник, человек-радар, крысолов, телефонистка, фонарщик, молочник.

5. «Профессии будущего»

Слайд 11

Специалисты Агентства стратегических инициатив и  Московской школы управления «Сколково» задались вопросом: «Какими знаниями, умениями и навыками нужно обладать, чтобы быть востребованным специалистом в  новом мире?» Совместно эти специалисты подготовили «Атлас новых профессий»  — справочник, показывающий, какие профессиональные направления будут востребованы через 10–20 лет. В создании «Атласа» приняли участие свыше 4  тысяч экспертов из реального сектора экономики, научного и  образовательного сообщества; эксперты в  области мировой экономики, юриспруденции, рынка труда. В сборник вошли 132 новые профессии, разделённые по 19 отраслям, и  более 30 профессий -«пенсионеров», которые, по прогнозам экспертов, должны исчезнуть в ближайшем будущем.

Показ слайд-шоу « Профессии будущего»

Слайд 12-18

Оператор БПЛА, дизайнер одежды, распечатанной на 3D принтере, персональный аналитик показателей, планировщик умного города, тестировщик измерительных смарт систем, архитектор смарт сетей, специалист по альтернативным валютам.

6. Работа с таблицей

Ребятам предлагается заполнить таблицу.

№ п/п

Устаревшие профессии

Современные профессии

Профессии будущего




















Материал для справок: Кузнец, системный инженер интеллектуальных энергосетей, ткач, развозчик льда, гончар, офис-менеджер, тьютор, веб-дизайнер, робототехник, ямщик (извозчик), секретарь-машинистка, профессиональный блогер, писарь, трубочист, глазир, SEO-оптимизатор, хедхантер, фонарщик, архитектор живых систем.

Дополните колонки своими примерами.

7. Упражнение «Облачко мечты»

- Подумайте, в каком виде деятельности вы можете быть успешным, и почему? Кем вы хотели бы стать в будущем? (оформим свою мечту в виде облачка и сложим их в конвертсохранив его до окончания школы. Наверное, Вам будет интересно узнать, исполнится ли Ваша мечта)

-Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот, кто занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте. Я желаю вам правильно избрать свой путь.

8. Упражнение «Я и мои компетенции»

- Какие профессионалы будут на пике карьеры через 5 лет? В отчёте о будущем профессий на Всемирном экономическом форуме в Давосе (2016 г.) был определён перечень компетенций, которые окажутся самыми востребованными в ближайшем будущем. Попробуйте разобраться в себе и определите, готовы ли вы стать профессионалом будущего:

Тест « 10 самых важных компетенций»

  1. Комплексное многоуровневое решение проблем. При решении каких-либо задач, выполнении упражнений прорабатываете ли вы все версии?

  2. Критическое мышление. Подвергаете ли вы сомнению существующий ход вещей? Можете ли вы отказаться от собственных предубеждений?

3. Креативность. Умеете ли вы видеть в обычных вещах то, чего не видят остальные, создавать и находить новые оригинальные идеи?

4. Умение управлять людьми. Сможете ли вы формировать команды из определённого количества людей?

5. Взаимодействие с людьми. Чувствуете ли вы себя комфортно в том случае, если вам приходится выполнять задание в коллективе?

6. Эмоциональный интеллект. Умеете ли вы управлять своими эмоциями и  эмоциями других людей?

7. Формирование собственного мнения и принятие решений. Всегда ли вы имеете собственное мнение?

8. Клиентоориентированность. Сможете ли вы поставить чьи-либо интересы выше своих собственных?

9. Умение вести переговоры. Часто ли вам удаётся убедить собеседника в  своей правоте, склонить на свою сторону?

10. Гибкость. Можете ли вы выполнять несколько дел одновременно или быстро переключаться с одного на другое? Когнитивная гибкость  — способность быстро переключаться с одной мысли на другую, а также обдумывать несколько задач одновременно.

9. Творческая работа (работа в парах)

Предлагаю составить синквейн.

Вспомним, что это такое. (памятка на каждой парте)

Синквейн – это короткое стихотворение, состоящее из 5 нерифмованных строк, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

10. Подведение итогов и рефлексия

На занятии я узнал (а)…

Мне было интересно узнать…

Мне хотелось бы еще узнать …

- Оцените свои достижения на тренинге.

(Участники тренинга достают один из смайликов и объясняют свой выбор.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!