«Уйду в монастырь»
МОНАШЕСТВО по своему замыслу, это не просто одиночество и покой ‑ это своеобразный путь к совершенству подражанием образу жизни Христа. Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха: Он не женат, свободен от родственных привязанностей, не имеет крыши над головой, странствует, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве. Монашество – стремление в максимальной степени приблизиться к этому идеалу, устремленность к святости, к Богу, отказ от всего, что удерживает на земле и препятствует вознестись на небо.
На Руси МОНАСТЫРИ стали учреждаться с самого начала официального распространения христианства.
В XII в. монастырей в Киеве было 17, в Чернигове и Переяславе ‑ по 4, в Галиче и Полоцке ‑ по 3, в Смоленске – 5. На юге развитие монастырей задерживали постоянные набеги половцев, печенегов и других кочевых народов; искавшие уединения избирали поэтому более спокойные, безопасные места на севере России. Там, главным образом, и развивается монашество.
Татаро-монгольское иго привело к разрушению некоторых монастырей, но зато способствовало постройке новых. За полтора столетия, было основано до 180 новых монастырей.
Особое значение получает ТРОИЦКИЙ монастырь, основанный в середине XIV века Сергием Радонежским. Из него расходились по северу России иноки, которые основывали новые монастыри.
Со временем монастыри превращаются в общины со строгими законами и с настоятелем во главе. Без его благословения уже ничего не могло быть предпринято монастырём и монахами. Приём в монастыри был свободный, но от поступающего требовалось внесение известной суммы «вклада» деньгами или же другим имуществом. Только лица, внёсшие вклад, считались действительными членами монастырской общины; принятые без вклада, «Бога ради», не принимали участия в монастырской жизни и составляли бродячий монашеский элемент, который был так силён в древней Руси и с которым так упорно и напрасно боролась духовная иерархия.
Увеличение богатств в руках монастырей способствовало их благотворительной деятельности во времена народных бедствий. В один из голодных годов Кириллов-Белозерский, например, монастырь кормил ежедневно до 600 душ, Пафнутьев ‑ до 1000. Возле монастырей были устроены богадельни, гостиницы, больницы. Некоторые из обителей окружали себя каменными стенами и служили надёжным оплотом против неприятелей, как, например, монастыри Псково-Печерский, Соловецкий, Калязин, Тихвинский и Троице-Сергиевская лавра.
Монастыри были также деятельными распространителями религиозного просвещения в древней Руси. При монастырях стали заводиться библиотеки, а также и школы для обучения грамоте: грамотные люди были нужны, для совершения богослужения.
Однако со временем, монахи стали злоупотреблять своим положением, так как богатства скапливались в монастырях немалые.
Пётр I смотрел на монахов как на людей, которые «поедают чужие труды». Поэтому он повелел искоренять предрассудок русских людей, будто можно было спастись только через пострижение. В 1723 г. был издан указ, вовсе запрещавший пострижение монахов; и повелено помещать в монастыри инвалидов, нищих, калек. Указ этот, грозивший уничтожением монашества, был, впрочем, скоро отменён. Чтобы прекратить бродяжничество монахов, запрещён был переход из одного монастыря в другой;
МОНАХ мог отлучаться из монастыря не более четырёх раз в год и то с особого разрешения настоятеля. Такие строгие меры Петра против монашества объясняются, главным образом, тем, что среди монахов император встретил наиболее сильное и упорное противодействие своим реформам.
При Анне Иоанновне был возобновлён закон об уменьшении числа монахов. И в 1740 году в монастырях оставались только дряхлые и старики, ни к какому богослужению не способные. Церковь опасалась, как бы монашество и вовсе не прекратилось на Руси.
При Александре I, относившемся вообще с большими симпатиями к монашеству, положение последнего значительно улучшилось. Городские имущества монастырей освобождены от налогов. Это вновь привело к увеличению числа монахов.
В 1892 году все население монастырей составляло 42940 чел.
После октябрьской революции 1917 года для монашества наступили тяжёлые времена. Монастыри подвергались разорению и закрытию. К началу 1930-х годов монастырей в СССР практически не осталось.
С 1988 года в СССР начинается массовое открытие новых монастырей.