1.Организационный момент (1 мин). | Приветствие учеников, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку, проверка отсутствующих. | –Здравствуйте, присаживайтесь | Учащиеся рассаживаются, слушают учителя. |
2.Сообщение темы, цели урока (1 мин). | Учитель сообщает тему урока. | - И так, ребята, сегодня мы продолжаем изучать тему «Геометрический смысл производной». Откройте тетради, запишите число и тему урока. | Учащиеся слушают учителя, записывают число, тему урока. |
3.Актуализация знаний и способов действий (6мин). | Учитель задает вопросы классу, по очереди спрашивает учеников: Учитель вызывает учеников к доске и следит за ходом решения. | - что такое производная? -какая функция называется дифференцируемой в точке x0? -что значит продифференцировать? -какой смысл имеет производная с механической точки зрения? -какой смысл имеет производная с геометрической точки зрения? -какой угол образует прямая с осью абсцисс: если k0 если k -какую формулу имеет уравнение касательной? И так, по цепочке, выходим к доске и решаем уравнения, представленные на слайде: | Ученики отвечают на вопросы. 1.Произво́дная функции — понятие дифференциального исчисления, характеризующее скорость изменения функции в данной точке. 2.Функция y=f(x) называется дифференцируемой в некоторой точке x0, если она имеет в этой точке определенную производную, т.е. если предел отношения существует и конечен. 3.Продифференцировать, значит взять производную. 4.Механический смысл производной заключается в том, что скорость материальной точки равна производной закона пути движения этой точки: x’(t)=v(t). 5.Геометрический смысл производной заключается в том, что численно производная функции в данной точке равна тангенсу угла, образованного касательной, проведенной через эту точку к данной кривой, и положительным направлением оси Ох. 6. При k0 прямая образует острый угол с полож. направл.оси Ох При k 7. 3 8х -5х-6 - 2х+cos(x) 6х+2 - 3x5 16x3 ½ 2sin(x)cos(x) -4sin(2x)cos(2x) X-9/x4 8x-1/x2 -8/x9 -2sin(2x) -4sin(4x-1) |
4. Изучение нового материала (15 мин). | -Ребята, давайте решим задачи, которые представлены на слайде. | | Ученики решают задачи. Один у доски, все остальные решают в тетради. Y=x²-7x+10;x₀=4 Уравнение касательной у-у₀=f '(x₀)(x-x₀) y₀=16-28+10=-2 f '(x)=2x-7; f '(x₀)=f '(4)=8-7=1 Подставляем в уравнение касательной у+2=1(х-4) у+2=х-4 у=х-6 -это уравнение касательной а угловой коэффициент равен 1 Найти производную у'=6+2/х² подставляем вместо х (-1) tgα=y'(x0)=6+2/1=8 Решение: Найдем функцию скорости как производную от функции расстояния по времени: Найдем значение скорости через 3 с после начала движения V = 3 + 3² = 3 + 9 = 12 м/с Ответ: 12 м/с |
5. Первичное применение нового материала (18мин). | -Сейчас мы проведем небольшую самостоятельную работу. Учитель раздает карточки с заданиями. | Самостоятельная работа Найти производную функции(1 – 3): Найдите угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции в точке . Найдите угол (в градусах), образованный осью ОX и касательной к графику функции в точке . Записать уравнение касательной к графику функции у = f(x) в точке с абсциссой х0 , х0= 2. Тело движется по прямой так, что расстояние S (в метрах) от него до данной точки М этой прямой изменяется по закону (t – время движения в секундах). Найти скорость и ускорение в момент . | Ученики решают самостоятельную работу. |
6. Подведение итогов урока (3 мин). | –Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали на уроке. Давайте вместе подведем итог урока и скажем, что мы сегодня узнали. | Вопросы: Продолжи фразу: «Сегодня на уроке я узнал…» «Сегодня на уроке я научился…» «Сегодня на уроке я познакомился…» «Сегодня на уроке я повторил…» «Сегодня на уроке я закрепил…» «Сегодня на уроке мне понравилось…» Учитель выставляет отметки учащимся. | Ученики отвечают на поставленные вопросы: |
7. Постановка домашнего задания (1 мин). | –Чтобы лучше закрепить полученные на сегодняшнем уроке знания, нужно выполнить домашнее задание. Ребята, запишите задания на дом. Учитель комментирует домашнее задание. | Д/З: № | Записывают домашнее задание в дневники. |