План-конспект учебного занятия
по МДК 02.06. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста
III курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование
по теме:
«СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
Цель: способствовать формированию у обучающихся теоретических знаний и практических умений в области разрешения конфликтов, возникающих у детей дошкольного возраста.
Задачи:
образовательная: закрепить теоретические знания об основных понятиях темы посредством организации практических видов деятельности обучающихся по проблемам бесконфликтного общения детей;
развивающая: способствовать развитию у обучающихся логических операций анализа и оценки, направленных на решение конфликтов в педагогической практике воспитателей;
воспитательная: донести значимость умения бесконфликтного общения для будущей практической деятельности воспитателя; содействовать воспитанию ответственности, доброжелательности, эмпатии.
Формы организации деятельности обучающихся:
фронтальная работа;
групповая работа;
индивидуальная.
Используемая технология обучения: технология проблемного обучения, приемы технологии педагогических мастерских, технология ИКТ
Методы обучения:
диалогово – словесный метод,
наглядно-иллюстративный,
практический (выполнение упражнений) с использованием частично – поисковых приемов.
Обоснование метода обучения и форм работы: перечисленные выше методы обучения и формы работы:
помогают активизировать внимание обучающихся в процессе изучения учебного материала;
служат формированию у обучающихся собственного мнения, критического и логического мышления;
способствуют освоению общих и профессиональных компетенций.
Межпредметные и внутрипредметные связи: учебная дисциплина ОП.02 Психология Раздел 5. Психология общения и группового поведения; ОГСЭ.02 Психология общения Раздел 3. Оптимизация процесса общения, ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи Раздел 4 Деловое общение.
Ресурсное обеспечение: компьютер, проектор, интерактивная доска, флипчарт, смартфон.
Методическое обеспечение: мультимедийная презентация, раздаточный материал (карточки с заданиями, таблицы, памятка-алгоритм, сигнальные карточки Plickers, стикеры, клей), плакат.
Ход занятия
Организационный момент.
Упражнение энергизатор «Нестандартное приветствие».
Студентам предлагается поприветствовать друг друга и пожелать хорошей работы на занятии в парах следующим нестандартным образом:
- спина к спине,
- лицом к лицу, касаясь лбами друг друга,
- из позиций один присаживается, другой стоит, потом поменяться местами.
Рефлексия.
Выяснить, комфортно ли было взаимодействовать друг с другом? Что мешало?
II. Мотивация.
Прием «Индуктор». Ситуация.
«Вчера утром при посещении ДОО в рамках производственной практики со студентами специальности 44.02.01 Дошкольное образование, мы стали свидетелями следующей ситуации в группе детей раннего возраста. Девочка отобрала у мальчика игрушку, которую он принес из дома. Когда он попытался вернуть ее силой, воспитатель отругала его за то, что он жадничает и не делится игрушками с детьми, особенно с девочками. Ребенок, конечно же, расплакался, но воспитатель не стала обращать на это внимание и продолжила дальнейший прием детей.
Студенты были в замешательстве….
Помогите им разобраться!»
(предполагаемые ответы студентов: - между детьми произошел конфликт; воспитатель проигнорировала возмущения ребенка; - наказан ребенок был не обосновано; - нельзя попустительски относиться к детским конфликтам; - надо учить детей, как вести себя в конфликтных ситуациях)
III. Целеполагание.
Определение темы и цели занятия.
«Давайте сформулируем тему нашего занятия. (Ответы студентов)
Правильно, тема нашего занятия: «Способы разрешения межличностных конфликтов в дошкольном возрасте».
А теперь давайте определим цель нашего занятия:
«Формирование теоретических знаний и практических умений в области разрешения конфликтов, возникающих у детей дошкольного возраста».
IV. Актуализация знаний.
Упражнение «Снежинка».
Каждый участник получает салфетку и молча, не глядя, как такую же операцию проделывают другие, выполняет следующие действия:
складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;
снова складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;
в третий раз проделывает то же самое;
и в последний, четвертый раз складывает вдвое листок и отрывает правый верхний угол.
Затем каждый разворачивает листок и демонстрирует то, что у него получилось.
Рефлексия
Участники сравнивают, какие снежинки у них получились — одинаковые или разные, непохожие.
Преподаватель обращает внимание участников на то, что, хотя все выполняли упражнение по одной инструкции, снежинки у них получились разные. Так и люди не похожи друг на друга, каждый имеет свою индивидуальность.
Преподаватель: «Мы все разные, все индивидуальности со своими взглядами, вкусами и понятиями, но при этом мы находимся в социуме, и мы должны взаимодействовать, общаться, принимать совместные решения, учитывая интересы других людей. Однако это бывает сделать нелегко, не ущемив чужого права, который может привести к непониманию и конфликту. А теперь давайте проверим уровень вашей конфликтности».
Тест «Уровень конфликтности личности» с использованием приложения Plickers (приложение №1) Отвечая на отображаемые на интерактивной доске вопросы, студенты поднимают сигнальные карточки Plickers с соответствующей буквой. По итогам теста приложение подсчитывает процент конфликтности по группе в целом и по каждому студенту отдельно.
Преподаватель: «Результаты нашего теста показали, что большая часть нашей группы - это студенты, которые умеют себя вести в конфликтных ситуациях, и не являются их источником».
V. Повторение учебного материала. Выполнение практических заданий.
Постановка проблемы по теме занятия в ходе обсуждения со студентами.
Преподаватель: «Полученные в тестировании результаты помогут нам в реализации цели нашего занятия и разрешении основной проблемы конфликтного поведения дошкольников. Что нам необходимо знать для построения бесконфликтного взаимодействия дошкольников?» (ответы студентов)
Разработка алгоритма работы по решению поставленной проблемы, обсуждение его основных блоков (приложение №2)
Упражнение эстафета-опрос «Что такое конфликт».
Студенты, передавая эстафету выборочно одногруппникам, дают краткое определение понятия «конфликт» и его характеристику, не повторяя чужих вариантов.
Прием «Реконструкция». Практическое упражнение с элементами деловой игры «Разрешение конфликтной ситуации в детском саду».
Работа в группах, разработка памяток:
группа - воспитатели – определение причин конфликтов у детей,
группа - родители – разработка рекомендаций по профилактике конфликтности детей в условиях семьи,
группа - дети – выявление особенностей поведения детей в конфликтных ситуациях
По результатам проделанной работы, представители групп выступают, презентуя свои памятки, и размещают их на флипчарте (приложение №3).
Практическое упражнение на восстановление логических цепочек «Стратегии выхода из конфликта».
Преподаватель: «В мировой практике сформировался весьма обширный набор рекомендаций по управлению конфликтными ситуациями. Но для того, чтобы каждый мог найти свой путь поведения, следует уже в дошкольном возрасте знакомить детей с разными способами выхода из конфликтной ситуации. С точки зрения этой науки, есть основные 4 стратегии выхода из конфликта: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество. Их характеристики занесены в таблицу» (приложение №4).
Только все позиции в этой таблице перепутались. Нам нужно восстановить логические цепочки и стрелочками указать правильное расположение позиции. Угадайте по описанию, о какой стратегии поведения детей идет речь».
По желанию один из обучающихся индивидуально работает на интерактивной доске с заданием, остальные участники выполняют его в группах, после чего оценивают правильность выполненного задания.
Рефлексия.
Преподаватель: «Какова же результативность этих стратегии? Какая стратегия приведет к конструктивному решению конфликта в дошкольном возрасте? А какая только осложнит его или заведет в тупик?»
Прием «Афиширование».
Преподаватель: «Самая лучшая стратегия в конфликтных ситуациях – это их не допущение. Давайте теперь на основе того, что вы уже узнаете о конфликтах у дошкольников, на основе материала предыдущего задания, сформулируем, какие же необходимы психолого-педагогические условия для профилактики конфликтов у детей?»
Педагогические советы «Психолого-педагогические условия профилактики конфликтов».
На основе проработанного материала учебного занятия, используя представленные тезисные формулировки, студенты выбирают те из них, которые по их мнению подходят содержанию задания, и обосновав каждый свой выбор, разрабатывают педагогические советы в методическую копилку профессиональных наработок, которые будут использоваться в дальнейшей профессиональной деятельности, презентуют их и размещают на флипчарте.
VI. Подведение итогов занятия.
Преподаватель: «Сегодня на занятии мы смогли не просто закрепить знания по изученному материалу, но и систематизировать его, совместными усилиями разработать памятки, рекомендации, которые пригодятся вам в практической деятельности в ходе руководства и организации общения дошкольников в дошкольных учреждениях. А теперь у вас есть возможность самостоятельно оценить результативность вашей работы на учебном занятии. Для этого воспользуйтесь оценочными листами, которые размещены у вас на рабочих местах».
Оценка студентами своего участия в занятии по следующим категориям: знание определений понятий, активность работы в группах, количество устных ответов, степень участия в разработке рекомендаций, степень участия в рефлексии после каждого блока заданий и отметки за работу на занятии. (приложение №5).
Задание студентам: подобрать видеофрагменты конфликтных ситуаций между героями мультфильмов, сказочными персонажами, которые можно использовать для анализа с детьми дошкольного возраста для методической копилки профессиональных наработок воспитателя.
VIII. Рефлексия.
Упражнение «Облако тегов». Каждый обучающийся выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их (приложение №6).
Преподаватель: «Наше занятие мы начали с проблемной ситуации, и сегодня нам удалось разрешить ее. Полученный опыт работы в этом направлении поможет вам полноценно реализовывать освоенные профессиональные компетенции и в ходе практики, и в роли воспитателя в профессиональной деятельности. Спасибо за занятие и до новых встреч!»