СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект учебного занятия по МДК 02.06. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста для студентов специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Междисциплинарный курс: МДК.02.06 Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста входит в структуру профессионального модуля ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей, относится к обязательной части учебных циклов образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

Просмотр содержимого документа
«Конспект учебного занятия по МДК 02.06. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста для студентов специальность 44.02.01 Дошкольное образование»

План-конспект учебного занятия

по МДК 02.06. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста

III курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование

по теме:




«СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»


Цель: способствовать формированию у обучающихся теоретических знаний и практических умений в области разрешения конфликтов, возникающих у детей дошкольного возраста.


Задачи:

  • образовательная: закрепить теоретические знания об основных понятиях темы посредством организации практических видов деятельности обучающихся по проблемам бесконфликтного общения детей;

  • развивающая: способствовать развитию у обучающихся логических операций анализа и оценки, направленных на решение конфликтов в педагогической практике воспитателей;

  • воспитательная: донести значимость умения бесконфликтного общения для будущей практической деятельности воспитателя; содействовать воспитанию ответственности, доброжелательности, эмпатии.

Формы организации деятельности обучающихся:

  • фронтальная работа;

  • групповая работа;

  • индивидуальная.

Используемая технология обучения: технология проблемного обучения, приемы технологии педагогических мастерских, технология ИКТ

Методы обучения:

  • диалогово – словесный метод,

  • наглядно-иллюстративный,

  • практический (выполнение упражнений) с использованием частично – поисковых приемов.

Обоснование метода обучения и форм работы: перечисленные выше методы обучения и формы работы:

  • помогают активизировать внимание обучающихся в процессе изучения учебного материала;

  • служат формированию у обучающихся собственного мнения, критического и логического мышления;

  • способствуют освоению общих и профессиональных компетенций.

Межпредметные и внутрипредметные связи: учебная дисциплина ОП.02 Психология Раздел 5. Психология общения и группового поведения; ОГСЭ.02 Психология общения Раздел 3. Оптимизация процесса общения, ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи Раздел 4 Деловое общение.

Ресурсное обеспечение: компьютер, проектор, интерактивная доска, флипчарт, смартфон.

Методическое обеспечение: мультимедийная презентация, раздаточный материал (карточки с заданиями, таблицы, памятка-алгоритм, сигнальные карточки Plickers, стикеры, клей), плакат.




Ход занятия


  1. Организационный момент.

  1. Упражнение энергизатор «Нестандартное приветствие».

Студентам предлагается поприветствовать друг друга и пожелать хорошей работы на занятии в парах следующим нестандартным образом:

- спина к спине,

- лицом к лицу, касаясь лбами друг друга,

- из позиций один присаживается, другой стоит, потом поменяться местами.

Рефлексия.

Выяснить, комфортно ли было взаимодействовать друг с другом? Что мешало?


II. Мотивация.

  1. Прием «Индуктор». Ситуация.

«Вчера утром при посещении ДОО в рамках производственной практики со студентами специальности 44.02.01 Дошкольное образование, мы стали свидетелями следующей ситуации в группе детей раннего возраста. Девочка отобрала у мальчика игрушку, которую он принес из дома. Когда он попытался вернуть ее силой, воспитатель отругала его за то, что он жадничает и не делится игрушками с детьми, особенно с девочками. Ребенок, конечно же, расплакался, но воспитатель не стала обращать на это внимание и продолжила дальнейший прием детей.

Студенты были в замешательстве….

Помогите им разобраться!»

(предполагаемые ответы студентов: - между детьми произошел конфликт; воспитатель проигнорировала возмущения ребенка; - наказан ребенок был не обосновано; - нельзя попустительски относиться к детским конфликтам; - надо учить детей, как вести себя в конфликтных ситуациях)


III. Целеполагание.

  1. Определение темы и цели занятия.

«Давайте сформулируем тему нашего занятия. (Ответы студентов)

Правильно, тема нашего занятия: «Способы разрешения межличностных конфликтов в дошкольном возрасте».

А теперь давайте определим цель нашего занятия:

«Формирование теоретических знаний и практических умений в области разрешения конфликтов, возникающих у детей дошкольного возраста».


IV. Актуализация знаний.

  1. Упражнение «Снежинка».

Каждый участник получает салфетку и молча, не глядя, как такую же операцию проделывают другие, выполняет следующие действия:

  • складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;

  • снова складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;

  • в третий раз проделывает то же самое;

  • и в последний, четвертый раз складывает вдвое листок и отрывает правый верхний угол.

Затем каждый разворачивает листок и демонстрирует то, что у него получилось.

Рефлексия

Участники сравнивают, какие снежинки у них получились — одинаковые или разные, непохожие.

Преподаватель обращает внимание участников на то, что, хотя все выполняли упражнение по одной инструкции, снежинки у них получились разные. Так и люди не похожи друг на друга, каждый имеет свою индивидуальность.

Преподаватель: «Мы все разные, все индивидуальности со своими взглядами, вкусами и понятиями, но при этом мы находимся в социуме, и мы должны взаимодействовать, общаться, принимать совместные решения, учитывая интересы других людей. Однако это бывает сделать нелегко, не ущемив чужого права, который может привести к непониманию и конфликту. А теперь давайте проверим уровень вашей конфликтности».


  1. Тест «Уровень конфликтности личности» с использованием приложения Plickers (приложение №1) Отвечая на отображаемые на интерактивной доске вопросы, студенты поднимают сигнальные карточки Plickers с соответствующей буквой. По итогам теста приложение подсчитывает процент конфликтности по группе в целом и по каждому студенту отдельно.

Преподаватель: «Результаты нашего теста показали, что большая часть нашей группы - это студенты, которые умеют себя вести в конфликтных ситуациях, и не являются их источником».


V. Повторение учебного материала. Выполнение практических заданий.

  1. Постановка проблемы по теме занятия в ходе обсуждения со студентами.

Преподаватель: «Полученные в тестировании результаты помогут нам в реализации цели нашего занятия и разрешении основной проблемы конфликтного поведения дошкольников. Что нам необходимо знать для построения бесконфликтного взаимодействия дошкольников?» (ответы студентов)


  1. Разработка алгоритма работы по решению поставленной проблемы, обсуждение его основных блоков (приложение №2)


  1. Упражнение эстафета-опрос «Что такое конфликт».

Студенты, передавая эстафету выборочно одногруппникам, дают краткое определение понятия «конфликт» и его характеристику, не повторяя чужих вариантов.


  1. Прием «Реконструкция». Практическое упражнение с элементами деловой игры «Разрешение конфликтной ситуации в детском саду».

Работа в группах, разработка памяток:

  1. группа - воспитатели – определение причин конфликтов у детей,

  2. группа - родители – разработка рекомендаций по профилактике конфликтности детей в условиях семьи,

  3. группа - дети – выявление особенностей поведения детей в конфликтных ситуациях

По результатам проделанной работы, представители групп выступают, презентуя свои памятки, и размещают их на флипчарте (приложение №3).


  1. Практическое упражнение на восстановление логических цепочек «Стратегии выхода из конфликта».

Преподаватель: «В мировой практике сформировался весьма обширный набор рекомендаций по управлению конфликтными ситуациями. Но для того, чтобы каждый мог найти свой путь поведения, следует уже в дошкольном возрасте знакомить детей с разными способами выхода из конфликтной ситуации. С точки зрения этой науки, есть основные 4 стратегии выхода из конфликта: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество. Их характеристики занесены в таблицу» (приложение №4).

Только все позиции в этой таблице перепутались. Нам нужно восстановить логические цепочки и стрелочками указать правильное расположение позиции. Угадайте по описанию, о какой стратегии поведения детей идет речь».

По желанию один из обучающихся индивидуально работает на интерактивной доске с заданием, остальные участники выполняют его в группах, после чего оценивают правильность выполненного задания.

Рефлексия.

Преподаватель: «Какова же результативность этих стратегии? Какая стратегия приведет к конструктивному решению конфликта в дошкольном возрасте? А какая только осложнит его или заведет в тупик?»


  1. Прием «Афиширование».

Преподаватель: «Самая лучшая стратегия в конфликтных ситуациях – это их не допущение. Давайте теперь на основе того, что вы уже узнаете о конфликтах у дошкольников, на основе материала предыдущего задания, сформулируем, какие же необходимы психолого-педагогические условия для профилактики конфликтов у детей?»

Педагогические советы «Психолого-педагогические условия профилактики конфликтов».

На основе проработанного материала учебного занятия, используя представленные тезисные формулировки, студенты выбирают те из них, которые по их мнению подходят содержанию задания, и обосновав каждый свой выбор, разрабатывают педагогические советы в методическую копилку профессиональных наработок, которые будут использоваться в дальнейшей профессиональной деятельности, презентуют их и размещают на флипчарте.


VI. Подведение итогов занятия.

Преподаватель: «Сегодня на занятии мы смогли не просто закрепить знания по изученному материалу, но и систематизировать его, совместными усилиями разработать памятки, рекомендации, которые пригодятся вам в практической деятельности в ходе руководства и организации общения дошкольников в дошкольных учреждениях. А теперь у вас есть возможность самостоятельно оценить результативность вашей работы на учебном занятии. Для этого воспользуйтесь оценочными листами, которые размещены у вас на рабочих местах».

Оценка студентами своего участия в занятии по следующим категориям: знание определений понятий, активность работы в группах, количество устных ответов, степень участия в разработке рекомендаций, степень участия в рефлексии после каждого блока заданий и отметки за работу на занятии. (приложение №5).

Задание студентам: подобрать видеофрагменты конфликтных ситуаций между героями мультфильмов, сказочными персонажами, которые можно использовать для анализа с детьми дошкольного возраста для методической копилки профессиональных наработок воспитателя.


VIII. Рефлексия.

Упражнение «Облако тегов». Каждый обучающийся выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их (приложение №6).

Преподаватель: «Наше занятие мы начали с проблемной ситуации, и сегодня нам удалось разрешить ее. Полученный опыт работы в этом направлении поможет вам полноценно реализовывать освоенные профессиональные компетенции и в ходе практики, и в роли воспитателя в профессиональной деятельности. Спасибо за занятие и до новых встреч!»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!