СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока (2 часа) по литературе на тему "Адресаты лирики Пушкина" (Литературная гостиная)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кажется, все, до последнего мгновения, нам известно о жизни Пушкина. Но, перечитывая его произведения, мы снова открываем для себя новые грани его таланта. И среди них есть один, особый талант – это талант дружбы, талант любви. Пушкин выступает сегодня как воспитатель юношества, образователь юного чувства любви и дружбы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока (2 часа) по литературе на тему "Адресаты лирики Пушкина" (Литературная гостиная)»

МБОУ «Шумячская СШ им. В. Ф. Алешина»



Урок по литературе (2 часа)

на тему: «Адресаты лирики Пушкина»

(Литературная гостиная)





9 класс

Учитель: Сидорова Т. В.










п. Шумячи

2016 г.


Цель урока: знакомство с адресатами лирики А.С.Пушкина, посвященной дружбе и любви.

Задачи:

  1. Обучающая: вызвать интерес к личности и творчеству поэта; углубить представление учащихся об интимной лирике поэта.

  2. Развивающая: развивать устную речь учащихся, навыки выразительного чтения наизусть, работать над обогащением словарного запаса.

  3. Воспитательная: объединив материалы уроков классного и внеклассного чтения, показать А.С.Пушкина как нравственного воспитателя чувств дружбы и любви в молодом поколении.

Форма урока: «Литературная гостиная»

Оборудование:

  1. Портрет А.С.Пушкина.

2. Портреты друзей поэта и женщин, которым он посвятил свои стихи.

3. Литературная газета «России первая любовь»

4. Выставка «И ласковых имен младенческая нежность…».

5. Репродукции картин В.А.Дрезина «Пушкин читает письмо М.Н.Волконской», «Приезд Пущина в Михайловское», изображение Царского Села, Михайловского.

6. Аудиозапись стихов и песен (романсов) на слова поэта.

7. Презентация «Адресаты лирики Пушкина».

8. Выставка творческих работ учащихся «Мой Пушкин».

9. Книжная выставка «Сгорая пламенем любви».

10. Букет осенних листьев.


Литература:

  1. «Друзья Пушкина» (Переписка. Воспоминания. Дневники). В двух томах, том 1, том 2. Москва, издательство «Правда», 1984 г.

  2. Гроссман Л. «Пушкин». Издательство «Молодая гвардия», 1958 г.

  3. Лотман Ю. «Александр Сергеевич Пушкин». Ленинград. Издательство «Просвещение», 1981 г.

  4. Пушкин А. С. «Я помню чудное мгновенье». Москва. Издательство «Эксмо-пресс», 2002 г.

  5. Черейский Л. А. «Современники Пушкина». Ленинград. Издательство «Детская литература», 1984 г.



Ход урока

Слайд 1.

Звучит музыка Свиридова (к повести А.С.Пушкина «Метель»).

После вступительных аккордов на фоне нежной музыки учитель читает стихотворение Л. И. Ошанина «Пушкин». Слайд 2.

Неуемный, страстный, некрасивый

С песней, перебитой январем,

Был он первым солнышком России,

Библией и первым букварем.



При лампадах, при свечах, при лампах,

Перед каждой буйной головой

Из горячих, из гремучих ямбов

Возникает взор его живой.



Звончатый, улыбчивый, красивый

Излучает он все тот же свет,

Как бывало, числясь по России

Вот уже почти что двести лет.

(1972 г.)

Слайд 3.

Учитель: Так писал об А.С.Пушкине Лев Ошанин в 1972 г. А сегодня мы вправе сказать, что великий поэт вот уже более двухсот лет нога в ногу идет с нами по жизни.

Выросло не одно поколение людей, «младое, незнакомое», которое хотел увидеть поэт. То, о чем мечтал Пушкин, осуществилось: «Россия воспряла ото сна», «Из искры возгорелось пламя». Но нетленной осталось любовь народа к нему – талантливейшему русскому поэту, воплотившему в себе лучшие черты народа.

Кажется, все, до последнего мгновения, нам известно о жизни Пушкина. Но, перечитывая его произведения, мы снова открываем для себя новые грани его таланта. И среди них есть один, особый талант – это талант дружбы, талант любви.

Отношения Пушкина с людьми, близкими ему по душе и мыслям, запечатленные в его стихах, остаются и сегодня прекрасным образцом человеческих отношений, верности, преданности и постоянства.

В лирике Пушкина, в его письмах, в строчках дневниковых записей, обращенных к друзьям, приоткрывается для нас душа поэта со всей ее страстностью, юношеской пылкостью, трогательной доверчивостью и широтой.

Жизнь сталкивала его с самыми разными людьми: поэтами и писателями, учеными и прославленными воинами, выдающимися мыслителями и веселыми гусарами, беспечной «золотой молодежью» и актерами, художниками и музыкантами. И среди этих столь разных людей Пушкин находил друзей, одних – на всю жизнь, других – на краткие мгновения. Но и те, и другие, озаренные Пушкинской славой, прошедшие с ним по жизни или только встретившиеся ему, - дороги нам: их судьбы, характеры, их отношения с Пушкиным позволяют глубже понять и почувствовать пушкинскую лирику и личность самого поэта.

Поэтому сегодняшний наш разговор в литературной гостиной мы поведем об адресатах лирики Пушкина.

Слайд 4.

«И в жизни сей мне будет утешенье: мой скромный дар и счастие друзей». Из биографии А.С.Пушкина мы знаем, что еще в юности поэт дал клятву: ежегодно, 19 октября, в день открытия Лицея, собираться с друзьями в Царском Селе. И хотя сейчас на дворе зима и лежит снег, мы с вами мысленно перенесемся в тот прекрасный осенний день, который для поэта и его друзей стал великим Днем Дружбы.

Ученик: На уроках литературы мы много говорили о врагах Пушкина, о гонениях, клевете, омрачавших каждый день жизни поэта. Врагов у Пушкина было много, самых разных рангов и калибров, среди них два царя – Александр I и Николай I, жандармские высшие чины – Бенкендорф и Дубельт, вельможи типа Воронцова, профессоры Надеждин и Мерзляков, журналисты Булгарин и Полевой и многие другие.

Но существовали, к счастью, и друзья, и было их не меньше, а больше, чем врагов, что выяснилось с особой очевидностью в день смерти Пушкина. И не только гонения и клевета были уделом поэта. Выпадали на его долю и розы, и лавры, и восторги пламенных почитателей и ценителей его волшебной пленительной музы.

Друзья, всегда озабоченные его заботами, всегда пытавшиеся сделать его пути более гладкими, судьбу более легкой, были всю жизнь рядом с ним. Они предостерегали его от грядущей опасности, спешили на помощь, когда беда уже стряслась. Они читали каждую строку, им написанную, были первыми его слушателями. Они печатали его новые вещи, пытаясь протискивать через цензуру. Они ходатайствовали за него перед жандармами, царем, когда над головой поэта собирались особо грозные тучи. Они приезжали в опальный домик в глухом Михайловском, чтобы разделить с поэтом его вынужденное уединение. Они ссужали его деньгами, улаживали грозившие дуэли, ссоры, пили и пели с ним, горевали и радовались вместе.

Друзья прошли с Поэтом плечо к плечу через всю его недолгую жизнь и первыми предрекли ему великий жребий. Вот почему слово «друг» наиболее часто встречается в стихотворениях Пушкина (составители «Словаря языка Пушкина» подсчитали, что оно употребляется более тысячи раз!).

Духом дружества пронизано все творчество поэта. Первое слово пятнадцатилетнего Пушкина было слово «друг», стихотворение называлось «К другу-стихотворцу». Оно же было и последним словом поэта – «Друг сердечный мне намедни говорил» (стихотворение 1836 г.). «Свобода, дружба, любовь» - вот три кита, на которых держалась и держится пушкинская поэзия.

Слайд 5.

Ученик: Особенно много стихотворений посвятил А.С.Пушкин своим лицейским друзьям. Лицейские годовщины были праздником души поэта. Сходки друзей, собирающихся в этот день, Пушкин называл «пиром любви», «сладостным вечем»:

На пир любви душой стремился я;

Вот вижу вас, вот милых обнимаю.

Семья лицейских друзей была до последних дней Пушкина домом его души, а Царское Село, где находился лицей, - столицей его мира.

Помните:

… Нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Вы, конечно, знаете эти знаменитые строки, взятые из стихотворения «19 октября», написанного в 1925 г. в Михайловском. Поневоле отсутствующий из-за ссылки на ежегодном празднике в честь лицейской годовщины, Пушкин с нежностью вспоминает друзей-декабристов.

Слайд 6.

Аудиозапись (посвящение Дельвигу) из стихотворения «19 октября» 1825 г.

(звучит посвящение Дельвигу).

Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной.
И ждал тебя, вещун пермесских дев.
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О, Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил,

С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.

(1825 г.)

Ученик: 30 января 1823 г. Обращаясь к Дельвигу, Пушкин писал: «Дельвиг, милый Дельвиг! Пиши ко мне и прозой, и стихами; благословляю и поздравляю тебя – добился ты, наконец, до точности языка – единственной вещи, которой у тебя недоставало».

Ученик: «Милый Пушкин, письмо твое и «Прозерпину» я получил, и тоже в день получения благодарю тебя за них. «Прозерпина» не стихи, а музыка; это пение райской птички, которое, слушая, не увидишь как пройдет тысяча лет… Какая искусная щеголиха у тебя – истина. Подобных цветов мороз не тронет!» Это письмо – ответ написал Дельвиг Пушкину 10 сентября 1824 г.

Ученик: Август 1831 г. Пушкин – Вяземскому: «Что скажу тебе, мой милый? Ужасное известие получил я в воскресенье … Вот первая смерть, мною оплаканная. Без Дельвина мы осиротели. А у него остались два брата без гроша денег на руках, его вдовы. Нынешний год мы выдадим «Северные цветы» в пользу двух сирот».

Учитель: О том, какими нежными друзьями были Дельвиг и Пушкин, рассказывает в своих воспоминаниях А.П.Керн. Описывая одну из их встреч, Керн говорит, как они нежно обнимали друг друга, как целовали друг другу руки. О Дельвиге Пушкин думал до последних дней своей жизни. За три месяца до своей смерти Пушкин вспоминает с нежностью о недавно умершем Дельвиге, называя его «мой Дельвиг милый».

Слайд 7.

Ученик: Вильгельм Карлович Кюхельбекер… Поэт и революционер-декабрист Кюхельбекер вспоминал о своем детстве: «Я по отцу и по матери точно немец, но не по языку…, природный мой язык – русский!» В 1811 г. дядя Кюхельбекера, известный военачальник и в недалеком будущем герой Отечественной войны 1812 г. Барклай де Толли, помог определить Вильгельма в Царскосельский Лицей. Так была подготовлена встреча, которая навсегда прикрепила к имени Кюхельбекера определения: лицеский товарищ, поэт пушкинской поры.

Пушкин любил Кюхельбекера, но подсмеивался над ним еще в лицее. Лицеистам казались смешными и его внешность, и поэтические опыты, и сама фамилия. Они прозвали его «Кюхля». Одним ухом он не слышал. Этот высокий, худой мальчик с выпуклыми глазами был вспыльчив и крайне рассеян, но добр и отзывчив. Он всегда стремился к товарищу, попавшему в беду, нес ему утешение. Еще в лицее он бледнел на уроках истории, слушая рассказы о героях прошлого.

Кюхельбекер хорошо учился, был начитан, особенно по немецкой литературе. Пушкин платил ему любовью, несмотря на частые ссоры. Трагически сложилась судьба этого замечательного человека. За участие в декабристском восстании он был приговорен к 10 годам тюремного заключения в крепости, а затем – на вечное поселение в Сибири. Пушкин сделал все, чтобы вернуть доброе имя Кюхельбекеру.

Учитель: А последняя их встреча произошла в 1827 г., когда Кюхельбекера отправили по этапу на каторгу в Сибирь. Слайд 8.

«Они обнялись… Кюхельбекеру стало плохо». Позже из Сибири он напишет Пушкину: «Свидания с тобой, Пушкин, вовек не забуду. Верь, Александр Сергеевич, что я умею ценить и чувствовать все благородство твоего поведения. Не хвалю тебя и даже не благодарю, потому что должен был ожидать от тебя всего прекрасного, но клянусь, от всей души радуюсь, что такое случилось». Кюхельбекер до последнего дыхания пронес свою любовь к Пушкину.

Ученик: (читает стихотворение «Разлука»)

В последний раз, в тени уединенья,

Моим стихам внимает наш пенат.

Лицейской жизни милый брат,

Делю с тобой последние мгновенья.

Прошли лета соединенья;

Разорван он, наш верный круг.

Прости! Хранимый небом,

Не разлучайся, милый друг,

С свободою и Фебом!

Узнай любовь, неведомую мне,

Любовь надежд, восторгов, упоенья:

И дни твои полетом сновиденья

Да пролетят в счастливой тишине!

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),

Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

(1817 г.)

Ученик:

Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво:

Но юность нам советует лукаво,

И шумные нас радуют мечты...

Опомнимся — но поздно! и уныло

Глядим назад, следов не видя там.

Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам?


Пора, пора! душевных наших мук

Не стоит мир; оставим заблужденья!

Сокроем жизнь под сень уединенья!

Я жду тебя, мой запоздалый друг —

Приди; огнем волшебного рассказа

Сердечные преданья оживи;

Поговорим о бурных днях Кавказа,

О Шиллере, о славе, о любви.

(1825 г.)

Ученик: Слайд 9. После смерти Пушкина Кюхельбекер, признаваясь в своей любви к поэту, из далекой ссылки с горечью писал:

А я один средь чуждых мне людей

Стою в ночи, беспомощный и хилый,

Над страшной всех надежд моих могилой,

Над мрачным гробом всех моих друзей.

В тот гроб бездонный, молнией сраженный,

Последний пал родимый мне поэт...

И вот опять Лицея день священный;

Но уж и Пушкина меж вами нет!

(19 октября 1938 г.)

Слайд 10.

Ученик: Особенно много пламенных строк пушкинской лирики посвящено лицейскому другу Ивану Пущину – Жанно (лицейская кличка Пущина). Судьба разлучила Пушкина с Пущиным, отправленным на сибирскую каторгу, но это была истинная, великая дружба, дружба на жизнь и на смерть не на словах, а на деле. Будучи в конце 1824 г. в Москве Пущин узнает, что Пушкин сослан в Михайловское и живет там неотлучно один. А дальше…дальше пусть расскажет сам Пущин.

Ученик: «С той минуты, как я узнал, что Пушкин в изгнании, во мне зародилась мысль непременно навестить его. Собираясь на рождество в Петербург для свидания с родными, я предложил съездить в Псков к сестре Набоковой (муж ее командовал тогда дивизией, которая там стояла), а оттуда уже рукой подать в Михайловское. Перед отъездом, на вечере у того же князя Голицына, встретился я с А.И.Тургеневым, который незадолго до этого приехал в Москву. Я подсел к нему и спрашиваю: не имеет ли он каких-нибудь поручений Пушкину, потому что я в январе буду у него. «Как? Вы хотите к нему ехать? Разве не знаете, что он под двойным надзором – и полицейским, и духовным». Все это я знаю; но знаю также, что нельзя не навестить друга после пятилетней разлуки в теперешнем его положении, особенно когда буду от него с небольшим в ста верстах».

Учитель: Вот как рассказал об этой встрече Пущин в своих «Записках о Пушкине». Слайд 11. «Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод, но в иные минуты человек не простужается. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим. Он забыл, что надобно прикрыть наготу, а я не думал о заиндевевшей шубе и шапке». Именно об этой встрече будет уже потом, после разгрома декабристов, вспоминать Александр Сергеевич Пушкин.

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.


Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

(1826 г.)

Слайд 10.

В одном из писем поэта – декабрист К.Ф.Рылеев заметил: «Кто любит Пущина, тот уже непременно сам редкий человек». Может быть, Рылеев был не совсем прав? Пущина любили чуть ли не все, кто с ним соприкасался в тех или иных жизненных обстоятельствах. Что же – все они редкие люди? Мысль Рылеева несколько иная: общаясь с благороднейшим из благородных Иваном Ивановичем Пущиным, любой человек словно сбрасывает с себя шелуху трусости, корысти, мелочного тщеславия и подлого страха; в каждом обнажаются лучшие, благородные струны души.

Вот что такое Пущин!

Такие люди, как Пущин, воистину редкие: они ничего не хотят для себя.

Благодаря своему хладнокровию и острому уму, Пущин сбивал с толку Членов Следственного Комитета по делам декабристов, обезоруживал тюремщиков в Петропавловской крепости, в Шлиссельбурге, в Сибири; вливал силы в измученных декабристов. 31 год провел Иван Иванович Пущин в тюрьме, на каторге, в ссылке, а когда возвратился, все, кто способен был видеть, заметили, что духом он ни сколько не постарел, ничем не поступился, не потерял прежней доброты и остроты ума. Рылеев был совершенно прав: кто способен полюбить Пущина, тот не потерял лучших свойств души, и, значит, достоин звания «редкого» человека. Поэтому Пушкин в первую очередь редкий человек.

Ученик: Из письма Пущина Малиновскому от 14 июня 1840 г.: «Кажется, если бы я был на месте Дантеса, то роковая пуля встретила бы мою грудь: я бы нашел средство сохранить поэта, товарища, достояние России».

Ученик: Вот еще одно письмо: «В грустные минуты я утешал себя тем, что поэт не умирает, и что Пушкин мой всегда жив для тех, кто, как и я, его любил, и для всех, умеющих отыскивать его живого, в бессмертных его творениях…».

Учитель: В пушкинском окружении особое место занимает Петр Андреевич Вяземский. Слайд 12. Только к жене, Наталье Николаевне, сохранилось больше писем, чем к нему. 74 печальных и радостных, восторженных и отчаянных, полемических и шутливых, но всегда остроумных и откровенных писем Пушкина к Петру Андреевичу – это толстая энциклопедия жизни великого поэта.

Ученик: (читает стихотворение «К портрету Вяземского», «Вяземскому»).

Судьба свои дары явить желала в нем,

В счастливом баловне соединив ошибкой

Богатство, знатный род с возвышенным умом

И простодушие с язвительной улыбкой.

(1820 г.)

Язвительный поэт, остряк замысловатый,

И блеском колких слов, и шутками богатый.

Счастливый Вяземский, завидую тебе:

Ты право получил, благодаря судьбе,

Смеяться весело над Злобою ревнивой,

Невежество разить анафемой игривой.

(1821 г.)

Ученик: Из письма Пушкина к Вяземскому 3 сентября 1928 г.: «Твои письма гораздо нужнее для моего ума, чем операция для моего аневризма. Они точно оживляют меня, как умный разговор, как музыка России…»

Ученик: (читает стихотворение «К Вяземскому»).

Так море, древний душегубец,

Воспламеняет гений твой?

Ты славишь лирой золотой

Нептуна грозного трезубец.

Не славь его. В наш гнусный век

Седой Нептун земли союзник.

На всех стихиях человек —

Тиран, предатель или узник.

(1826 г.)

Учитель: Слайд 13. Высоко ценил А.С.Пушкин творчество В.А.Жуковского. «Никто не имел и не будет иметь слога, равного в могуществе и разнообразии слогу Жуковского».

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнет о славе младость,

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость.


Ученик: Много писем-стихов А.С.Пушкин посвятил свои друзьям – декабристам и людям, разделяющим их взгляды. Среди них первое место по праву принадлежит Петру Яковлевичу Чаадаеву. Слайд 14.

«Друг мой, никогда тебя не забуду. Твоя дружба мне заменила счастье, одного тебя может любить холодная душа моя», - записал Пушкин в дневнике 9 апреля 1821 г., мысленно обращаясь к Чаадаеву. Чаадаев был «властителем души» Пушкина. Между ними существовала не только дружба чувств, но и дружба взглядов, идей, интеллектов. 13 посланий адресовал Поэт Чаадаеву.

Он вышней волею небес

Рожден в оковах службы царской;

Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,

А здесь он — офицер гусарской.

(стихотворение «К портрету Чаадаева», 1820 г.)

Учитель: Те взгляды и политические настроения, которые объединяли Пушкина с его другом П.Я.Чаадаевым и со всеми передовыми людьми того времени, Александр Сергеевич изложил в своем дружеском послании «К Чаадаеву». В нем Пушкин страстно призывает свое поколение на борьбу с окружающим злом.

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Ученик: Пущин и Кюхельбекер – не единственные декабристы, которые были дружны с Пушкиным. В. Вересаев в своей книге «Пушкин в жизни» писал: «Окончилось следствие. Пятерых декабристов повесили, более сотни сослали в Сибирь на каторгу. Пушкин был знаком с большинством из повешенных, знал многих из сосланных. Расправа с ними произвела на него впечатление потрясающее. «Посвященные повешены, - писал поэт, - но каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна». Еще долго впоследствии Пушкин рисовал в своих черновиках виселицу с пятью трупами и задумчиво приписывал: и я бы мог. Да, и он мог быть повешенным, как его друзья-декабристы, если бы в ту морозную январскую ночь двадцать пятого года, в атмосфере полной доверительности, какая царила в опальном домике в Михайловском, Пущин не сжал бы сердце железным обручем, не сомкнул бы губы накрепко, не сберег бы друга, не спас бы для России великого поэта».

Учитель: Для Пушкина угнанные на каторгу 120 декабристов были 120 друзьями, братьями, товарищами. В начале января 1827 г. с уезжающей к мужу на каторгу А.Муравьевой Пушкин имеет свое знаменитое послание декабристам, в котором хочет помочь своим друзьям-декабристам стремиться и поддерживать в них бодрость духа.

Аудиозапись (стихотворение «В Сибирь»)

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Учитель: Прекрасное стихотворение. Вдохновенный гимн декабристам. Здесь гражданское мужество соединилось с поэтической свободой выражения, гражданская свобода – с поэтическим мужеством. В одном стихотворении пушкинская волшебная триада: дружба, свобода, любовь выступает в своем нерасторжимом единстве.

Ученик: Слайд 15. Поэта-каторжанина Дениса Васильевича Давыдова А.С.Пушкин узнал гораздо раньше, чем познакомился с ним. Ни у одного из друзей поэта не было такой истинно народной славы, как у Давыдова.

Отношения Пушкина с Давыдовым были достаточно тесными, хотя они сводятся к нескольким эпизодам (точнее не эпизодам, а группам фактов).

Давыдов необыкновенно гордился тем обстоятельством, что, сам того не ведая, учил Пушкина «круче» писать стихи.

Ему Александр Сергеевич отправил свою «Историю пугачевского бунта» и посвятил несколько посланий.

Тебе певцу, тебе герою!

Не удалось мне за тобою

При громе пушечном, в огне

Скакать на бешеном коне.

Наездник смирного Пегаса,

Носил я старого Парнаса

Из моды вышедший мундир.

Но и по этой службе трудной,

И тут, о мой наездник чудный,

Ты мой отец и командир.

Вот мой Пугач: при первом взгляде

Он виден — плут, казак прямой!

В передовом твоем отряде

Урядник был бы он лихой.

(1836 г.)

Ученик: Денису Давыдову А.С. Пушкин.

Певец-гусар, ты пел биваки,

Раздолье ухарских пиров

И грозную потеху драки,

И завитки своих усов.


С веселых струн во дни покоя

Походную сдувая пыль,

Ты славил, лиру перестроя,

Любовь и мирную бутыль.

———

Я слушаю тебя и сердцем молодею.

Мне сладок жар твоих речей,

Печальный, снова пламенею

Воспоминаньем прежних дней.

———

Я всё люблю язык страстей,

Его пленительные звуки

Приятны мне, как глас друзей

Во дни печальные разлуки.

(1821 г.)

Звучит романс «Кавалергардов Век недолог» (в исполнении учителя математики Н.М.Казаковой).

Романс

Кавалергарды, век недолог,
и потому так сладок он.
Поёт труба, откинут полог,
и где-то слышен сабель звон.
Ещё рокочет голос струнный,
но командир уже в седле...
Не обещайте деве юной
любови вечной на земле!

Течёт шампанское рекою,
и взгляд туманится слегка,
и всё как будто под рукою,
и всё как будто на века.
Но как ни сладок мир подлунный -
лежит тревога на челе...
Не обещайте деве юной
любови вечной на земле!

Напрасно мирные забавы
продлить пытаетесь, смеясь.
Не раздобыть надёжной славы,
покуда кровь не пролилась...
Крест деревянный иль чугунный
назначен нам в грядущей мгле...
Не обещайте деве юной
любови вечной на земле!

Слайд 16.

Учитель: Но особенно много стихотворений А.С.Пушкин посвятил женщинам, которым, по его словам, он «славой был обязан, а может быть, и вдохновением». Кто до Пушкина мог так возвышенно, целомудренно воспеть все тончайшие оттенки любовного чувства? Тут и легкая увеченность, и глубокая страсть, и ревность, и терзающие воспоминания о былой любви, и ожидание новой, и добродушая насмешка над девичьим кокетством и просто любование женской красотой.

Пушкин «внушил» не одну страсть на веку своем. Но и сам поэт через всю жизнь пронес чистые и нежные чувства к тем, кто дарил ему светлую радость вдохновения.

Я верю: я любим; для сердца нужно верить.

Нет, милая моя не может лицемерить;

Всё непритворно в ней: желаний томный жар,

Стыдливость робкая, харит бесценный дар,

Нарядов и речей приятная небрежность

И ласковых имен младенческая нежность.


Ученик: В его стихах — слова любви и восхищения, преклонение перед «гением чистой красоты». Еще юношей поэт любил сестру своего однокашника — лицеиста Бакунина — Екатерину Бакунину. Слайд 17.

Учитель: Екатерина Павловна Бакунина. Молодая девушка, приветливая, милая. Она была сестрой одного из лицеистов. «Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи», - вспоминал С. Д. Комовский. Пушкин был впервые пылко влюблен. Теперь каждую свободную минуту проводил он у окна в томительном ожидании и, завидев, наконец, вдалеке знакомую девичью фигуру, опрометью бежал на лестницу, делая вид, будто вышел случайно. Мимолетная встреча, несколько ничего не значащих слов, улыбка... Но как это много для влюбленного. По вечерам, оставшись один в своей тесной комнатке, он доставал дневник и давал волю чувствам.

Музыка Свиридова «Пастераль» (к повести «Метель» Пушкина)

Ученик: (на фоне музыки читает отрывок из стихотворения «Разлука»)

О милая, повсюду ты со мною, Но я уныл и втайне я грущу. Блеснет ли день за синею горою, Взойдет ли ночь с осеннею луною — Я всё тебя, прелестный друг, ищу; Засну ли я, лишь о тебе мечтаю. Одну тебя в неверном вижу сне; Задумаюсь — невольно призываю, Заслушаюсь — твой голос слышен мне. (1816 г.) Слайд 18. Ученик: Много замечательных стихотворений посвятил Пушкин Елизавете Ксаверьевне Воронцовой, жене Воронцова, генерал-губернатора Новороссийского края. Пушкин был страстно увлечен ею. Вот одно из них:

Всё в жертву памяти твоей:

И голос лиры вдохновенной,

И слезы девы воспаленной,

И трепет ревности моей,

И славы блеск, и мрак изгнанья,

И светлых мыслей красота,

И мщенье, бурная мечта

Ожесточенного страданья.

(1825 г.) Слайд 19. Ученик: Юные годы Марии Николаевны Волконской (урожденной Раевской) были озарены именем А.С.Пушкина. Жизнь ее была мукой. Жизнь ее стала подвигом. Вероятно, человека, который в 1820 г., когда она, прекрасная полудетской красотой, сияющая, как само солнце, и бесконечно счастливая, чем-то похожая в нашем нынешнем представлении на толстовскую Наташу Ростову, бежала к впервые увиденному южному морю, предположил бы, какая участь ее ожидает, сочли бы безумным. Учитель: Тогда, в 1820-м, рядом с ней был поэт, который тоже в первый раз увидел южное море. Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!
Нет, никогда средь пылких дней
Кипящей младости моей
Я не желал с таким мученьем
Лобзать уста младых Армид,
Иль розы пламенных ланит,
Иль перси, полные томленьем;
Нет, никогда порыв страстей
Так не терзал души моей! Ученик: По словам ее отца, генерала Н.Н.Раевского, это была «самая удивительная женщина России». В 1825 г. она стала женой Сергея Григорьевича Волконского, одного из активных участников декабристского восстания. Оставив дома маленького сына Николеньку, она последовала за мужем в Сибирь, решив разделить с ним его горькую участь. Ее славу поделили еще десять женщин России.

Ученик: (читает «Посвящение», отрывок из «Полтавы»)
Тебе — но голос музы тёмной
Коснется ль уха твоего?
Поймешь ли ты душою скромной
Стремленье сердца моего?
Иль посвящение поэта,
Как некогда его любовь,
Перед тобою без ответа
Пройдет, непризнанное вновь?
Узнай по крайней мере звуки,
Бывало, милые тебе —
И думай, что во дни разлуки,
В моей изменчивой судьбе,
Твоя печальная пустыня,
Последний звук твоих речей
Одно сокровище, святыня,
Одна любовь души моей.

Учитель: А когда в Чите М.Н.Волконская получила известие, что умер ее сын-первенец, оставленный ею в Петербурге, Пушкин живо откликнулся и прислал эпитафию:

В сиянье, в радостном покое,
У трона вечного Творца,
С улыбкой он глядит в изгнание земное,
Благословляет мать и молит за отца.

Слайд 20.

Учитель: Много стихотворений посвятил поэт старшей сестре Марии Раевской – Екатерине Раевской.

Ученик: (читает стихотворение «Редеет облаков летучая гряда…»)

Редеет облаков летучая гряда.

Звезда печальная, вечерняя звезда!

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины.

Люблю твой слабый свет в небесной вышине;

Он думы разбудил, уснувшие во мне:

Я помню твой восход, знакомое светило,

Над мирною страной, где всё для сердца мило,

Где стройны тополи в долинах вознеслись,

Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,

И сладостно шумят полуденные волны.

Там некогда в горах, сердечной думы полный,

Над морем я влачил задумчивую лень,

Когда на хижины сходила ночи тень —

И дева юная во мгле тебя искала

И именем своим подругам называла.


Ученик: «Погасло дневное светило»

Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный…
И чувствую: в очах родились слезы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман…
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Лети, корабль, неси меня к пределам дальным
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей,
Страны, где пламенем страстей
Впервые чувства разгорались,
Где музы нежные мне тайно улыбались,
Где рано в бурях отцвела
Моя потерянная младость,
Где легкокрылая мне изменила радость
И сердце хладное страданью предала.
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья;
И вы, наперсницы порочных заблуждений,
Которым без любви я жертвовал собой,
Покоем, славою, свободой и душой,
И вы забыты мной, изменницы младые,
Подруги тайные моей весны златыя,
И вы забыты мной… Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило…
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан…

(1820 г.)


Ученик: «Увы, зачем она блистает?»

Увы, зачем она блистает

Минутной, нежной красотой?

Она приметно увядает

Во цвете юности живой...

Увянет! Жизнью молодою

Не долго наслаждаться ей;

Не долго радовать собою

Счастливый круг семьи своей,

Беспечной, милой остротою

Беседы наши оживлять

И тихой, ясною душою

Страдальца душу услаждать.

Спешу в волненье дум тяжелых,

Сокрыв уныние мое,

Наслушаться речей веселых

И наглядеться на нее.

Смотрю на все ее движенья,

Внимаю каждый звук речей,

И миг единый разлученья

Ужасен для души моей.

(1820 г.)

Слайд 21.

Учитель: Пламенные строки пушкинской лирики были обращены и к Анне Алексеевне Олениной.

Звучит романс «Не пой, красавица, при мне…»

Ученик: Младшую дочь президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки А.Н.Оленина Пушкин знавал еще девочкой, а вернувшись в Петербург после семилетней ссылки, застал уже очаровательной девушкой.

Выросшая и воспитанная в среде людей искусства, Аннет и сама обладала незаурядными музыкальными способностями – прекрасно пела и сочиняла музыку. Уроки ей давал Михаил Иванович Глинка.

Ученик: В продолжение трех месяцев длилось бурное увлечение Пушкина Олениной: ему представлялось, что он встретил ту единственную, с которой готов разделить свою жизнь. Поэт постоянно думал об Аннет – об этом говорят посвященные ей стихи, рисунки на полях рукописей. Были частые поездки в загородное имение Олениных Приютино, были свидания в летнем саду… Об одной из подобных прогулок А.А.Оленина спустя тридцать лет вспомнит в письме Вяземскому: «Помните ли вы то счастливое время, где мы были молоды и веселы, и здоровы! Где Пушкин, Грибоедов и вы сопутствовали нам на невском пароходе в Кронштадте. Ах, как все тогда было красиво и жизнь текла быстрым шумливым ручьем…»

Именно через день после той прогулки Александр Сергеевич передал Аннет стихотворение «Ты и вы».


Ученик читает стихотворение «Ты и вы».

Пустое вы сердечным ты

Она обмолвясь заменила,

И все счастливые мечты

В душе влюбленной возбудила.

Пред ней задумчиво стою;

Свести очей с нее нет силы;

И говорю ей: «Как вы милы!»

И мыслю: «Как тебя люблю!»

Ученик: Под этим текстом Аннет сделала пояснение: «Анна Алексеевна Оленина ошиблась, говоря Пушкину ты, и на другое воскресенье он привез эти стихи». А вскоре родилось новое стихотворение, связанное с Аннет, «Ее глаза», ответ Вяземскому на его «Черные глаза», воспевающие А.С.Россет, - в нем Пушкин сказал о своем выборе: Ученик читает стихотворение «Ее глаза». (На фоне музыка П.Чайковского «Времена года» «Осень»)

Она мила — скажу меж нами —

Придворных витязей гроза,

И можно с южными звездами

Сравнить, особенно стихами,

Ее черкесские глаза.

Она владеет ими смело,

Они горят огня живей;

Но, сам признайся, то ли дело

Глаза Олениной моей!

Какой задумчивый в Них гений,

И сколько детской простоты,

И сколько томных выражений,

И сколько неги и мечты!..

Потупит их с улыбкой Леля —

В них скромных граций торжество;

Поднимет — ангел Рафаэля

Так созерцает божество.

(1828 г.)

Слайд 22.

Ученик: Гимном любви по праву называли современники «Послание А.П.Керн». Поэт познакомился с Керн еще в Петербурге в 1819 г. Тогда она, 16-летняя красавица, только что выданная замуж за боевого генерала, в три с лишним раза превосходящего ее по возрасту, произвела на Пушкина неизгладимое впечатление. Однако годы стерли из памяти эту встречу. Но через 6 лет, во время своей вынужденной ссылки в Михайловское, поэт снова встретился с А.П.Керн. Вот так родились эти строки.

Ученик читает отрывок из книги И.А.Новикова «Пушкин в Михайловском» стр. 240-241.

Ученик: «…Он вовсе в последние дни не думал о Керн и ее близком приезде, а если и вспоминал, то скорей как подругу Родзянки: в этом очарования не было ни малейшего. И тем сильнее было теперь внутреннее его потрясение. Как бы внезапный молодой ветер овеял его, и он совсем забыл о своих двадцати шести трудных годах. Опять перед ним возникло, двоясь и сливаясь в одно, воздушное и чистое видение юности: он стоит на крыльце, провожая, и глядит, как удаляется она с Полторацким…

Он все это помнил, но и забыл. Как мог он забыть этот нежный, грудной ее голос, чудные эти черты, «так внезапно воскресшие снова?»

Аудиозапись. Звучит романс на музыку М.Глинки «Я помню чудное мгновенье…»

Слайд 23.

Учитель: Но самым милым, самым дорогим человеком для Пушкина стала Н.Н.Гончарова. С ней связаны самые счастливые и трагические годы жизни Пушкина. По шутливому признанию поэта, Гончарова была его сто тринадцатым увлечением. Но те порывы страсти, которые волновали его в молодости, не были еще настоящей любовью.

Уже целый год в садах Лицея поэт безмятежно «расцветал», а в семье Наталии Ивановны и Николая Афанасьевича Гончаровых родилась младшая дочь Наташа.

Ученик: 1831 г. 18 февраля. Москва. В церкви Вознесения, что у Никитских ворот, Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Николаевна Гончарова были обвенчаны.

Слайд 24.

Как девочка, тонка, бледна,

Едва достигнув совершеннолетья,

В день свадьбы знала ли она,

Что вышла замуж за бессмертье?

Ученик: А первая встреча Пушкина и Натальи Гончаровой состоялась зимой в 1828 г. на балу у знаменитейшего московского танцмейстера Йогеля, где поэт увидел 16-летнюю, необычайно красивую девушку Наташу Гончарову.

Слайд 25.

Звучит «Вальс» П.И.Чайковского (на фоне музыки ученик продолжает говорить).

Она только что начала выезжать в свет, но о ней уже заговорили как об одной из первых московских красавиц. Все восхищались ее «романтической» преелстью.

(«Вальс» звучит громче. Через некоторое время стихает, идет фоном).

Ученик: В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, Натали сразу же поразила Пушкина своей царственной, гармоничной, одухотворенной красотой.

(Музыка продолжается).

Ученик: Очарованный поэт вскоре сделал ей предложение и получил неопределенный ответ - полуотказ, полусогласие. Но он не отступил: слишком сильна была его влюбленность; мечта о счастье с этой девочкой, не похожей на него, такой спокойной, нежной, кружила ему голову.

(Музыка заканчивается).

Ученик: Около двух лет тянулась история пушкинского сватовства. И вот наконец в апреле 1830 г. согласие Натальи Николаевны стать его женой было получено. Пушкин писал приятелю: «Участь моя решена. Я женюсь. Та, которую любил я целых два года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне божеством, - боже мой, она…почти моя».

Слайд 26.

И вот они обвенчаны. «Я женат, я счастлив, одно желание мое, чтобы в жизни моей ничего не изменилось – лучшего не дождусь», - так началась их семейная жизнь, полная радости и тревог. «Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, - а душу твою люблю я еще более твоего лица», - писал Пушкин жене. Письма поэта к Наталье Николаевне необычайно искренни, полны любви и нежности.

Учитель: В их жизни было все: радость, счастье, разлука, материальные затруднения, встречи – все преходящее. Нетленной и неизменной оставалась лишь его любовь к ней.

Ученик читает стихотворение «На холмах грузи…»

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой... Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

Ученик читает сонет «Мадонна»

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

(1830 г.)

Звучит вальс «Наталья Гончарова» (в исполнении Караченцова)


Ученик читает:

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.

(1834 г.)

Учитель (заключительное слово): Дружбой и любовью жил поэт, дружбой и любовью жили и дышали его стихи. В наши дни круг близких людей Пушкина неизмеримо расширился. Больше чем за два столетия поэт приобрел «по всей Руси великой» миллионы и миллионы друзей. И союз этих друзей – пушкинолюбов поистине неразделим и вечен. Пушкин выступает сегодня как воспитатель юношества, образователь юного чувства любви и дружбы.

Как мимолетное виденье

Он промелькнул.

И вот он – прах.

Но стало вечностью мгновенье.

Запечатленное в словах.

Он наша честь, бессмертье, Слава,

Наш современник, наш солдат,

Страна чудес и муз держава,

И личный друг, и старший брат.


Наш разговор я хотела бы закончить стихотворением Леонида Хаустова «Пушкин». Слайд 27.

Вот он – кольца волос на подушке.

Верный друг неотлучно при нем.

- Подними меня выше! Пойдем! –

Говорит умирающий Пушкин…

И по-твоему солнце любя,

Став навеки твоими друзьями, -

Это мы поднимаем тебя,

Ты в движеньи к высокому с нами!

Слайд 28.

Домашнее задание: чтение романа «Евгений Онегин». Ответ на вопрос «Как идеи любви и дружбы нашли отражение в романе А.С.Пушкина?»
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!