СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока алгебры в 9 классе по теме «Перестановки»

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока алгебры в 9 классе по теме «Перестановки»»

9 класс
АЛГЕБРА
Урок № 82

Тема: Перестановки.

Тип: урок комбинированного типа.

Цель: рассмотреть простейший вид соединений – перестановки.

Задачи:

Образовательные: формирование представлений о понятии «перестановки»; формирование умений вычисления числа перестановок из п элементов на примере решения практических задач.

Развивающие: развивать логическое мышление и интерес к познавательной деятельности.

Воспитательные: воспитание интереса к предмету, умения слушать и вступать в диалог.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

На доске записан эпиграф к уроку:

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»
А. Маркушевич

- Добрый день, ребята! Прочитайте эпиграф к уроку.

II. Проверка домашнего задания

Беру 2-3 тетради у учащихся для проверки наличия и правильности выполнения домашнего задания.

III. Актуализация знаний

- С каким разделом математики вы познакомились на прошлом уроке?
- Какие задачи вы решали на прошлом уроке?
- Где вам пригодится решение подобных задач?

Можно предложить учащимся коллективно устно решить задачу:


IV. Постановка темы и целей урока

- Решим задачу: Сколькими способами можно расставить на библиотечном стенде три учебника: по физике (Ф), математике (М) и информатике (И)?

- Давайте рассмотрим всевозможные варианты расстановок.

Пусть 1-ым будет стоять учебник по физике, тогда возможны такие варианты расстановок:
ФМИ
ФИМ

Пусть 1-ым будет стоять учебник по математике, тогда возможны такие варианты расстановок:
МФИ
МИФ

Пусть на 1-ом месте будет стоять учебник по информатике, тогда возможны такие варианты расстановок:
ИФМ
ИМФ

Таким образом, три учебника на стенде можем расставить шестью способами:
2+2+2=6 (способов расстановки).

Каждая из полученных нами расположений называют перестановкой из трёх элементов. Эту задачу можно решить другим способом, не перебирая все варианты, а как именно это мы сегодня с вами и узнаем.

- Откройте тетради, запишите дату и тему урока «Перестановки».

V. Изучение нового материала

- Давайте, запишем, что такое перестановки.

Учитель диктует:

Перестановки из п элементов называются соединения, которые состоят из п элементов и отличаются одно от другого только порядком их расположения.

Число перестановок из п элементов обозначают : Рп
Рп = п ∙ (п – 1) ∙ (п – 2) ∙ … ∙ 3 ∙ 2 ∙ 1



- Последовательно применяя правило произведения можно получить формулу числа перестановок Рп из п различных элементов.
п! – произведение первых п натуральных чисел, читается как «п факториал». Таким образом, получаем формулу Рп = п!

Рп = п! – число перестановокиз п различных элементов.

- Решим задачу: Сколькими способами можно расставить 10 банок на 10 имеющихся полок (по одной банке на полку)?

Решение: по формуле Рп = 10! = 1∙ 2 ∙ 3 ∙ … ∙ 9 ∙ 10 = 3 628 800. Именно столько существует способов расставить 10 различных банок на 10 полок.

В рассмотренной задаче шла речь о перестановках различных элементов. Если некоторые переставляемые элементы будут одинаковыми, то есть всевозможных различных перестановок, некоторые перестановки совпадут, например, переставляя буквы в слове МАМА, в котором две пары одинаковых букв, перестановок получится 6:
МАМА
МААМ
ММАА
АМАМ
ААММ
АММА

Сформулируем определение:

Перестановки, образованные из п1 элементов первого вида, п2 элементов второго вида
и т.д. до пт, элементов т-ого вида, называют перестановками с повторениями.



Число таких перестановок с повторениями обозначают так: n1…nm =
- Решим задачу: Сколько анаграмм можно составить из слова «макака»?
Решение:
«а» - 3 раза, «к» - 2 раза», «м» - 1 раз.

3,2,1 = = = = 60.

Итак, мы рассмотрели перестановки из п-элементов.

VI. Первичная проверка восприятия нового материала

732 - №736 – решаются устно;
№739, 747, 748 – решаются возле доски.

VII. Закрепление изученного материала

Учащимся выдаются карточки с заданиями и листочки для внесения решений и ответов. Проходит самостоятельная работа.

Самостоятельная работа по теме: «ПЕРЕСТАНОВКИ»

Реши задачи:

1. Сколькими способами можно рассадить пятерых детей на 5 стульях? 
2. Среди 8 книг: 6 различных авторов и двухтомник одного автора, которого не было среди предыдущих 6. Сколькими способами можно расставить книги на полке, чтобы книги одного автора стояли рядом?
3. Сколько шестизначных чисел, в записи которых каждая цифра используется только один раз, можно составить из цифр 1, 2, 5, 6, 7, 8?
4*. Сколько среди четырёхзначных чисел, составленных из цифр 3, 5, 7, 9 (без их повторения), таких, которые кратны 15?



VIII. Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся

IX. Анонс домашнего задания

Прочитать п. 31; решить № 740, 749.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!