Государственное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики
«Анрацитовская основная школа №8»
Разработка урока по Истории Отечества 7 класс
«Общественно-политические и экономические изменения на территории украинских земель белорусских земель после Люблинской унии»
Разработал учитель истории:
Горишняк Елена Викторовна
2020
Тема урока: «Общественно-политические и экономические изменения на территории украинских земель белорусских земель после Люблинской унии»
7 класс
Цель урока:
-обучающая: обозначить причины объединение Великого княжества Литовского и Польского королевства в одно государство и последствия ,которые это имело для украинских и белорусских земель;
-развивающая: развивать у учеников аналитические навыки, обобщать исторические события;
-воспитывать уважение к предмету;
Оборудование: конспект урока, карта, фото(картинки)
Тип урока: комбинированный
ХОД УРОКА
Организационный момент: Добрый день, ребята! Проверка отсутствующих.
Проверка Д.з «Историческая эстафета» (приложение 1) проверка усвоение основных дат и понятий
Ребята посмотрите на картинку и скажите что за событие здесь изображено?(ответы учащихмся)
1Что такое «уния» ,2.В каком году была заключена Люблинская уния? 3.Город в котором была заключена уния?, 4.Какие правители присутствовали при заключении унии? 5.Итоги унии? 6.Какие земли отошли и кому?
Изучение нового материала.
План
1.Причины Люблинской унии
2.Последсвития для укр.и белорусских земель
3.Религиознве противоречия после Люблинской унии
Сегодня мы с вами продолжаем изучать события связанные с Люблинской унией. Сначала давай те еще раз повторим причины:
1.Стремление украинской, белорусской, литовской шляхты иметь равные привилегии с польской и ограничить произвол магнатов
2. Желание облегчить свою воинскую повинность, которую она отбывала в форме “посполитого рушення”, тогда как в Польше преобладало наёмное войско.
Кроме внутриполитических, были ещё и внешнеполитические факторы, которые побуждали польско-литовские правящие круги к государственному объединению. Из-за продолжительного противостояния с Московским царством, опустошительных набегов татар, борьбы за великокняжеский стол Великое княжество Литовское оказалось на грани катастрофы. Ситуация обострилась в середине 16 ст. , когда началась война между Московиею и Ливонским орденом. В ту войну была втянута и Литва, которая воевала на стороне ливонцев.
Запись в тетради!
10 января 1569 г- открылось заседание объединённого сейма, на котором сразу же разгорелись споры между противниками и приверженцами унии.
июнь 1569 г. депутаты Великого княжества Литовского присягнули на верность государственной унии и подписали акт о ней. Образовалось государство Речь Посполитая.
Новое государство включало в себя: выборного короля;
! общим сеймом, денежной единицей,
! единой внешней политикой.
! Литва сохранила автономию в местном самоуправлении, организации войска, в судопроизводстве.
2. Последсвития для укр.и белорусских земель
(Запись в тетради)
В то время почти все украинские земли оказались в составе Польши и были включены в шесть воеводств: Руського (с центром во Львове), Белзского, Волынского (Луцк), Киевского, Подольского (Каменец) и Брацлавского (Брацлав).
Воеводство возглавлял воевода, назначавшийся пожизненно из магнатов. Должность воеводы предоставлялась как вознаграждение за службу. Меньшие территориально-административные единицы возглавляли старосты, которые назначались польским королём пожизненно и имели огромную судебно-административную власть.
(!Запись в тетради!)
После Люблинской унии усилилась дискриминация украинского населения.
Украинцев подвергали всевозможным притеснениям: ограничивали территорию их проживания, не позволяли вступать в ремесленные цехи, запрещали заниматься торговлей и т. п.
Значительно усилилось ополячива-ние. Принудительно насаждались польские культура, язык, образование, католическая религия, которую особенно упорно вводил орден иезуитов. Кроме того, ополячившаяся украинская знать получала в Речи Посполи-той высокий социальный статус и возможность быстрого продвижения на государственной службе.
Шляхта настойчиво вводила фоль-варочные хозяйства, панщину. По Литовскому статуту 1588 г. крестьяне закрепощались, устанавливался 20-летний срок розыска крестьянина-беглеца.
Физминутка (упражнение для глаз и рук)
3.Религиознве противоречия после Люблинской унии
(Запись в тетрадях!)
Люблинская уния вызвала обострение религиозных проблем.
Широкие слои украинского населения — крестьянство, мещане, часть мелкой и средней шляхты — противились окатоличиванию и защищали православную веру.
Улучшению ситуации должна была бы способствовать церковная уния, но в результате Брестской церковной унии 1596 г. религиозные противоречия ещё более обострились.
Украинцы, лишённые собственного государства, отныне были разделены между несколькими церквами.
Итог урока:
Люблинская уния стала событием огромного политического веса. Для судьбы Украины она имела достаточно противоречивые последствия: с одной стороны, способствовала усилению польской экспансии на украинские земли, разрушительному наступлению католицизма, нарастанию социального напряжения, ополячиванию тогдашней украинской элиты. С другой стороны, важным итогом унии был выход украинских земель на орбиту западноевропейской культуры, могучая вспышка культурно-образовательного движения, которое впервые объединило представителей всех сословии и положило начало рождению украинского народа как осознанной общности.
Рефлексия:
Я сегодня узнал……
По моему мнению…….
Домашнее задание: выучить,даты ,проработать конспект.
Приложение 1
Ребята посмотрите на картинку и скажите что за событие здесь изображено?(ответы учащихся)
1Что такое «уния»
2.В каком году была заключена Люблинская уния?
3.Город в котором была заключена уния?,
4.Какие правители присутствовали при заключении унии?
5.Итоги унии?
6.Какие земли отошли и кому?