Органи зацион но- мотива ционны й этап (2мин.) | Настроить детей на работу | Словесная (беседа) | Фронтальная | Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели. - Сегодня урок изобразительного искусства буду вести у вас я. Улыбнитесь своему соседу справа, слева. -Я надеюсь у нас урок сегодня будет интересным и познавательным . | Приветствуют учителя Улыбаются своему соседу Настраиваются на урок | П- развитие речи и мышления; К-умеют планировать учебное сотрудничество Л-Умеют проявлять интерес к изучаемому предмету |
Ориент ировоч ный (5 минут) | Провести актуализацию знаний учащихся | Словесная (беседа) | Фронтальная | - Сегодня мы отправимся в старинный русский город Вологда, СЛАЙД 1 - Расположен город Вологда среди лесов, богатыми грибами, ягодами, птицей и зверем. В зимнюю пору все вокруг покрыто пушистым снегом. СЛАЙД 2. Мороз сковывал реки льдом, украшая тонким белым узором окна домов. СЛАЙД 3-7 -Темными зимними вечерами, когда на улице мороз, Вологодские девушки плели кружева, которые стали известными во всем мире. Глядя в морозные окна и скучая по лету, они видели и элементы природы, природа всегда вдохновляла не только художников, поэтов, но и мастериц. СЛАЙД 8 (фото скатертей, воротников, жилеток Вологодских мастериц) -Поднимите руку, кому нравится работа Вологодских девушек-кружевниц. Красиво, не правда ли? -Итак, ребята, как вы думаете, какая тема урока? Мне перед уроком передали письмо для вас, давайте прочитаем его: «Здравствуйте ребята, пишут вам Вологодские кружевницы . Обращаемся к вам с огромной просьбой. Мы готовим кружева на праздник, он уже на этой неделе, а работы еще много. Скатерти, воротники, жилеты мы успеваем сплести, а вот придумать эскиз для салфетки –не успеваем. Не поможете ли нам? Вместе дело спорится, а врозь-хоть брось» (кружевницы) -Ну, что, ребята, кружевницы не успевают, поможем кружевницам? А как вы считаете, нужно ли помогать людям? Почему? -Совершенно верно, людям нужно помогать, ведь возможно и вам когда-то понадобится помощь. -Скажите, какая работа нам предстоит на уроке? -А как мы сегодня должны поработать? -Совершенно верно, что мы должны сделать для того, чтобы создать эскиз кружева? -Мы познакомимся с элементами, и что мы можем теперь сделать? -А в конце урока что нам обязательно нужно сделать? -Молодцы, я предлагаю вам познакомиться с элементами кружева | Слушают учителя Вологодские кружева -Да Научиться рисовать Вологодские кружева. Ответы детей Познакомиться с элементами кружева Создать собственный эскиз Оценить свою работу | Р- умеют определять и формулировать цель деятельности Л-Положи тельно относятся к предмету; расширять кругозор учащихся |
Поисково-исследовательский (7 минут) | Познакомить с новой темой | Словесный (беседа), наглядно-зрительный (фото кружев) | Фронтальная, парная | -Ребята, посмотрите на картинки кружев, и скажите на что похожи элементы кружева? СЛАЙД 9-11 -Верно! -А что вы заметили? Есть ли какое-то правило при создании кружева? СЛАЙД 12 -Элементы расположены одинаково и слева и справа, т.е. симметрично. -Симметрия – это зеркальное расположение частей (слева и справа) относительно центральной оси. (вывешиваю понятие на доске, показываю наглядно) -Я каждому раздала маленькие листочки нарисуйте на нем круг, теперь разверните листочек и согните его по линии, что вы заметили? -Да, вы правы, круги находятся на одинаковом расстоянии от линии, т.е. зеркально. Значит что мы можем сказать про круги, как они расположены? -Ребята, обсудите в парах, использовали ли народные мастера правила симметрии в композиции узора созданных изделий? Под фотографией поставьте +. Если использовал и -, если на кружеве нет симметрии. -Давайте проверим ваши предположения, все элементы симметричны, кроме 4 и 5 фото. -Если вы внимательно слушали меня, ваши предположения были верными и вы ответили на мои вопросы, то хлопните, если вы меня не слушали, работа в паре у вас не получилась, вы не смогли ответить на мои вопросы, то топните. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - Ну, а сейчас физкультминутка. Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.) С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.) Подойдет ко мне мороз, (Присели.) Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.) Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.) Прыгать, бегать и играть. (Прыжки) | -Из деревьев, цветов и т.д. -Да -Круг отпечатался на второй стороне листа, круги находятся на одинаковом расстоянии , зеркально -Симметрично Выполняют задание Выполняют физкультминутку | П- Умеют извлекать информацию К- умеют организовать учебное сотрудничество Л-положи тельно относятся к предмету |
Практический | Создать собственный эскиз кружева | Практический | Фронтальная, индивидуальная | - Ребята, прежде чем выполнить плетение какого-нибудь кружева, выполняют эскиз, т.е. узор этого кружева на бумаге. Вот и мы сейчас с вами будем составлять эскиз Вологодского кружева. а) Посмотрите, какая замечательная салфетка у вас должна сегодня получиться! - Скажите, что лежит в основе такого изображения? - Что находится в центре композиции? - Что вы ещё видите на салфетке? -Правильно, умницы! б) Узор вы будете рисовать только белой гуашью, ребята а как мы работаем гуашью? Лист следует расположить горизонтально. Теперь я предлагаю вам создать свой уникальный эскиз кружева, но при одном условии-в этом узоре элементы должны располагаться симметрично, т.е. зеркально(одинаково) влево и вправо, для этого вам необходимо найти ось симметрии и отметить ее на листе карандашом. Теперь я даю вам время для размышления, подумайте, что вы будете изображать в центре вашего узора-цветок, какое-то растение или животное. Теперь карандашом нарисуйте центральный элемент композиции. Если кто-то из вас не может придумать, я предлагаю вам воспользоваться шаблоном. -Ну а теперь начинается самая творческая и интересная часть создания кружева. Мы будем создавать основу нашего кружевного узора, вы можете нарисовать круг, звездочки, цветок и внутри разделить его на равные части, для этого воспользуйтесь линейкой, но не заходите за контуры вашей геометрической фигуры. Один из элементов вологодского кружева – цветочек, поэтому при помощи намеченных линий нарисуем его, или модно придумать свой симметричный элемент. -Сейчас вам необходимо самостоятельно нарисовать элементы кружева, но не забываем про симметрию. -Так как кружево плетется из различных нитей, вам нужно на вашем эскизе отобразить эти нити, их тоже можно показать в виде какого-то рисунка. Например, пустое пространство внутри сердечка заполним сеткой: проведем по линейке параллельные линии сначала в одном направлении, затем в другом, получая при пересечении линий ромбики. Очень важно, чтобы линии не заходили внутрь кружочков. -Теперь закатите рукава, возьмите белую гуаши и приступайте к цветовому оформлению вашего эскиза. - Заканчиваем работу. Убираем краски, выливаем воду, моем кисточки и непроливайки. Чтобы рисунок не испортился и хорошо подсох, аккуратно убираем на край стола. - Молодцы! Все аккуратно убрали свои рабочие места. Сейчас на доске мы оформим выставку из ваших рисунков. - Посмотрите на работы, ребята, поднимите руку, если вы довольны своей работой, она вам нравится, вы справились с заданием (если кто-то не поднял руку, спрашиваю почему) | Ответы детей Создают собственный эскиз | П- Умеют использовать свои навыки; расширять практические навыки по работе с К-Слу- шать учителя; выполнять работу; принимать участие в беседе. Л-развивать творческое воображение учащихся, интерес к познавательной деятельности |
Рефлексивно-оценочный | Показать успешность овладения учебным материалом, оценивание своей деятельности | Словесный (беседа) | Фронтальный | - Какая задача стояла сегодня перед нами? - Как вы думаете, получилось ли у нас помочь вологодским кружевницам? - Понравилось ли вам рисовать эскизы? - Что нового вы узнали на уроке, чему научились? (На доске: «Я узнал…» «Я могу…» « Я научился…») - Что вы расскажете родителям? - А где вы можете применить новые знания и умения? - Урок окончен. Все молодцы. | Оценивают свою работу на уроке | П- развивать самостоятельность К- умеют оформлять свои мысли в устной форме Л- Умеют высказывать свое мнение |