СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект «У природы нет плохой погоды» Занятие, направленное на знакомство детей с природными явлениями, формирование интереса к познанию природы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель. Знакомство детей с природными явлениями. Задачи Образовательные:

  • Познакомить детей с природными явлениями (дождь, гроза, град, радуга), формировать интерес к познанию природы.
  • Учить понимать и оценивать природные явления, их влияние на погоду.

Просмотр содержимого документа
«Конспект «У природы нет плохой погоды» Занятие, направленное на знакомство детей с природными явлениями, формирование интереса к познанию природы.»

«У природы нет плохой погоды»

Занятие, направленное на знакомство детей с природными явлениями, формирование интереса к познанию природы.

Воспитатель

С.О. Печура



Образовательная область: Познавательное развитие.
Цель. Знакомство детей с природными явлениями.
Задачи
Образовательные:

  • Познакомить детей с природными явлениями (дождь, гроза, град, радуга), формировать интерес к познанию природы.

  • Учить понимать и оценивать природные явления, их влияние на погоду.

Развивающие:

  • Развивать образное и ассоциативное мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, любознательность, способность анализировать.

В оспитательные:

  • Воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться красивыми явлениями природы.

Предварительная работа: Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о природных явлениях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

Методы и приемы: Игровой, наглядный, рассказ воспитателя, проблемные вопросы, использование художественной литературы.

Материалы и оборудование: Иллюстрации природных явлений (дождь, гроза, град, радуга), мяч.



Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, а вода в природе бывает в какой форме?
Дети: Вода – это дождь, туман, снег, роса, лед, пар, сосулька.
Физкультминутка

Капля раз, капля два,

Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.

прыжки на носочках, руки на поясе

Мы зонты свои раскрыли,

руки развести в стороны

От дождя себя укрыли.

сомкнуть руки над головой полукругом

  1. Работа по теме занятия.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о пасмурной, дождливой погоде и соответствующих ей природных явлениях.
- Дети, как вы думаете, почему идет дождь? (предположения детей)
Воспитатель: Кто из вас наблюдал облака в небе? Всегда ли они бывают одинаковыми?
Дети: Облака состоят из капелек воды. Облака в солнечную погоду – светлые, веселые, голубые, плывут; перед дождем – темные, черные, нависают.

Воспитатель:

Я сегодня видел сам:
Слон летал по небесам!
Фиолетовую тушей,
Не в тропических лесах,
А у нас, над нашей сушей
Слон слонялся в небесах!
В синеве он важно плыл,
Даже солнце заслонил.
И опять случилось чудо:
Превратился он в верблюда.
Я все это видел сам:
Плыл верблюд по небесам!
Не на юге, не в пустыне,
Над Москвой, в небесной сини. В. Лифшиц

Воспитатель. Послушайте, как образуются облака.
Рассказа воспитателя. (сопровождается соответствующей иллюстрацией)
На земле много океанов и морей, рек, озер, прудов, луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется и поднимается от земли все выше и выше. Там, на высоте, всегда холодно. Капли собираются в облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету. Облака плывут над землей, пока тяжелые капли, не в силах больше удерживаться, не прольются на землю дождем. Если капельки мелкие, дождь «моросит». Чаще всего моросящие дожди бывают осенью. Веселые ливни с крупными теплыми каплями выпадают весной и летом.

Ф изкультминутка «Дождик» (Л. Гордиевская)

Дождик скачет по дорожке,
Как мальчишка озорной,

Прыжки

Громко хлопает в ладоши
И от счастья сам не свой.

Хлопки

Летний дождь – всегда веселый.
Он как друг хороший всем.

Повороты, руки на поясе

Вот и тополь стал зеленый,
Будто новенький совсем.

Руки вверх, наклоны влево – вправо

Как игрушки в магазине,
Чистые дома стоят.

Повороты с отведенной в сторону рукой

Небосвод стал синий-синий.
В лужах «зайчики» блестят.

Руки вверх, «фонарики»

Дождь
Воспитатель:
Ребята, какой дождь вы видели? Кто из вас слушал шум дождя? Чем отличается осенний дождь от весеннего? Какие из дождей вам нравятся больше и почему?
Ответы детей: теплый и холодный дождь, стук дождя о стекло, об асфальт, лужи, есть грустный и веселый дождик…
Пальчиковая гимнастика «Сколько знаю я дождей?» (А. Тараскин)

Сколько знаю я дождей?

развести руками

Сосчитайте поскорей!


Дождик с ветром,

прикасаться по очереди к каждому пальцу

Дождь грибной,


Дождик с радугой-дугой,


Дождик с солнцем,


Дождик с градом,


Дождик с рыжим листопадом.



Воспитатель: В летнее время дожди часто сопровождаются грозами. Гроза – красивое, но опасное явление природы. Грозы происходят от того, что в одном месте воздух очень сильно нагрелся, а в другом, наоборот остыл. Там, где встретился влажный и теплый воздух с сухим и холодным, образовалась грозовая туча. В грозовой туче всегда возникают электрические разряды – молнии. Молнию мы видим на небе как зигзаг, который на миг пронзает воздух. Это особенно хорошо заметно, если гроза идет ночью. При вспышке молнии на этом месте от очень высокой температуры образуется пустота. И тотчас же эта пустота с грохотом заполняется воздухом – мы слышим гром.
От грозы лучше спрятаться в надежном укрытии с крышей над головой, потому что при грозе поднимается ветер, а дождь такой силы, что зонтика становится мало. Нельзя прятаться под одиноким деревом в поле, потому что в него может попасть молния.


В оспитатель: Был душный летний день. Неожиданно появилась черная туча. Засверкали грозные молнии, затрещал оглушительный гром, и хлынул ливень. Вдруг по земле заскакали крупные белые горошины. Их было так много, что через несколько минут земля побелела, как зимой. Как вы думаете, что это? (град)
В жаркую погоду земля нагревается, и теплый воздух вместе с водяным паром поднимается вверх. Чем сильнее нагревается воздух, тем выше он поднимается. Высоко над землей всегда холодно, морозно, даже летом. Поэтому пар тут же превратился в капли воды, а капли воды замерзли и стали маленькими льдинками. Они становятся такими тяжелыми, что, не в силах больше удерживаться в туче, падают на землю. Если льдинки тают, не долетев до земли, тогда идет не град, а дождь. Поэтому град всегда идет с дождем: одни льдинки растаяли по пути к земле, а другие, самые крупные, успели упасть на землю. От града надо, также как и от грозы, прятаться в надежном укрытии с крышей над головой.


Воспитатель: Но вот дождик почти закончился, уже из-за тучки проглядывает солнышко. Как вы думаете, что появляется на небе? (радуга)
Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает красивая дуга. В старину верили, что она приносит счастье. А построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Лучи солнца проходят через дождевые капли, и на небе возникает необычная цветная дуга. Сколько цветов у радуги? (семь) Какие? (ответы детей)


Физкультминутка «Радуга» (С. Маршак)

В небе гром, гроза.

Хлопки

Закрывай глаза!

Закрыть глаза

Дождь прошел.

Трава блестит,

Сжимать, разжимать пальцы рук

В небе радуга стоит.

Нарисовать в воздухе дугу

Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей,

Зовущие движения

По траве босиком,

Бег на месте

Прямо в небо прыжком.

Прыжки

Ладушки, ладушки!
По радуге, по радужке,

Хлопки

По цветной дуге
На одной ноге.

Прыжки на одной ноге

Вниз по радуге верхом,
И на землю кувырком!

Присесть

Роса
Воспитатель:
Ребята, что такое роса? Кто видел росу?
Дети:

Воспитатель: Трава, листья растущих у самой земли растений – мокрые, очень красиво переливаются под лучами солнца. Капельки воды днем испаряются и поднимаются вверх, находятся в воздухе в виде водяного пара, если ночью прохладно, капельки опускаются на землю, превращаясь в капельки росы. О росе написано много интересных стихотворений, одно из них мы сейчас с вами послушаем.

Я видел впервые
Такую красу:
На листьях зеленых
Цветную росу.
Она вся сияла,
Сверкала, искрилась
И огоньками цветными
Светилась.
И я удивился,
Задумался сразу:
А вдруг из росы
Происходят алмазы? (В. Кудрявцева)

Лужа
Воспитатель:
Ребята после дождя на улице мы видим лужи, это тоже вода. А как вы думаете когда лужа быстрее уменьшается в размерах в солнечную или пасмурную погоду?
Дети: В солнечную, вода от тепла испаряется и вещи становятся сухими.
Воспитатель: Капельки воды постоянно путешествуют, с дождем выпадают на землю, бегут в ручейках, а затем под лучами солнца возвращаются обратно, вода в окружающей среде бывает очень разной. Давайте вместе вспомним.
Дети: Вода в природе - это дождь, снег, туман, иней, роса, лед, морозные узоры, реки, озера, моря, океаны.
Игра «Бывает – не бывает»
Дети образуют круг, воспитатель становится в центре круга, кидает мяч каждому ребенку, задает вопросы, ребенок отвечает: бывает – не бывает.

  • Иней летом?

  • Снег зимой?

  • Мороз летом?

  • Капель летом?

  • Листопад весной?

  • Метель осенью?

  • Заморозки весной?

  • Дождь летом?

  • Гроза весной?

  • Роса зимой?

Пальчиковая гимнастика «Какой дождь?» О. Григорьев

Цель. Развитие мелкой моторики.

На каждое действие загибают (разгибают) пальцы.

Дождик капал, моросил,

Припускал, стучал, косил,

Ливнем лил, стеной стоял,

Барабанил, травы мял.

Дождь слепой и проливной,

Нарастающий, грибной,

Обложной, висячий, спорый,

Сонный, медленный и скорый.

Как камыш, стоймя стоячий,

И холодный, и горячий.

А еще и грозовой,

Радужный, полосовой.

Параллелями и в сетку,

А при ветре - даже в клетку,

Вот как много есть дождей

Для растений и людей.

Воспитатель: Закончим наше знакомство с природными явлениями стихотворением
Л. Дайнеко «Голубая планета»

Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.

  1. Итог
    - О каких природных явлениях мы сегодня говорили?
    - Что нового и интересного вы узнали?
    - Какие моменты вам больше понравились и почему?

Воспитатель:

Всем спасибо! До свиданья!

Вы сегодня молодцы!

Выполняли все заданья.

За вас рада от души



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!