Конспект урока биологии 5 класс «Строение клетки»
Данная разработка урока по теме «Строение клетки» составлена для УМК Пасечник В.В. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5 класса.
Тема урока: Строение клетки.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока: создание и организация условий для формирования УУД по изучению строения клетки.
Задачи:
1.Обучающая: изучить строение клетки.
2.Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.
3.Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать строение клетки;
- изучить клеточные органоиды их строение и роль в клетке;
- уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.
Метапредметные:
- регулятивные:- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные:- обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные:- работать с учебником;
- находить отличия;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Решаемые учебные проблемы | Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение, организм, орган. |
Вид используемых на уроке ИКТ | Мультимедийная установка, слайд-презентация поясняющая основные понятия |
Образовательные ресурсы | Учебник: В.В. Пасечник «Биология. 5 класс», М., «Дрофа», 2016 |
Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения:
по источникам знаний: словесный, наглядный, практический;
по характеру движения мысли: дедуктивный;
по принципу расчленения и соединения: аналитический, синтетический, обобщающий;
по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, рассуждающего изложения;
по характеру организации УВП – фронтальный, групповой.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, ПК, лук - репка, микролаборатория, раздаточный материал (рабочие листы, правила работы в группе, листа А3, фломастеры, карандаши, материал для аппликации).
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Организа-ционный момент | Приветствует обучающихся. - Здравствуйте ребята! Сегодня нам предстоит большая работа, и я надеюсь на ваше сотрудничество. Пожелаем, друг другу успеха. | Приветствуют учителя и друг друга | Регулятивные: эмоционально настраиваются на урок |
Актуализация знаний | Выполнить задание 1 в рабочих листах. | Выполняют задание 1 в рабочем листе, Выполняют тест, проверяют, оценивают друг друга. | Познавательные: воспроизводят по памяти ранее полученную информацию. Коммуникативные: учатся критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его. Слушать товарища и обосновывать свое мнение. Выражать свои мысли и идеи. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи Личностные: |
Мотивационный этап, целеполагание Стадия «Вызов» | Живёт на свете человек, Но сколько ни смотри, Не разглядишь ты и вовек, Что у него внутри. И люди, побеждая рок, Пытались отгадать, Что с вами за один урок, Должны мы здесь узнать. Возьмём, к примеру, дом стоит Из тыщи кирпичей, И мир природы состоит Из маленьких частей. Вам кажется, мала она, Но в микроскоп взгляните, Ведь это целая страна Как в натуральном виде И в той стране столица Является ядром, Внутри её хранятся Запасы хромосом. В столице, как положено, От центра совсем рядышком От мира отгорожено Главенствующее ядрышко. А цитоплазма ширится Огромным океаном Вокруг него границей Наружная мембрана. И органы другие там Трудом поглощены, Своим, согласно отраслям, На благо всей страны. - Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? Что вы знаете и хотите узнать по данной теме? В рабочих листах. Какова цель вашей работы на уроке? - Что вам поможет, достичь данную цель? | Отвечают на вопросы учителя. Записывают в рабочих листах ответы на вопросы; Знаю, хочу узнать. Ставят цели и задачи урока. | Регулятивные: формулируют учебные задачи вместе с учителем. Коммуникативные: умеют высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других. |
Открытие новых знаний Этап «Осмысление» | Впервые клетки увидел англичанин Роберт Гук более 300 лет назад. Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек. “Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек…” писал Р. Гук в 1685 году. Эти ячейки получили название “клетки”. Позднее ученые установили, что тела растений, животных и человека состоят из клеток. Клетки различны по форме, размерам и той роли, которую они выполняют в организме. (Слайд 2–5) Представьте себе, что мы уменьшились в размерах в тысячи рази нам удалось проникнуть во внутрь взрослого организма человека, скажите, что мы там увидим? (ответы учеников сводятся к тому, что внутри человеческого организма, как и любого другого, мы можем увидеть сердце, почки, легкие и т.д) А как все эти части организма можно назвать одним словом? (органы). Так вот, в клетках тоже есть свои органы, но они настолько малы, что их называют не органы, а органоидами. А какие органоиды живут в клетках, вы сейчас изучите в группах и выступите перед своими товарищами. Ребята! Вы сейчас будете работать самостоятельно с рабочими листами (текс по теме и заполнить графу таблицы). Каждая группа заполняет свою графу в таблице рабочего листа. 1-я группа – строение и функции выполняет мембрана оболочка в клетке, 2-я группа – строение и функции выполняет ядро, 3-я группа – строение и функции выполняет цитоплазма, 4-я группа – строение и функции пластид. 5- я группа – строение и функции вакуолей. Предлагает проверить правильность выполнения работы по заполнению таблицы. От каждой группы выступающий на магнитной доске прикрепляет свой органоид. Должны собрать модель клетки на магнитной доске. | Работа с учебником, с рабочими листами по выполнению заданий и их контролю, диалог по результатам работы. Собирают модель клетки на магнитной доске. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи; добывают знания через включения в новые виды деятельности. Познавательные: объясняют значения новых слов, сравнивают и выделяют признаки, работают с учебником, работают с информационными текстами, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника и дополнительной информации. Коммуникативные: добывают недостающую информацию с помощью учебника и дополнительной литературы. Обсуждают в рабочей группе информацию; слушают товарища и обосновывают свое мнение; выражают свои мысли и идеи. Личностные: |
Физкультминутка | Знакомит учащихся с правилами выполнения «зарядки» для глаз. | Выполняют зарядку для глаз. | |
Первичное закрепление изученного материала | Предлагает выполнить задание №3 | Выполняют задание 3 в рабочем листе. Какие утверждения верны? Поставьте знак “+” или “-”. 1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов. 2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток. 3. Пластиды – есть только у растительных клеток. 4. Лупа – самый сильный увеличительный прибор. 5. Живые клетки только питаются. 6.Клетки одинаковы по форме и размерам. 7.Организм человека состоит из клеток Проверяют правильность выполнения по ключу, работают с оценочным листом, обсуждают полученные результаты. Приложение 4. Ключ к заданию 3. | Познавательные: преобразовывают информацию из одного вида в другой (текст в схему) Коммуникативные: самостоятельно организовывают работу. Регулятивные: принимают и сохраняют материал на длительный срок. Личностные: |
Подведение итогов Этап «Рефлексия» | Прием «Светофор»: на партах лежат карточки зеленого, желтого и красного цвета. Оцените сою работу сегодня на уроке: Если Вы справились со всеми заданиями и довольны своей работой – поднимите зеленую карточку. Если выполнение заданий потребовало усилий и помощи ведущих и одноклассников, но Вы справились – желтую карточку. Если задания были слишком сложными, и Вам по-прежнему нужна помощь – красную карточку. Давайте вспомним цель урока, достигнута ли она? Что для этого вы делали? Заполнение графы Я узнал на уроке. | Подводят итоги урока, обсуждают достижение цели. Высказывают своё мнение, слушают одноклассников, отстаивают свою точку зрения, приходят к единому мнению. Оценивают своё настроение на уроке. | Регулятивные: анализируют эмоциональное состояние от деятельности на уроке. Коммуникативные: формулируют свое мнение. |
Домашнее задание. | Проект создать модель клетки. | | Регулятивные: принимают и сохраняют материал на длительный срок. |