СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока 7 класс "Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О, Е"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока 7 класс "Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О, Е"»


Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О, Е.

Цели урока:


образовательные – ознакомление с правилом написание не с наречиями на –о- ,-е-, обобщение и закрепление навыков правописания не с различными частями речи;


развивающие – развитие внимания, устной и письменной речи учащихся, умения работать с компьютером, активизация познавательной деятельности учащихся;


воспитательные – воспитание интереса к предмету, трудолюбия, коллективизма.


Оборудование: компьютер, индивидуальные карточки-тесты, сигнальные карточки, карта путешествия, таблицы, презентация.



Цель урока:

  1. Образовательная: повторить правописание НЕ с разными частями речи; сформировать умение написания НЕ с наречиями на О,Е.

  2. Развивающая: развивать навыки грамотного письма, умение аргументировать свой ответ.

  3. Воспитывающая: воспитывать любовь к языку, культуру устной и письменной речи.

Ход урока.

1. Оргмомент.

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок-путешествие по океану знаний .Наша задача, пройдя долгий и трудный путь, попасть в замок королевы Не. Нам с вами придётся преодолеть бурелом, водопад Знаний, переправиться через озеро, пройти долину Мыслей и только потом мы попадем в замок королевы НЕ. Я надеюсь, что мы сможем помочь частям речи разобраться в их отношениях с НЕ. Сопровождать вас сегодня буду я, Ольга Владимировна. Прежде чем отправиться в путь, мы должны заполнить ваш бортовой журнал. Откройте тетради, запишите число, тему урока «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е». Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? (узнать условия слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на – О и  — Е; сопоставить данное правило с правилами написания НЕ  с другими частями речи; научиться выбирать правильное написание наречий с НЕ).

Итак, в путь! Но на чём, же мы поплывём с вами? Я предлагаю вам следующие средства передвижения.

2. Фронтальная работа с классом. (Словарная работа)

Записать слова в тетрадь ( посмотреть их значение (просмотр слайда), составить с ними предложение, используя наречия.

Яхта- большая и легкая парусная лодка; фрегат- военный парусный трёхмачтовый корабль; бриг -двухмачтовый парусный военный или торговый корабль.

  1. Повторение. Маяк

Судно для себя мы выбрали. В путь! Паруса раздуваются, судно плавно идет к цели… И вот на горизонте появляется ОСТРОВ Наречие… Мы приближаемся… Но справа по борту Маяк, и он подает нам сигналы. Ребята, приготовьте сигнальные карточки. Сейчас я буду зачитывать предложения, а вы, если согласны с утверждением, показываете “Да”, если не согласны – “Нет”.

1.Не с существительными всегда пишется слитно (нет)

2.Не пишется раздельно с существительными, прилагательными, если в предложении есть противопоставление с союзом а.(да)

3.Не с глаголами пишется раздельно.(да)

4. Не пишется с прилагательными слитно только в том случае, если они не употребляются без не.(нет)

5. Не с прилагательными, стоящими после слов-отрицаний пишутся слитно. (Нет).

Учитель. Молодцы! А теперь, ребята, оцените свои знания и занесите результаты в путевой лист: 5 баллов, если не ошиблись ни разу, 4 балла, если ошиблись 1 раз.

4.Устная работа с классом. Лес Забытых правил.

Хорошо! Правила вы знаете, а умеете ли ими пользоваться? Мы с вами причалили к берегу, но на нашем пути новое препятствие - лес Забытых Правил, чтобы благополучно выбраться из него, мы с вами выполним очередное задание. Давайте обратимся к лингвистической сказке «Фамильная ненависть».

Давно это было. Никто и (не) вспомнит сейчас, почему частица НЕ была всегда такой капризной и (не)послушной.

Глагол она отвергала с  (не)годованием. (Не) хочу! (Не) буду! (Не) пишите нас вместе. Смиряла свою гордость (не)воспитанная частица только тогда, когда Глагол без НЕ терял свой смысл и (не) мог употребляться самостоятельно.

Так же, как и с Глаголом, с Деепричастием НЕ пишется раздельно, и только в некоторых случаях вынуждена терпеть (не)приятное соседство.

Она и с другими частями речи  была далеко (не)ласковой. Вела себя по отношению к ним (не)дружелюбно. Обращалась к ним с (не)лепыми предложениями. (Не)малый, а значительный вклад в эти отношения внесли Существительные, Прилагательные и Причастия. 

Капризной НЕ казались вовсе (не)интересными отношения с этими частями речи. Она то дружила с ними, то старалась держаться подальше от них. Такое поведение части речи считали (не)доверчивым, а подозрительным.

 Вот до чего доводит фамильная (не)нависть.

Задание: Назовите слова со скобками тех частей речи, правописание которых вы уже изучили, скобки раскройте, правописание объясните.  

Мы удачно выбрались из леса . Молодцы! Ребята, а какое слово с НЕ  никто из вас не выбрал? (недружелюбно) Слово недружелюбно. А почему?  (Это наречие, правило написания которого ещё не изучали).

5.Изучение новой темы. Горы Трудностей (работа по вариантам)

Продолжаем наше путешествие. Впереди – высокие горы Трудностей. Чтобы подняться на вершину горы, нам с вами нужно преодолеть три подъема. Сейчас вам предстоит выполнить задания по командам.

Внимание на экран. (Показ слайда.)

1 команда: вы должны  образовать наречия, однокоренные прилагательным   из данной сказки, которые пишутся слитно. С помощью какого суффикса вы будете это делать? (- о или – е). Запишите наречия в столбик. К каким наречиям можно подобрать синонимы? Запишите их в скобках. (Работа у доски, выделение орфограммы: не – приставка, не – часть корня, не – отрицательная частица, суффиксы -о или -е двумя чертами).

 

Непослушной – непослушно (капризно)

Невоспитанной – невоспитанно (грубо)

Неприятное   — неприятно (досадно, обидно, горько)

Нелепыми -    нелепо (без не не употребляется)

Недружелюбно (враждебно)

 — Сделайте вывод (НЕ с наречиями на – о и –е пишется слитно, если слово не употребляется без НЕ или можно подобрать синоним без НЕ) Слайд с наречиями

2 команда: образуйте наречия, однокоренные прилагательным из предложений с противопоставлением и сделать вывод;

Не доверчивым, а подозрительным – не доверчиво, а подозрительно.

Не малый, а значительный – не мало, а значительно.

- Сделайте вывод (Не с наречиями на –о и – е пишутся раздельно, если есть противопоставление с союзом а).

 

3 команда: образуйте наречия, однокоренные прилагательным со словами – отрицаниями, которые усиливают утверждение;

Далеко не ласковый – далеко не ласково

Вовсе не интересными – вовсе не интересно 

- Сделайте вывод (Не с наречиями пишутся раздельно, если к наречиям относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не, никогда не) 

 Задание: давайте попробуем обобщить всё сказанное о слитном и раздельном написании НЕ с наречиями на –о и –е (проговаривание правила, спросить несколько человек). А теперь подтвердим наши выводы правилом из учебника на странице_____. Необходимо ли отдельное правило написания не с наречиями? (Нет, оно такое же, что и для прилагательных.). Мы переправились через Горы Трудностей. Но перед нами новое препятствие-озеро Знаний.  До замка королевы НЕ осталось совсем немного

6.Закрепление. Озеро Знаний

Чтобы преодолеть озеро Знаний. выполним упражнение______. откройте учебники, давайте прочитаем задание, выполним работу. Проверим записанное.(Самооценка участия в этом этапе урока)

Мы выбрались из озера Знаний и попали на Волшебную поляну, пора устроить привал. Проведём разминку.

7.Физминутка. Волшебная поляна

8. Индивидуальная работа. Бурелом

Замечательно. Передохнули? Вперёд. У нас мало времени. До замка осталось совсем немного, но впереди у нас с вами очередное препятствие – бурелом. Как можно преодолеть бурелом? Совершенно верно, нужно его разобрать Только тот, кто хорошо знает, как пишется НЕ с наречиями на –о и –е, сможет справиться с этим заданием. Давайте проверим, знаете ли вы правило, чтобы я была уверена в вас. (Учащиеся озвучивают правило). Сейчас мне нужны два отважных героя, которые смогут помочь всем путешественникам.

Задание: выберите из текста слова с НЕ в два столбика: пишется слитно, пишется раздельно.

Мы продвигаемся медленно поперек лесной речонки. Мне (не)множко жутко, так как я  ничего, даже  воды (не)вижу, но я всё же ничем (не)выдаю своего страха. Наконец мы выходим на песчаный берег рядом с (не)большой полянкой. Только теперь замечаю, что ночь несколько посветлела. От земли поднялся туман. На его сером фоне неясно вырисовываются ближайшие сосны. В их (не)подвижности  чувствуется что-то суровое. Я (не)знаю, много ли проходит времени. Внезапно мой слух поражается странными звуками так, что я внезапно вздрагиваю от (не)ожиданности. Что бы это могло быть? Я никак (не)могу определить, что это за звуки. Они торопятся, будто вторя друг другу, и лес (не)медленно откликается на них звонким и чистым отзвуком.

НЕ пишется слитно

НЕ пишется раздельно

немножко (наречие — мало)

не вижу (не с глаголом)

небольшой (прил. – маленькой)

не выдаю (не с глаголом)


не знаю (не с глаголом)

неясно (наречие – расплывчато, туманно)

не могу (не с глаголом)

неподвижности (сущ. – покой, оцепенение)

 

неожиданности (сущ. – внезапность)

 

немедленно (нар. – быстро)

 

2 задание: соедините части слов, записанных в два столбика, запишите полученные слова и словосочетания, скобки раскройте

11.Тест

1. В каких из данных слов не пишется слитно: 

А) (не)погода

Б) (не)серьёзно,  а беспечно

В) (не)правильно пишет

Г) (не)цветёт 

2. В каких из данных слов не является приставкой: 

А) вовсе (не)легко сделать

Б) (не)взлюбить

В) (не)сложная задача

Г) (не)годовать

3. Не с наречиями на –о, -е пишется слитно:

А) поступил (не)лепо

Б) написал (не)брежно, но правильно

В) повторил (не)быстро, а медленно

Г) выглядел отнюдь (не)красиво 

4 Не с наречиями на –о,-е пишется раздельно:

А) (не)разумно, а глупо

Б) (не)приятель

В) (не)большой, но рыбный

Г) ничем (не)выдаю

5. Не является частицей:

А) (не)ряха

Б) (не)ясная погода

В) (не)навидит

Г) (не)плохо, а хорошо



Ключ: 1.  А), В)

2.     Б), В)

3.     А), Б)

4.     А)

5.     Г)



9.Творческая работа. Долина Мыслей

Ежедневно ведется судовой журнал. Украсить сегодняшнюю запись дежурного, вы сможете, описав остров , используя наречия, а также попробуйте употребить наречия с не.

10. Замок Королевы НЕ

Мы почти у цели, уже видны стены королевства. Но ворота закрыты. Это не простой замок, тут нужен код, узнать его поможет цифровой диктант.

Я вам читаю слова, а вы в опорных листах ставите только цифры: 1-раздельно; 2-слитно.

. Неясно мыслит; немало испытал; не дружелюбно, а враждебно; неряшливо одет; неплохо выглядит; вовсе не глупо; несвязно излагает; отнюдь не талантливо; расположиться невдалеке; небрежно сделано;

Ключ: 2212212122

Назовите код.

Молодцы, вы всё сделали правильно, поэтому и достигли цели нашего путешествия. Но у нас есть ещё одно испытание.

Теперь я уверена в том, что вы не растеряетесь, сможете справиться с любой орфограммой, так как вы Умники и Умницы.

Мы заканчиваем наше путешествие. Надеюсь, оно вам понравилось. С какими орфограммами мы работали на уроке?

(Правописание не с наречиями на-о, - е и другими частями речи.) . Подведём итоги. Посчитайте общее количество набранных вами баллов. Если вы набрали 25 баллов, то преодолели все трудности долгого путешествия, ваша оценка 5. Если вы набрали от 20 до 23 баллов, то получаете оценку 4. Если количество баллов меньше 18, вам предстоит повторить правописание не с различными частями речи.

  1. Выставление и комментирование оценок. Дом. задание

Я благодарю вас за поддержку, помощь, активное участие в уроке и желаю дальнейших успехов!

  1. Рефлексия.

У каждого из вас на парте лежат смешные мордашки, пожалуйста, прикрепите их на правую половину доски, если уверенны, что усвоили эту орфограмму на “5”. Если вы считаете, что вам нужно ещё поработать над ней – на левую половину доски.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!