СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "А. Грин. Алые паруса. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для  того, чтобы показать богатство душевного мира героев феерии «Алые паруса», авторское отношение к ним, победу романтической мечты над реальностью жизни.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "А. Грин. Алые паруса. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям"»

Конспект урока
литературы

по ФГОС

А. ГРИН «АЛЫЕ ПАРУСА». ДУШЕВНАЯ ЧИСТОТА ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ. ОТНОШЕНИЕ АВТОРА К ГЕРОЯМ

Составила: учитель русского языка и литературы МБОУ «ЯСШ №12 с углубленным изучением иностранных языков» Мамонтова Евгения Александровна.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, портрет А.Грина, иллюстрации к феерии «Алые паруса».

Использован материал:
1. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
В 2 Ч. / [В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев,
В. И. Коровин]; под ред. В. Я. Коровиной. – М. : Просвещение, 2012. – 592 с.
2. Литература. 6 класс. Методические советы. В. П. Полухина. – М. : Просвещение, 2012. – 144 с.

Формы работы обучающихся: индивидуальная, парная, коллективная (фронтальный опрос), инсценировка эпизодов.

Цель урока: показать богатство душевного мира героев феерии «Алые паруса», авторское отношение к ним, победу романтической мечты над реальностью жизни.

Задачи урока

Образовательные:

1. Познакомить с особенностями художественного мира Александра Грина.

2. Обучать умению анализировать текст художественного произведения.

3. Обучать умению по ключевым эпизодам и словам составлять характеристику главных героев произведения.

4. Обучать умению выделять идею произведения.

Развивающие:

1. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую активность учащихся.

2. Совершенствовать навык выразительного чтения художественного текста.

3. Развивать живой интерес к чтению художественной литературы и к родному языку.

Воспитательные:

1. Развивать культуру устной и письменной речи.

2. Воспитывать стремление добиваться поставленной цели.

3. Содействовать воспитанию чистоты чувств и отношений.

Планируемые результаты

Предметные:
1. Выявлять своеобразие писательского мастерства, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений.
2. Уметь рисовать картину, создавать портрет на основе личных наблюдений. 3. Владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения.

Метапредметные:

Познавательные:
1. Уметь выбирать смысловые единицы текста.  
2. Выделять и формулировать познавательную цель.
3. Ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы.

Регулятивные:
1. Организовывать свое рабочее место.
2. Оценивать достигнутый результат.

Коммуникативные:
1. Проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого (адекватное межличностное восприятие).
2. Проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные:
1. Формировать собственное отношение к феерии А. Грина «Алые паруса» и её героям.
2. Приобщать к духовно-нравственным ценностям русской литературы.

Эпиграф урока на доске: «Человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса». К. Паустовский

Ход урока

I. Организационный этап.

- Ребята, поприветствуйте друг друга глазами, улыбнитесь. Посмотрите на своего соседа по парте и передайте ему взглядом только всё доброе и хорошее.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Это лёгкая забава −
Повороты влево-вправо. 
Нам известно всем давно − 
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.) 
Приседаем быстро, ловко. 
Здесь видна уже сноровка. 
Чтобы мышцы развивать, 
Надо много приседать. (Приседания.) 
А теперь ходьба на месте, 
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.) 

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (фронтальный опрос)

- Вы уже знакомы с содержанием феерии «Алые паруса». Ответьте на следующие вопросы.

1. Настоящая фамилия Александра Грина. (Гриневский)

2. Название корабля, на котором приплыл Грей. («Секрет»)

3. Как звали мать Ассоль. (Мери)

4. Чей это портрет? «Седые кудри складками выпадали из-под соломенной шляпы; серая блуза, заправленная в синие брюки и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, трость и сумка с новеньким замком – выказывали горожанина…» (Эгль)

5. Какой незначительный эпизод, как назвал его автор, сделал двадцатилетнюю Бетси и десятилетнего Грея истинными друзьями? (Грей обварил руку)

6. «Чья это шутка? Чья шутка? – стремительно вскричала Ассоль. – Разве я сплю? Может быть нашла и забыла?» Что так напугало Ассоль? (Она увидела кольцо на пальце)

7. Как называется местечко, где жила Ассоль? (Каперна)

- Спасибо, ребята! А сейчас предлагаю вам просмотреть видеозапись «Рисование песком» по произведению А.Грина.

III. Постановка учебных задач, цели урока.

- Ребята, так о ком мы будем сегодня говорить? (Ассоль и Грей). Героями какого произведении они являются? («Алые паруса» А.Грина). Какова цель нашего урока? (ответы учащихся)

- А. Грин создал силой своего воображения необыкновенный мир. Герои «Алых парусов»: юная Ассоль и способный на неординарный поступок Артур Грей – разными людьми воспринимаются по-разному. Но равнодушных нет. Мир Грина поглощает всех и каждого, зовет за собой. «Мир, в котором живут герои Грина, может показаться нереальным только человеку, нищему духом», − К. Паустовский). Сегодня на уроке мы уточним ваше восприятие героев, отношение к каждому из них. Выясним авторскую позицию и различные формы её выражения. Тема урока − «Алые паруса».  Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

- Сегодня и мы попробуем пройти через человеческие страсти и любовь, совершить с героями феерической повести «Алые паруса» путешествие к берегам Лиссы и Каперны, где живёт мечта о счастье в душе маленькой прелестной девочки с музыкальным именем Ассоль, узнать тайну алых парусов, поразмыслить о великой силе любви. Когда писатель создавал это произведение, то, наверное, он думал о счастье, поэтому эпиграфом урока я взяла слова Константина Паустовского: «Человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса» (записать в тетрадь). К этим словам мы вернёмся в конце урока.

IV. Работа по теме урока.

- Для Александра Грина очень важно сделать человека счастливым, как сделал Грей Ассоль. Грин назвал своё произведение феерией. А что такое феерия? Итак, феерия – это волшебное сказочное зрелище (запись в тетрадь). В самом деле, мир этой повести похож на волшебную сказку.

- Как вы думаете, можно ли это произведение можно отнести к жанру сказки? (Ответ: Это неверно, для сказки в повести слишком много реальных событий. Но всё-таки кое-что нам напоминает о сказке в повести)

- Феерия начинается с описания детства Ассоль. Каким оно было? (Ответ: Рано умерла мать. Воспитание занимался отец, мастеривший на продажу игрушки. Лонгрен рассказывал дочери диковинные фантастические истории об игрушках, о жизни людей)

- Почему умерла мама Ассоль? Найдите это место в тексте и зачитайте.
(1 глава: «месяца три назад… - принесёт ливень»)

- Что же случилось дальше? (Ответ: Мама всё же пошла в город, простудилась и вскоре умерла.)

- В разыгравшийся шторм Лонгрен не помог Меннерсу, оказавшемуся в лодке без вёсел. Как вы относитесь к этому поступку Лонгрена? Почему его не поняли односельчане? (Ответ: учащиеся высказывают свою точку зрения)

- Как складываются отношения Ассоль со сверстниками?(Дети с ней не играли, гнали, швыряли грязью, дразнили, били).

- Маленькую Ассоль отличает праздничность и своевидение жизни и чуда. Откуда в ней это? (Ответ: Повлияли рассказы отца, а главное, встреча Ассоль с Эглем, которую нам сейчас представят…) (инсценировка)

- Теперь давайте заполним первую колонку в карточке .

Ассоль: дочь матроса, ремесленника. Главные черты характера: ожидание прекрасного, умение любить, мечтать.

Работа по теме урока (продолжение).

- Что изменилось в жизни Ассоль после встречи со сказочником? (Ответ: Она стала жить мечтой о встрече с принцем; жители Каперны стали говорить, что Лонгрен и его дочь сошли с ума.)

- Повлияло ли мнение жителей на мечту, которой жила Ассоль? (Ответ: Конечно же нет, она продолжала ждать своего принца.)

- Как вы считаете, кто из героев повести более близок по характеру Ассоль? (Ответ: Грей.)

- Расскажите об этом герое. (Грей родился с живой душой, жил в своём мире, в этом мире над всем возвышалась мечта. Он жадно читал книги, мечтал стать капитаном.)

- Почему мечта Грея осуществилась? (Грей очень хотел этого).

Грей испытал на себе все тяготы корабельной жизни, изменился внешне "потерял слабость", стал широк в плечах, крепок мускулами, "в думающих глазах отразился блеск", речь стало "краткой и точной. Но Грей не потерял самого главного - своей странной летящей души".

- Духовный мир автора и его героя очень близки. Грин рассказывает о себе больше, чем в каком-либо другом произведении, наводит на размышления и похожесть инициалов. Александр Грин - Артур Грей.

- А сейчас заполним вторую колонку в карточке: Грей богатый наследник старинного рода. Главные черты характера: активная доброта, нежелание терпеть, не вмешиваясь, чужую боль и страдания, способность к решительным действиям.

- Как вы думаете, случайно ли произошла встреча Ассоль и Артура Грея? (Думаю, нет. Сама судьба свела героев. Тревожное чувство теснило грудь Грэя, "его как бы позвал кто-то". Ассоль неожиданно услышала "нечто, подобное отдалённому зову", и это позвало её на берег.)

- Какие чувства испытывает Грей, когда сталкивается со спящей Ассоль? (Ответ: Сильное впечатление, волнение. Те чувства, которые часто приводят к любви с первого взгляда.)

- Что он делает? (Ответ: Он оставляет кольцо на пальце девушки)

- А что означало кольцо для девушки? (Ответ: Знак близкого счастья. Кольцо вселяет уверенность в то, что предсказание Эгля о сказочном принце и корабле с алыми парусами сбудется.)

- Каким образом Артур Грей исполняет мечту Ассоль? (Ответ: Решает заменить все паруса на алый цвет. Он побывал в трёх лавках, никак не мог найти нужный цвет. И вот он его увидел) (показ отрывка из фильма)

- Давайте прочитаем описание именно того алого цвета, который искал Грей.(Зачитать: 5 глава. «этот совершенно… - …духовного отражения»)

- Да, алый цвет – цвет любви и цвет мечты. Плыть в жизни под алыми парусами – значит ставить перед собой цель, стремиться осуществить всё задуманное.

- Как вы думаете, случайно ли свела судьба Ассоль и Грея? (Ответ: Нет, не случайно, в их характерах очень много общего (записать в тетради):

(1. Одиноки в детстве, лишены общения со сверстниками.

2. Они понимают, любят всё живое, близки к природе.

3. Добры и трудолюбивы.

4. Они верят в мечту.)

ПОМЕНЯЙТЕСЬ КАРТОЧКАМИ И СРАВНИТЕ СВОИ ОТВЕТЫ. А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ЗАЧИТАЕМ НЕСКОЛЬКО ОТВЕТОВ.

- Вера в мечту и соединила их под алыми парусами. Прочитаем, как произошла их встреча.

Беседа по прочитанному отрывку:

- Какое впечатление произвело на жителей появление корабля в Каперне? (Ответ: Все всполошились, удивились, так как не верили в появление алых парусов, считали это невозможным, все побежали на берег)

- Герои встречаются. Грей говорит девушке: «Вот я пришёл, Узнала ли ты меня?» Вспомните, что отвечает Ассоль? (Если не помните, найдите ответ в тексте, зачитайте её ответ:«Совершенно такой.»)

- Какими словами автор передаёт счастье Ассоль? Найдите в тексте. («Счастье сидело в ней пушистым котёнком.»)

- Что же увидел в глазах любимой Грей? Зачитайте. («В них было всё лучшее человека»)

- А теперь оставим влюблённых и счастливых Ассоль и Грея одних. Закроем последнюю страничку и ответим на вопрос: Можно ли быть спокойными за героев? (Ответ: Да, они обязательно будут счастливы, потому что они открыты для любви, добра, прощения. Они умеют бороться за своё счастье, то есть делать чудо своими руками.) (Если остается время, записать это.)

- Сейчас рассмотрим иллюстрации С. Бродского и других художников к творчеству А. Грина (Дети высказывает свое мнение). Рассматриваем иллюстрации  и  аппликации с урока  математики (геометрия построения парусника) своих одноклассников (иллюстрации на доске).

V. Домашнее задание.

Написать в тетради развёрнутый ответ на вопрос: «А что такое счастье?»

VI. Рефлексия. Подведение итогов.

Работа с эпиграфом

- Итак, мы с вами вернулись к словам из эпиграфа. Зачитайте мне их.

Человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса.

К. Паустовский.

- Согласны ли вы с этими словами? (Ответ детей.)

- Творить чудеса могут только мечтатели. Если отнять у человека мечту и веру в чудеса, то не будет ничего: ни искусства, ни науки, ни культуры. Жизнь станет неинтересной. Пусть Каперна, Грей, Ассоль, корабль с алыми парусами −всё это плод фантазии художника. Но пока на земле будут жить хорошие люди − романтики, умеющие так любить и мечтать, всё это может осуществиться. Грин уверял, что корабль с алыми парусами рано или поздно приходит к каждому, кто умеет мечтать. На ваших партах лежат кусочки лент, символизирующие алые паруса. Напишите на них свою мечту. И, я думаю, она обязательно сбудется.

- Понравился ли вам сегодня урок? Что особенно запомнилось?

- Как вы оцениваете свою работу по теме?














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!