СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект тренингового занятия для преподавателей "Профилактика эмоционального сгорания"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг разработан для преподавателей. Цель занятия: профилактика эмоционального сгорания на работе в ходе выполнения тренинговых упражнений.

Просмотр содержимого документа
«Конспект тренингового занятия для преподавателей "Профилактика эмоционального сгорания"»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

«ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СГОРАНИЯ НА РАБОТЕ»


Участники: преподаватели.

Цель: профилактика эмоционального сгорания преподавателей на работе в ходе выполнения тренинговых упражнений.

Задачи:

- анализ эмоционального напряжения, как фактора синдрома сгорания;

- анализ своих собственных поступков, переживаний;

- обучение приемам позитивного отношения к жизни;

- помощь в осознании собственных личностных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению синдрома сгорания.

Методы, применяемые на занятии: игровой метод, словесный метод: беседа, групповое обсуждение.

Форма работы: фронтальная работа, индивидуальная.

Материалы и оборудование: листы А4, цветные ручки и карандаши.

Время проведения: 60-80 минут.


Структура:


  1. Организационный этап – 10 минут.

Содержание: приветствие участников, настрой на работу.


Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня наш тренинг будет посвящен профилактике эмоционального сгорания на работе. Для начала давайте поприветствуем друг друга следующим образом: представьте себе, что вы находитесь на большой поляне, где много разных красивых цветов. Теперь по очереди вам предоставляется возможность поприветствовать своего партнера справа, подарив ему именно тот цветок, который подходит этому человеку больше всего.


  1. Этап введения нового материала – 10 минут.

Содержание: ознакомление преподавателей с основной информацией по эмоциональному сгоранию на работе.


Вероятно, нет преподавателя, который хоть раз не сказал бы себе или другим: «Никогда в жизни я не думал, что эта работа окажется настолько тяжелой», «По крайней мере, могли бы поблагодарить», «Я не знаю, что делать», «Мы никому не помогаем, это заблуждение», «Я не могу представить себе, что здесь может помочь». Эти фразы произносятся в беседах с коллегами, друзьями. За такими высказываниями обычно скрываются напряжение, усталость, апатия, подавленность, озлобленность.

Люди, работающие врачами, педагогами, консультантами, социальными педагогами и другие, которые по долгу службы сталкиваются с негативными переживаниями, находятся в зоне риска для собственной эмоциональной устойчивости.

Понятие «синдром сгорания» означает конкретные изменения отношения специалиста к предмету профессиональной деятельности и к самому себе.

Феномен «сгорания» является острым кризисным состоянием и характеризуется душевной и физической усталостью, утратой веры в свои силы и, как следствие, невозможностью эффективно выполнять свою работу.

Причинами возникновения феномена «сгорания» являются:

- внутриличностный конфликт;

- острый психологический стресс;

- острая или хроническая фрустрация.

Разнообразные проявления фрустрационного поведения и переживания, обусловленные конфликтом, составляют психологическую сущность феномена «сгорания»:

- психическая и физическая усталость;

- ощущение беспомощности и несостоятельности;

- нежелание идти на работу;

- боязнь предстоящего рабочего дня;

- раздражительность и агрессивность во время работы;

- стремление побыстрее ее завершить;

- ощущение малой значимости своей работы;

- подмена продуктивной работы формальной;

- сомнения в эффективности своей работы;

- перенос отрицательных эмоций на окружающих;

- стремление уйти и реализовать себя в другой области.

В результате длительной и однообразной работы нельзя избежать накопления сомнений, усталости или истощения. Но если наряду с этим идет процесс умножения знаний и совершенствования навыков в ходе систематических курсов повышения квалификации, то феномен «сгорания» может быть успешно предотвращен. Максимальная психологическая грамотность в вопросах, связанных с синдромом сгорания, является важным шагом для его профилактики.

В предотвращении феномена «сгорания» важны и организационные меры:

- систематическое повышение квалификации;

- допуск к работе только после прохождения предварительной подготовки;

- обучение приемам снятия эмоционального напряжения;

- психологический комфорт в работе, атмосфера поддержки и взаимопонимания;

- коррекция предвестников феномена «сгорания»;

- комфортные условия работы, обеспечение достаточными справочными материалами, пособиями.

Феномен «сгорания» проявляется остро, но «созревает» длительно. Поэтому особое внимание обращается на его предварительные симптомы. К ним относятся:

- периодическое стремление навязывать, а не объяснять материал;

- отказ продолжать обсуждение трудной темы;

- тенденция манипулировать студентами, осуществлять скрытые агрессивные установки под маской «благих намерений».

Эти предвестники раньше всего замечают обучающиеся, давая соответствующую ответную реакцию.

Специфика работы педагога обуславливает дополнительные факторы, усиливающие эмоциональное напряжение:

- невозможность подготовиться к занятию (отсутствие вспомогательного материала, но считается, что педагог – натура творческая и должен находиться в состоянии готовности всегда и ко всему);

- ограниченное время урока;

- сложность полного контроля всех обучающихся;

- длительность рабочей смены, большое количество учебных часов;

- невозможность выбора студентов;

- незащищенность от оскорблений, розыгрышей.

Существуют определенные процедуры совладания с феноменом «сгорания»:

- анализ причин и их коррекция: индивидуальная, совместная с супервизором и групповая;

- отпуск или существенное снижение количества занятий;

- временное переключение на формы работы, не связанные с непосредственным обучением;

- создание чувства психологического комфорта путем повышения профессиональной компетентности.


  1. Этап проведения тренинговых упражнений – 45 минут.

Содержание: проигрывание упражнений, обсуждение; выполнение методики для релаксации.


После того, как мы рассмотрели основные теоретические вопросы, связанные с синдромом эмоционального сгорания, давайте перейдем к выполнению упражнений.


Упражнение «Самоанализ» - 10 мин.

Предлагаю вам нарисовать три одинаковых круга. В первом необходимо отметить сегмент, обозначающий, сколько вы тратите душевных и эмоциональных сил на работу. Во втором необходимо отметить, сколько, по вашему мнению, тратит большинство людей душевных и эмоциональных сил на работу. В третьем необходимо отметить, сколько нужно тратить душевных и эмоциональных сил на работу (норма).

Теперь сравните все три круга и в последнем выделите разницу, ели она есть.

Почему появилась «разница» - как ее можно объяснить?

Получившиеся показатели не могут являться подтверждением патологии, также как и не может быть одинаковых кругов. Но если «разница» получилась большая, это вопрос к размышлению. Любая разница является показателем наличия в человеке внутреннего конфликта, основанного на дисбалансе идеала и реальности, который и порождает неудовлетворение и ведет к синдрому сгорания.


Упражнение «Снежинки» – 5 минут.

Предлагаю вам всем взять листок бумаги, сложить его вдвое, оторвать верхний правый угол, снова сложить бумагу вдвое, оторвать верхний правый угол и повторить эту процедуру еще два раза. Теперь я попрошу развернуть листки бумаги и сравнить полученные результаты.

Можно ли сказать, что бумага у кого-то надорвана неправильно? Почему? Почему листы надорваны так по-разному? Бывает ли, что мы считаем человека хорошим или плохим в зависимости от того делает ли он что-то точно также как мы или нет? Приведите примеры. Каким был бы мир, если б люди видели все совершено одинаково?


Упражнение «Ладошка» - 20 минут.

Пусть сейчас каждый обведет на листе бумаги свою ладонь, в центре ладони напишите свое имя, а в каждом силуэте пальца – то, что вам нравится в себе. Теперь сложите листы пополам ладошкой внутрь и подпишите на чистой стороне листа. Затем листы будут передаваться по кругу, и каждый напишет то, что ему нравится в этом человеке (качество, черта характера), до тех пор, пока каждый лист не вернется к своему владельцу. Важно, чтобы никто не смотрел то, что написано внутри листа, и качества писались только положительные. Когда листы к вам вернутся, сравните написанное коллегами и свое, подсчитайте совпадения.


Методика для релаксации «Белое облако» - 10 минут.

Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный теплый летний день. Вы смотрите в удивительно чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы очарованы его простой красотой. Вы видите, как оно медленно приближается к вам. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены. Вы в ладу с самим собой. Облачко очень медленно подплывает к вам. Вы наслаждаетесь красотой великолепного голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над вами. Вы полностью расслаблены и наслаждаетесь этой картиной. Вы в полном согласии с самим собой. Представьте себе, что вы медленно встаете. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите все выше и выше. Наконец, вы достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы ступаете на него и сами становитесь маленьким белым облачком. Теперь и вы – маленькое белое облачко. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко-высоко в небе.


4. Самоанализ проделанной работы – 5 минут.

Содержание: получение от участников обратной связи по поводу проведенного занятия.


Сейчас я попрошу каждого из вас выразить свое отношение к тренингу:

- что понравилось?

- что не понравилось?

- пригодится ли вам та информация, которую вы сегодня получили?


Спасибо за работу!










































Приложение 1


Распечатка для преподавателей


Некоторые советы, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса:

1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно переберите все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой «инвентаризации». Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов» и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения.

4. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу) «по косточкам», как описано в пункте 3.

5. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойное. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).

6. Займитесь какой-нибудь деятельностью, все равно какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации играет роль громоотвода – помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

7. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

8. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская.

9. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, коллегой по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется «здесь и сейчас» и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.

10. Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений.


«Рецепты» великих идей:

  • Оставайтесь веселым. Когда вы шутите, вы даете своему уму свободу рассмотреть необычные возможности. Радость помогает заглушить внутреннее суждение, которое оценивает идеи как нелепые. В творческой работе веселое расположение духа и служит здравому смыслу.

  • Тратьте время на любое занятие. Что вам нравится делать просто так? Любимые занятия пробуждают сознание; выделите время для хобби, и вы вернетесь к своей работе с новыми силами.

  • Решайте несколько задач. Один из секретов способности быстро восстанавливать физические и духовные силы состоит в том, чтобы всегда иметь возможность переключиться на решение других проблем. Это избавит вас от скуки.

  • Проводите время в обществе. Оглянитесь вокруг – на чью поддержку вы можете рассчитывать? Найдите людей, которые не только сочувствуют вашим стремлениям, но и понимают вас.

  • Не опасайтесь соперничества. Обратитесь к тем, кто способен дать разумный совет. Ваша идея не обязательно должна звучать поэтично или иметь законченный вид. Задайте искренние вопросы и будьте открыты ответам.

  • Упорно продолжайте. Если вам не приходят в голову новые идеи – не огорчайтесь, попробуйте внести изменения в уже существующие проекты. Бах писал кантату каждую неделю, даже когда был усталым или больным. Одни его произведения существенно уступают другим, а некоторые в значительной степени позаимствованы из его ранних работ. Но каждую неделю он добавлял что-то новое. Бах считал, что мышцы творчества нужно регулярно упражнять.

  • Измените заведенный порядок. Читайте альтернативную литературу. Ложитесь раньше (или позже). Ходите немного быстрее (или медленнее). Причешите волосы на другой пробор. Делайте перерывы в своем распорядке. Попробуйте производить привычные действия – открыть кран или отвинтить крышечку тюбика с зубной пастой – с помощью левой руки. Если вы левша, то попытайтесь это сделать правой. Принимайте душ с закрытыми глазами, регулируйте напор воды и температуру вслепую. В процессе этих упражнений руки получат и передадут мозгу необычные ощущения.

  • Такие мысли всегда помогут: Я справлюсь. У меня получится. Я научусь. Все будет хорошо. Я не буду бояться.

  • Здоровый сон – лучший лекарь. Одним из способов преодоления стресса является нормальный полноценный сон. Старайтесь перед сном отбросить все тяжелые, накопившиеся за день мысли. Чтобы чувствовать себя комфортно, необходимо спать не менее 8 часов в сутки. Именно во сне мозг часто подсказывает вам решение ваших проблем, над которыми вы безуспешно думали днем.

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!