10 класс АЛГЕБРА 16.01.2024
Тема: Десятичные и натуральные логарифмы.
Тип: изучение нового материала.
Цель: изучить десятичные и натуральные логарифмы.
Задачи:
Образовательные: изучить обозначение десятичного и натурального логарифма; практиковаться в вычислении логарифмов.
Развивающие: развивать у учащихся технику вычисления.
Воспитательные: прививать аккуратность и правильность записи математических символов; содействовать воспитанию интереса к математике.
Автор разработки урока: Попов Дмитрий Сергеевич.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучать логарифмы.
Учитель проводит перекличку.
II. Проверка домашнего задания
Учитель проводит проверку и анализ выполнения домашней работы.
III. Актуализация знаний
На доске записаны следующие выражения:
1) ; 2) ; 3) ; 4) .
Учащиеся на листочках вычисляют значения выражений с помощью свойств логарифмов. На выполнение задания даётся 5 – 7 минут.
IV. Постановка темы и целей урока.
- Сегодня мы будем продолжим изучать логарифмы. На уроке мы рассмотрим и изучим новые виды логарифмов.
- Откройте тетради, запишите дату (16.01.2024) и тему урока «Десятичные и натуральные логарифмы».
V. Работа по теме урока. Изучение нового материала.
Логарифмы по основанию 10 называются десятичными. Вместо того, чтобы писать , мы пишем lgb.
Также есть ещё одно основание, которое может встретиться у логарифмов. Это число е, которое ввёл Эйлер (швейцарский ученый, внесший огромный вклад в развитие математики, физики, оптики, механики, астрономии и ряда прикладных наук). Число е не является рациональным, оно лежит между 2 и 3. Его значение приблизительно равно 2,718281828…. Есть очень простой способ запомнить это приблизительное значение. Надо просто выучить стишок:
«Экспоненту помнить способ есть простой:
Два и семь десятых,
Дважды Лев Толстой (1828)»
1828 в этом стишке означает год рождения Льва Николаевича Толстого.
Так вот, натуральным логарифмом называется логарифм по основанию е. Натуральный логарифм обозначается следующим образом: ln a.
Ещё один момент, на котором нам надо с вами остановиться, это свойство перехода к новому основанию. На прошлом уроке мы его изучили, но давайте закрепим. Очень часто ученики допускают ошибки именно при применении этого свойства. Оно очень часто встречается в 13 и 15 задании ЕГЭ по профильной математике.
Свойство перехода к новому основанию звучит так: Чтобы перейти к другому основанию логарифма, нужно взять по новому основанию логарифм данного числа, логарифм старого основания и разделить первый на второй.
Пример применения: .
Рассмотрим решение типовых заданий (учитель с комментированием решает у доски №307 (1), 310, 313(2)).
№307 (1)
x = 36.
Ответ: х = 36.
№313 (2)
VI. Решение упражнений. Закрепление изученного материала.
Учитель вызывает учащихся к доске для решения №307 (2,3), №311, №312, №313 (4), №315.
VII. Рефлексия учебной деятельности
- Продолжите предложения:
1) Сегодняшний урок заинтересовал меня …
2) Я считаю нужным запомнить …
3) Мне надо узнать лучше о …
VIII.Домашнее задание
Учитель выдаёт учащимся карточки с домашним заданием:
10 класс АЛГЕБРА ДОМАШНЯЯ РАБОТА Десятичный и натуральный логарифм 1. Выразить через логарифм по основанию 2. 2. Известно, что Найдите значения выражений: а) ; б) . 3. Решите уравнения: |
- Вызывают ли у вас вопросы задания домашней работы? Если да, то какие?
IX. Подведение итогов урока
Оценивание рабочей деятельности учащихся на уроке.