СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урка литературного чтения на родном (русском) языке в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урка литературного чтения на родном (русском) языке в 3 классе»

Гайкова Эльмира Наримановна

3 класс

Литературное чтение на родном (русском) языке

28.09. 2020 г.

 Тема урока № 4 П. Алешковский «Как новгородцы на Югру ходили» (о Новгородцах XII века — смелых мореплавателях) (выборочно рассказы)

Планируемые результаты:

Личностные: проявлять чуткость друг к другу, доброжелательность и отзывчивость..

Метапредметные: определять тему и главную мысль произведения;

Предметные: познакомить учащихся со выборочными рассказами из книги П. Алешковского «Как новгородцы на Югру ходили» (о Новгородцах XII века — смелых мореплавателях); развивать устную речь, воображение, фантазию, творческие способности, учить анализировать текст, выражать свое мнение, чувство через разные виды работ.

Оборудование: карточки с текстами рассказов, портрет писателя.

Тип урока: урок усвоения нового материала

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения З.Александровой «Родина».

3.Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Петра Марковича Алешковского

и его выборочными рассказами из книги «Как новгородцы на Югру ходили» (о Новгородцах XII века — смелых мореплавателях).

4. Изучение темы урока.

1. Знакомство с биографией автора книги.

Пётр Маркович Алешковский (род. 22 сентября 1957 года, Москва) — русский писатель, историк, радиоведущий, телеведущий, журналист. Сын историка Марка Алешковского и Натальи Недошивиной. Отец фотографа Дмитрия Алешковского. Племянник писателя и барда Юза Алешковского. Зять историка Натана Эйдельмана.Окончил исторический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (1979, кафедра археологии).Шесть лет участвовал в работах по реставрации памятников Русского Севера: Новгорода, Кирилло-Белозерского, Ферапонтова и Соловецкого монастырей.

5.Знакомство с рассказом «Урок».

Большое у новгородского боярина Моислава Поповича хозяйство, богатое: два дома,

амбары, сараи, конюшня, скотный двор, птичник. Даже бани две.

Днём в малой избе старый Прокша, дядя Моислава Поповича, учит детей грамоте: скажет

слово – дети запишут. Потом ходит – проверяет, исправляет ошибки.

В избе тепло. С утра печка натоплена. В ней горшки со щами да кашей стоят, дожидаются обеда. Вдоль стен – лавки сосновые. На них сидят дети, и сред них – Матвейка, старший сын Моислава Поповича, дедов любимец. У всех учеников в руках церы – дощечки, покрытые мягким воском, на них буквы выводят. У каждого и писало – бронзовая палочка. Один конец острый, чтоб буквы по воску процарапывать, другой – плоский, ошибки стирать.

Прокша устал грамоте учить. Да и дети утомились – с раннего утра сидят.

– Ладно, ребята, кончайте писать, слушайте, что расскажу вам, – говорит Прокша. – Был

я вчера на городском вече1. Бояре держали совет, кому в этом год за данью собираться. Лето прошло. Полевые работ закончены. Урожай собран. Пора отправлять на далёкую Северную Двину караван судов за данью. Выбрали Матвейка, твоего отца – Моислава Поповича. Опасный поход будет. Но сам поход за данью ещё полдела. Наказало вече Моиславу Поповичу найти богатые земли Югорские.

Никто из ребят не знает, где они, эти земли, слушаю учителя – интересно

– Давным-давно, – продолжал рассказ Прокша, – старики старикам рассказывали, ходил

новгородец один на Двину. Звали его Гюрята Рогович. Собрал он дань и решился дальше

отправиться, в новые земли. Долго шёл. Через дремучие леса, через бескрайние болота вышел к высоким горам. И упираются те горы прямо в небо. Увидал Гюрята в горах узкую расселину между скалами. Не испугался, зашёл в расселину. Шёл, шёл и оказался по ту сторону гор, в краю, где живёт племя югорское…

Совсем ребята притихли, боятся шелохнуться, а Пракша дальше сказывает.

– … Увидали югричи у новгородцев оружие железное, лопочут что-то по-своему быстро-

быстро. Смекнул Гюрята, что железо Югре в новинку, предложи на меха меняться, дорого

запросил. Но югричи на всё согласны, меха несут – в их лесах соболя да куницы видимо-невидимо.

А) Чтение текста учителем.

Б) Словарная работа.

Церы - дощечки, покрытые мягким воском, на них буквы выводят.

Писало – бронзовая палочка. Один конец острый, чтоб буквы по воску процарапывать, другой – плоский, ошибки стирать.

6) Физкультминутка.

7. Закрепление изученного.

Чтение рассказа детьми.

Игра «Дочитай предложение до конца».

8. Итог урока:

- Итак, какова главная мысль произведения П.Алешковского?

- Какую учебную задачу ставили? (проанализировать и сделать вывод)

- Справились с решением задачи?

- Что вам в этом помогло? (умение наблюдать, анализировать, делать выводы, работать дружно, уметь договариваться)

9. Рефлексия

- Итак, давайте подведем итоги урока по уже известной вам схеме:

«Я узнал …»

«Я научился …»

«Мне понравилось …»

«Я хотел бы узнать …»

Оцени свою работу

10. Д/з. выразительное чтение рассказа.













Рассказ «Урок» отрывок из книги Петра Алешковского «Как новгородцы на Югру ходили» (о Новгородцах XII века — смелых мореплавателях)



Большое у новгородского боярина Моислава Поповича хозяйство, богатое: два дома, амбары, сараи, конюшня, скотный двор, птичник. Даже бани две.

Днём в малой избе старый Прокша, дядя Моислава Поповича, учит детей грамоте: скажет

слово – дети запишут. Потом ходит – проверяет, исправляет ошибки.

В избе тепло. С утра печка натоплена. В ней горшки со щами да кашей стоят, дожидаются обеда. Вдоль стен – лавки сосновые. На них сидят дети, и сред них – Матвейка, старший сын Моислава Поповича, дедов любимец. У всех учеников в руках церы – дощечки, покрытые мягким воском, на них буквы выводят. У каждого и писало – бронзовая палочка. Один конец острый, чтоб буквы по воску процарапывать, другой – плоский, ошибки стирать.

Прокша устал грамоте учить. Да и дети утомились – с раннего утра сидят.

– Ладно, ребята, кончайте писать, слушайте, что расскажу вам, – говорит Прокша.

– Был я вчера на городском вече1. Бояре держали совет, кому в этом год за данью собираться. Лето прошло. Полевые работ закончены. Урожай собран. Пора отправлять на далёкую Северную Двину караван судов за данью. Выбрали Матвейка, твоего отца – Моислава Поповича. Опасный поход будет. Но сам поход за данью ещё полдела. Наказало вече Моиславу Поповичу найти богатые земли Югорские.

Никто из ребят не знает, где они, эти земли, слушаю учителя – интересно

– Давным-давно, – продолжал рассказ Прокша, – старики старикам рассказывали, ходил новгородец один на Двину. Звали его Гюрята Рогович. Собрал он дань и решился дальше отправиться, в новые земли. Долго шёл. Через дремучие леса, через бескрайние болота вышел к высоким горам. И упираются те горы прямо в небо. Увидал Гюрята в горах узкую расселину между скалами. Не испугался, зашёл в расселину. Шёл, шёл и оказался по ту сторону гор, в краю, где живёт племя югорское…

Совсем ребята притихли, боятся шелохнуться, а Пракша дальше сказывает.

– … Увидали югричи у новгородцев оружие железное, лопочут что-то по-своему быстро- быстро. Смекнул Гюрята, что железо Югре в новинку, предложи на меха меняться, дорого запросил. Но югричи на всё согласны, меха несут – в их лесах соболя да куницы видимо-невидимо.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!