Урок по алгебре в 8 классе на тему: «График функции у=k/x»
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование:
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Экран
Авторская презентация
Кроссворд по теме
Карточки с заданиями
набора ЦОР (http://school-collection.edu.ru/ ) к учебнику
«Алгебра», 8 класс, Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др.
Виртуальная лаборатория
Цели урока:
Вспомнить основные понятия по теме «Функция»
Познакомиться с функцией вида y = k/x , ее графиком и свойствами
Выработать умение строить график обратной пропорциональности
Задачи урока:
Развитие логического мышления
Воспитание графической культуры
Воспитание культуры математической речи
Формы работы:
Индивидуальная
Фронтальная
Ход урока:
1. Организационный момент урока:
Китайская пословица гласит:
"Я слушаю, - я забываю;
Я вижу, - я запоминаю;
Я делаю, - я усваиваю."
2. Проблема
Рассмотрим прямоугольник, состоящий из 12 квадратов, площадь каждого из которых примем за 1 кв. единицу. Какова площадь такого прямоугольника? Длина х, ширина у? Составим формулу зависимости у от х.
А теперь уменьшим х в два раза, не меняя количества квадратов, т.е. площади. Как при этом изменилась зависимая от х величина у?( Увеличилась в 2 раза). А если увеличим х в два раза, как изменится у?
Мы видим, что если х уменьшать в несколько раз, то у будет увеличиваться во столько же раз.
Наоборот, если значение х увеличить в несколько раз, то значение у во столько же раз уменьшается.
Как мы называет такую зависимость?
Какие зависимости изучает алгебра. (Функция) Что это?
П![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/14/s_5c8a36a534676/1113034_1.png)
оэтому и функцию такого вида называют обратной пропорциональностью.
Итак,
Функция вида ,
где k – не равное нулю число,
х, у – переменные
называется
обратной пропорциональностью.
Давайте найдём область определения этой функции. (Что такое ООФ?)
D(y): x≠0
В![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/14/s_5c8a36a534676/1113034_1.png)
данном случае функция обратной пропорциональности задана
формулой -
Какие ещё способы задания функции мы знаем? (табличный, словесный, графический)
Рассмотрим функцию и, представляя её сначала в виде
таблицы, построим график. (Сильные учащиеся по карточке с
таблицей строят график функции-
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/14/s_5c8a36a534676/1113034_5.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/14/s_5c8a36a534676/1113034_6.png)
График функции состоит из двух ветвей и называется – ГИПЕРБОЛА.
П
осмотрим теперь, что получилось при построении графика
функции
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/14/s_5c8a36a534676/1113034_8.png)
Если k0, то график расположен в I и III четвертях,
функция является убывающей
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/14/s_5c8a36a534676/1113034_9.png)
Если kII и IV четвертях,
функция является возрастающей
Теперь мы с вами вспомним, китайскую поговорку и всё-таки и начнём усваивать, каждый то, что его больше всего интересует. Я вас разбила по интересам. И каждый получил задание на карточке, внимательно читаем, выполняем, задаём вопросы. В итоге урока мы соберём интересную стенгазету на тему «График функции у=k/x».
1 группа (два человека индивидуально) (Виртуальная лаборатория) № 6
2 группа
Работа с ЦОР
Преобразование графика обратной пропорциональности
3. Для данной функции составьте таблицу и постройте график
Дополнительно. (5. Измените график так, чтобы он соответствовал функции+ 2. Выберите точки, которые принадлежат графику функции )
3 группа
Найдите соответствие между зависимостями физических величин, заданных формулой и заданных графически. На графическом представлении подпишите оси и приклейте соответствующие формулы.
4 группа
В интернете найти информацию, используя поисковую систему Yandex - (История происхождения математической гиперболы), отобрать основную информацию и распечатать
5 группа
Отгадайте кроссворд и узнайте имя великого геометра, который ввёл термин – «Гипербола»
6 группа
О![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/14/s_5c8a36a534676/1113034_10.png)
пределить знак k по графикам функций
Среди точек вычеркнуть те, которые не принадлежат графику функции
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/14/s_5c8a36a534676/1113034_12.png)
(50;1) ; (1;6); (-10;-5); (50;0,1); (-5;-1); (-25;-2); (25;2); (4;12,5);(-7;8)
Итак, подведём итог нашей работы.
Говорю и приклеиваю, получилась стенгазета.
Д/P – Изучить стенгазету
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/14/s_5c8a36a534676/1113034_13.png)
Слово в названии функции
График функции у=k/x
Если график функции y=k/x расположен во II и IV четвертях к.п., то k … нуля
Функция, заданная формулой y = kx + b
Если график функции y=k/x расположен в I и III четвертях к.п., то k … нуля
Точка, не входящая в область определения функции y=k/x
Из них состоит гипербола