9 класс
АЛГЕБРА
Урок № 82
Тема: Перестановки.
Тип: урок комбинированного типа.
Цель: рассмотреть простейший вид соединений – перестановки.
Задачи:
Образовательные: формирование представлений о понятии «перестановки»; формирование умений вычисления числа перестановок из п элементов на примере решения практических задач.
Развивающие: развивать логическое мышление и интерес к познавательной деятельности.
Воспитательные: воспитание интереса к предмету, умения слушать и вступать в диалог.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
На доске записан эпиграф к уроку:
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»
А. Маркушевич
- Добрый день, ребята! Прочитайте эпиграф к уроку.
II. Проверка домашнего задания
Беру 2-3 тетради у учащихся для проверки наличия и правильности выполнения домашнего задания.
III. Актуализация знаний
- С каким разделом математики вы познакомились на прошлом уроке?
- Какие задачи вы решали на прошлом уроке?
- Где вам пригодится решение подобных задач?
Можно предложить учащимся коллективно устно решить задачу:
IV. Постановка темы и целей урока
- Решим задачу: Сколькими способами можно расставить на библиотечном стенде три учебника: по физике (Ф), математике (М) и информатике (И)?
- Давайте рассмотрим всевозможные варианты расстановок.
Пусть 1-ым будет стоять учебник по физике, тогда возможны такие варианты расстановок:
ФМИ
ФИМ
Пусть 1-ым будет стоять учебник по математике, тогда возможны такие варианты расстановок:
МФИ
МИФ
Пусть на 1-ом месте будет стоять учебник по информатике, тогда возможны такие варианты расстановок:
ИФМ
ИМФ
Таким образом, три учебника на стенде можем расставить шестью способами:
2+2+2=6 (способов расстановки).
Каждая из полученных нами расположений называют перестановкой из трёх элементов. Эту задачу можно решить другим способом, не перебирая все варианты, а как именно это мы сегодня с вами и узнаем.
- Откройте тетради, запишите дату и тему урока «Перестановки».
V. Изучение нового материала
- Давайте, запишем, что такое перестановки.
Учитель диктует:
Перестановки из п элементов называются соединения, которые состоят из п элементов и отличаются одно от другого только порядком их расположения. Число перестановок из п элементов обозначают : Рп Рп = п ∙ (п – 1) ∙ (п – 2) ∙ … ∙ 3 ∙ 2 ∙ 1 |
- Последовательно применяя правило произведения можно получить формулу числа перестановок Рп из п различных элементов.
п! – произведение первых п натуральных чисел, читается как «п факториал». Таким образом, получаем формулу Рп = п!
Рп = п! – число перестановокиз п различных элементов.
- Решим задачу: Сколькими способами можно расставить 10 банок на 10 имеющихся полок (по одной банке на полку)?
Решение: по формуле Рп = 10! = 1∙ 2 ∙ 3 ∙ … ∙ 9 ∙ 10 = 3 628 800. Именно столько существует способов расставить 10 различных банок на 10 полок.
В рассмотренной задаче шла речь о перестановках различных элементов. Если некоторые переставляемые элементы будут одинаковыми, то есть всевозможных различных перестановок, некоторые перестановки совпадут, например, переставляя буквы в слове МАМА, в котором две пары одинаковых букв, перестановок получится 6:
МАМА
МААМ
ММАА
АМАМ
ААММ
АММА
Сформулируем определение:
Перестановки, образованные из п1 элементов первого вида, п2 элементов второго вида и т.д. до пт, элементов т-ого вида, называют перестановками с повторениями. |
Число таких перестановок с повторениями обозначают так: n1…nm =
- Решим задачу: Сколько анаграмм можно составить из слова «макака»?
Решение:
«а» - 3 раза, «к» - 2 раза», «м» - 1 раз.
3,2,1 = = = = 60.
Итак, мы рассмотрели перестановки из п-элементов.
VI. Первичная проверка восприятия нового материала
№732 - №736 – решаются устно;
№739, 747, 748 – решаются возле доски.
VII. Закрепление изученного материала
Учащимся выдаются карточки с заданиями и листочки для внесения решений и ответов. Проходит самостоятельная работа.
Самостоятельная работа по теме: «ПЕРЕСТАНОВКИ» Реши задачи: 1. Сколькими способами можно рассадить пятерых детей на 5 стульях? 2. Среди 8 книг: 6 различных авторов и двухтомник одного автора, которого не было среди предыдущих 6. Сколькими способами можно расставить книги на полке, чтобы книги одного автора стояли рядом? 3. Сколько шестизначных чисел, в записи которых каждая цифра используется только один раз, можно составить из цифр 1, 2, 5, 6, 7, 8? 4*. Сколько среди четырёхзначных чисел, составленных из цифр 3, 5, 7, 9 (без их повторения), таких, которые кратны 15? |
VIII. Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся
IX. Анонс домашнего задания
Прочитать п. 31; решить № 740, 749.