2.Формулирова ние темы урока | Это что за зверь такой Пробежал по мостовой, На ногах его — резина, А питается бензином? Он рычит, клубится пыль. Что за зверь? …(Автомобиль) Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два слепящих огонька. Четыре колеса, Резиновые шины, Мотор и тормоза… И что это? (Машина) Дом по улице идет, На работу нас везет. Не на тонких курьих ножках, А в резиновых сапожках. (Автобус или троллейбус) Иней в нем всегда и лед, летом в нем зима живет. Летом папа нам привез в белом ящике мороз-И теперь мороз сухой . У нас и летом и зимой. А одним словом назовите пожалуйста это……….. Хорошо, молодцы. И мы сегодня изучим, что такое техника. Запишите тему урока: Технологическая система как средство для удовлетворения базовых и социальных нужд человека. Охрана труда.» Подумайте, можно ли назвать техникой: индивидуальные приемы работника плотника и артиста, стиральную машину и станок, автомобиль и трактор? Обоснуйте свой ответ. | Слушают учителя, участвуют в диалоге | Устные ответы |
3.Изучение нового материала | Техника – это совокупность приёмов работы, которые используются в какой-либо области деятельности человека. Техника – созданные людьми инструменты, приспособления, механизмы, машины и устройства. Слово «техника» в переводе с греческого означает искусство, мастерство, умение. Оно имеет несколько значений. Техникой называют совокупность приёмов работы, которые используются в какой-либо области деятельности человека. Например, говорят о технике работы художника, игры музыканта и других мастеров. Техникой также называют созданные людьми инструменты, приспособления, механизмы, машины и устройства. Техника – это также здания и сооружения, дороги и каналы. Техника – это средства транспорта и связи. К технике относят коммунальное бытовое оборудование, холодильники, кухонные и стиральные машины, пылесосы и другие. Также к технике относится и оборудование для личного пользования, например, шариковая ручка, парта и многое другое. Техника может быть производственной и непроизводственной. Производственная техника – это техника промышленного и сельского хозяйства, например, комбайны, станки, машины на производстве. Производственная техника предназначена для создания материальных благ. Непроизводственная техника – это техника, применяемая в науке, быту, образовании, культуре, спорте, медицине, военном деле, освоении космоса. Например, принтер, телефон, микроскоп и другие. Чем сложнее техника, тем больше расходов требуется на её создание и совершенствование. Например, можно сравнить расходы на создание лопаты и экскаватора. Однако эти затраты полностью окупают себя, так как чем сложнее и совершеннее техника тем меньше затраты человеческого труда на производство продукции. Современная техника освобождает человека от выполнения работ, требующих больших физических усилий, или монотонного труда, а также работ, протекающих во вредных и небезопасных для человека условиях. Постоянное совершенствование техники и научно-технический прогресс способствуют повышению производительности труда и росту материального благосостояния людей. | Запись в тетрадях, беседа, объяснение непонятого материала вместе с учителем. Отвечают на вопросы учителя, выявляют причинно-следственные связи в учебном материале | Устные ответы |
4. Практическая работа (Исследовательская деятельность) | ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНОЙ МАСТЕРСКОЙ. Правила поведения в учебной мастерской. Не опаздывать к началу занятий. Приходить на занятия в специальной одежде (халате, фартуке, головном уборе) Для выполнения графических работ иметь рабочую тетрадь (альбом) и специальные принадлежности. Работать только за своим рабочим местом. Перед началом работы получить необходимые инструменты, приспособления и оборудование у дежурного. Не подходить к станкам и машинам, не включать их без разрешения учителя. Строго соблюдать правила безопасной работы. Бережно относится к инструментам и приспособлениям, оборудованию и материалам. Содержать рабочее место в чистоте и порядке. После окончания занятий сдать инструменты, заготовки и изделия дежурному. Дежурный передаст их учителю. Убрать рабочее место, почистить спецодежду, вымыть руки Правила безопасной работы в учебной мастерской. Перед началом работы надеть специальную одежду (халат, фартук, берет или косынку). Заправить волосы под головной убор. Занимать и оставлять рабочее место, начинать и заканчивать работу только с разрешения учителя. Выполнять только ту работу, которую поручил учитель. Строго соблюдать заданную учителем последовательность операций. Размечать на рабочем месте инструменты и материалы так, чтобы ими было удобно пользоваться. Соблюдать правильную рабочую позу (положение тела во время работы). Работать только исправными инструментами. Пользоваться инструментами только с разрешения учителя. Нельзя работать на одном станке или на одной машине одновременно двум учащимся. Перед выполнением любого вида работы узнать о дополнительных (специальных) правилах безопасности. Не отвлекаться и не разговаривать во время работы. Без необходимости не отходить от рабочего места. После завершения работы убрать рабочее место. Стружки, опилки, нитки, куски ткани и остатки от приготовления различных блюд убирать с помощью специальных щеток и тряпок. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ ПРИ ОБРАБОТКЕ ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ. До начала работы. Надеть рабочую одежду. Проверить высоту верстака. Проверить исправность верстака: отсутствие повреждений на крышке и свободный ход зажимов. Разложить на верстаке необходимый рабочий инструмент. Во время работы. Надежно закреплять обрабатываемый материал в зажимах верстака. Использовать инструмент только по назначению. Оберегать крышку верстака от повреждений. Не закручивать зажимы верстака слишком сильно. Не ударять молотком по крышке верстака и зажимам. Не отвлекаться во время работы, не мешать другим работать. Содержать рабочее место в чистоте и порядке. После окончания работы. Убрать рабочее место. Положить инструменты в отведенное для них место. Сообщить учителю обо всех неисправностях, обнаруженных в ходе работы. Сдать рабочее место дежурному. Сдать готовые изделия учителя. Вымыть руки. Привести одежду в порядок. | | Оценка практической работы |