Тема: Циклы с предусловием
Учитель: Подольский В.С.
Дата: 02.09.2018
Класс 9
Цели:
Образовательная: познакомиться с записью и выработать навыки использования операторов цикла на языке программирования Паскаль, научиться табулировать функции в среде Паскаль, оформлять таблицы, находить сумму, произведение и количество заданных чисел, находить максимальное и минимальное число среди заданных, находить сумму ряда.
Развивающая: развивать способность воспринимать, обрабатывать и обобщать информацию; развивать логическое, абстрактное мышление; развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитательная: воспитывать сознательное отношение и творческий подход к изучаемому предмету, четкость и организованность в труде, аккуратность, внимательность, бережное отношение к технике и к информации.
Структура урока:
Оргмомент, постановка цели урока
Подготовка к восприятию нового материала через проверку домашнего задания, повторение и актуализацию опорных знаний
Активное изучение нового материала
Осмысление и применение изученного на практике (работа на компьютерах в Паскале).
Самоконтроль и контроль решенных задач
Подведение итогов урока.
Домашнее задание
Тип урока: урок закрепления известных знаний, получения новых знаний, их осмысления, закрепления, отработки, практического применения для решения задач.
1. Орг. момент
2Актуализация опорных знаний
Какие типы алгоритмов существуют ?
Какие типы алгоритмов мы уже можем реализовать на Паскале ?
Когда применяется циклический алгоритм (при повторении одних и тех же действий несколько раз)?
Что такое тело цикла (действия внутри цикла, именно они повторяются при исполнении алгоритма)?
Типы циклических алгоритмов (рассмотрены еще при изучении записи алгоритмов в виде блок-схем: со счетчиком, с предусловием, с постусловием?.
3. Новый материал
Операторы цикла
Цикл с параметром по возрастающим значениям параметра:
For I: = N1 to N2 do тело цикла;
Тело цикла – простой или составной оператор.
Составной оператор – группа операторов между begin и end.
I – переменная, порядкового типа (integer, char), N1, N2 – выражения, того же типа.
Параметр I меняет свое значение от N1 до N2 с шагом +1 (для целого типа),
если N1 N2, цикл не выполняется ни разу.
Цикл с параметром по убывающим значениям параметра:
For I:= N1 downto N2 do тело цикла;
Параметр I меняет свое значение от N1 до N2 с шагом –1 (для целого типа),
если N1
Цикл с предусловием:
While do ;
Цикл выполняется пока условие истинно (верно), если условие сразу не верно – цикл не выполняется ни разу.
Цикл с постусловием:
Repeat until ;
Цикл выполняется пока условие ложно, если условие сразу верно, то цикл выполняется один раз.
Карточки с примерами решения задачи Паскале (протабулировать функцию у = ах2 – b для х изменяющегося от –7 до +12 с шагом +1):
Цикл с параметром по возрастающим значениям параметра.
program ku1;
var a, b, x, y: integer;
begin
write (‘a= ‘); readln (a);
write (‘b= ‘); readln (b);
for x:= -7 to 12 do
begin
y:= a*x*x – b;
writeln (x: 3, y: 10);
end;
end.
Цикл с параметром по убывающим значениям параметра.
program ku2;
var a, b, x, y: integer;
begin
write (‘a= ‘); readln (a);
write (‘b= ‘); readln (b);
for x:= 12 downto -7 do
begin
y:= a*x*x – b;
writeln (x: 3, y: 10);
end;
end.
Цикл с предусловием.
program ku3;
var a, b, x, y: integer;
begin
write (‘a= ‘); readln (a);
write (‘b= ‘); readln (b);
x:= -7;
while x
begin
y:= a*x*x – b;
writeln (x: 3, y: 10);
x:= x+1;
end;
end.
Цикл с постусловием.
program ku4;
var a, b, x, y: integer;
begin
write (‘a= ‘); readln (a);
write (‘b= ‘); readln (b);
x:= -7;
repeat
y:= a*x*x – b;
writeln (x: 3, y: 10);
x:= x+1;
until x 12;
end.
Вопросы по циклическому алгоритму:
Сколько переменных в программе, какого типа?
Какая переменная является счетчиком цикла (параметром, переменной цикла)?
Сколько раз выполняется цикл?
Сколько действий и какие выполняются в цикле?
Что делает программа (табулирует функцию; находит сумму, произведение, количество; находит максимальное или минимальное число; или делает что-то другое; как обозначены соответствующие переменные, каковы их начальные значения)?
Какие операторы использовались в программе?
Где начинается и где заканчивается оператор цикла?
Как вывести промежуточные значения искомой величины (суммы или др.) и все значения переменной цикла?
Как вывести заголовок (и заключительное слово)?
4. Работа на компьютерах в Паскале (Задачи 1 – 3, резерв – задача 4)
Вычислить 9 значений функции у = 8х3 – 7х+ 8 для х задаваемого с клавиатуры.
Вычислить у = 4х2 + 3х; х меняется от –3 до 6 с шагом 0.5.
Протабулировать функцию у = 6х2 – 3sin x на интервале от х1 до х2 с шагом s.
Самоконтроль (сверка с карточками решения, или с доской, или экраном мультипроектора) и контроль учителем решенных задач. Разбор ошибок.
Обобщение, итог урока. Каждый ученик выставляет сам себе итоговую оценку за урок и отвечает на вопросы: что нового он узнал сегодня на уроке? Чем удовлетворен на уроке, а чем нет?
Если ученик не удовлетворен своей оценкой, считает что он в следующий раз будет работать лучше, то рядом со своей оценкой он рисует минус в кружочке, и оценка в журнал не ставится.
В качестве домашнего задания даются аналогичные задачи на карточках.