СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: : Безработица, ее причины и последствия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: : Безработица, ее причины и последствия»

Класс Дата Тема урока: Безработица, ее причины и последствия

Цели и задачи: познакомить с причинами и последствиями безработицы; характеризовать роль государства в процессе обес­печения занятости населения.

Планируемые результаты: предметные: применять понятий­ный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий безработица, занятость; выделять и характеризовать причины безработицы в условиях рыночной экономики; оценивать за­нятость населения в условиях конкуренции; характеризовать сущность безработицы; анализировать на конкретных примерах последствия безработицы; описывать роль государства в обеспе­чении занятости граждан;

метапредметные УУД

I) коммуни­кативные: организовывать учебное сотрудничество и совмест­ную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; самостоятельно обнаруживать и формулиро­вать учебную проблему; выдвигать версии решения проблемы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; владеть основами само­контроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  1. познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач; ставить репродуктивные во­просы по изученному материалу; анализировать материал учебни­ка и дополнительный материал; развивать навыки поиска, анали­за, сопоставления и оценивания обществоведческой информации;

  2. личностные УУД: формирование и развитие заинтересованности в личном успехе, в благополучии и процветании своей страны; определение жизненных ценностей, направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни; развитие творче­ских способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для рабо­ты в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

  1. Превышение допустимой массы денег в обращении при­водит к:

  1. инфляции

  2. дефляции

  3. росту прожиточного минимума

  4. дефициту

  1. Денежная сумма, выдаваемая банком на определенный срок на условиях возвратности и оплаты определенного процента:

банковский кредит 3) аванс

  1. облигация 4) выплата

  1. Из двух суждений: а) номинальный доход — это сумма денег, полученная гражданином или семьей в целом за определенный


  1. Часть доходов граждан, которая не используется на потреб­ление:

  1. сбережения

  2. номинальный доход

  3. реальный доход

  4. потребительский кредит

  1. Из двух суждений: а) менее всего страдают от инфляции семьи с фиксированными доходами; б) одним из последствий ин­фляции является обесценение семейных сбережений:

  1. верно только а 3) верны оба суждения

  2. верно только б 4) оба суждения неверны

(Проверка выполнения заданий.)

  1. Введение в новый материал

  • Ответьте на вопросы рубрики «Подумаем» на с. 224 учеб­ника.

(Ответы учеников.)

Безработица представляет собой макроэкономическую про­блему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит психологическую травму. Поэтому многие политики для общей оценки состояния эконо­мики используют так называемый «индекс нищеты», представ­ляющий собой сумму уровней безработицы и инфляции как двух основных показателей макроэкономической нестабильности.

Экономисты изучают безработицу для определения ее при­чин, а также для выработки более продуманных социальных про­грамм в области занятости.

Тема урока: «Безработица, ее причины и последствия».

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

  1. Безработица — спутник рыночной экономики.

  2. Причины безработицы.

  3. Экономические и социальные последствия безработицы.

  4. Роль государства в обеспечении занятости.

Проблемные вопросы

  • Почему безработица сопутствует рыночной экономике?

  • Как не оказаться безработным?

  • Каковы экономические и социальные последствия безра­ботицы?

  • Какова роль государства в обеспечении занятости?

  1. Работа по теме урока

  1. Безработица — спутник рыночной экономики

  • Изобразите дерево, на котором ствол будет определять глав­ную цель жизни, а крона — отдельные задачи, которые вам необходимо будет решать.

(Ученики выполняют задание.)

С помощью простого упражнения нетрудно убедиться, что воплощение множества целей связано с трудовой деятельностью. Но всегда ли человек способен реализоваться в труде? Найти ра­боту, которая будет его устраивать?

Согласно основному закону нашего государства — Консти­туции РФ каждый гражданин России имеет право свободно рас­поряжаться своими способностями к труду (право на труд). Тру­довой кодекс РФ провозглашает основные принципы правового регулирования трудовых отношений, среди которых «свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выби­рает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род дея­тельности».

В различные исторические эпохи формировались эконо­мические системы, где положение трудоспособного населения и характер труда был различным. Выясним, имеет ли прямую зависимость занятость трудоспособного населения от характера труда.

  • Работая в парах с п. 1 § 27 учебника, соотнесите систему и характеристику труда.

1

Командная экономика

л,д

2

Рыночная экономика

Б, В, Г

Можно ли говорить о том, что характер труда предопределяет занятость населения?

  • Изучив материал рубрики «Документ» на с. 226 учебника, ответьте на вопросы к нему.

(Проверка выполнения задания.)

Трудовой кодекс РФ указывает, одним из основных прин­ципов правового регулирования трудовых отношений является «защита от безработицы и содействие в трудоустройстве».

  • Работая с дополнительным материалом, определите, кого можно считать занятым, а кого безработным.

Дополнительный материал

Закон РФ № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»

Статья 1. Занятость граждан

  1. Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетво­рением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее — заработок).

  2. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжать­ся своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.

Незанятость граждан не может служить основанием для привле­чения их к административной и иной ответственности

Статья 2. Занятые граждане

Занятыми считаются граждане:

  • работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполно­го рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за ис­ключением общественных работ... и осуществления полномо­чий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) ос­нове;

  • зарегистрированные в установленном порядке в качестве ин­дивидуальных предпринимателей, также нотариусы, занимаю­щиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государ­ственной регистрации и (или) лицензированию (далее — ин­дивидуальные предприниматели);

  • занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

  • выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

  • избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

  • проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государ­ственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

  • обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осу­ществляющих образовательную деятельность, включая обуче­ние по направлению государственной службы занятости насе­ления (далее — органы службы занятости);

  • временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетру­доспособностью, отпуском, переподготовкой, повышени­ем квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

  • являющиеся учредителями (участниками) организаций, за ис­ключением учредителей (участников) некоммерческих орга­низаций, организационно-правовая форма которых не пред­полагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товари­ществ собственников жилья, а также членов жилищных, жи­лищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создавае­мых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;

  • являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными

  1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и гото­вы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитывают­ся выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, ин­дивидуального предпринимателя.

  2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимает­

ся органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, до­кументов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации — паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистра­ции в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

  1. Безработными не могут быть признаны граждане:

  • не достигшие 16-летнего возраста;

  • которым в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, пред­усмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в ор­ганах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы вре­менного характера, а впервые ищущие работу (ранее не рабо­тавшие) и при этом не имеющие квалификации — в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессио­нальное образование по одной и той же профессии, специаль­ности) дважды;

  • не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

  • осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

  • представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также предста­вившие другие недостоверные данные для признания их без­работными.

(Проверка выполнения задания.)

Безработица — социально-экономическое явление, возни­кающее, когда часть активного населения (лица 16 лет и старше,

желающие работать) не может применить свою рабочую силу в производстве товаров и в сфере услуг.

Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица высту­пает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

  1. Причины безработицы

— Работая с п. 2 § 27 учебника, определите основные причины безработицы.

(В ходе выполнения задания составляется схема.)










(Проверка выполнения задания.)

  • Изучив материал рубрики «Мнения» на с. 229 учебника, ответьте на вопросы.

Вопросы для дискуссии

  • Согласны ли вы с мнением академика Д.С. Львова?

  • Почему низкая заработная плата ведет к утрате стимулов к эффективному труду?

  • Всегда ли так происходит?

(Проводится мини-дискуссия.)

  • Изучите и прокомментируйте таблицу.



Виды безработицы

Вид

Характеристика

Фрикци­

онная

Временная незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной работы на другую

Структур­

ная

Вызывается изменениями в структуре спроса и техно­логии производства, что ведет к необходимости станов­ления новых профессий, а работники, не обладающие этими профессиями, высвобождаются и вынуждены переучиваться

Техноло­

гическая

Связана с механизацией и автоматизацией производства, в результате чего часть рабочей силы становится излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации

Институ­

циональ­

ная

Возникает в случае вмешательства государства или проф­союзов в установление размеров ставок заработной пла­ты, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве

Цикличе­

ская

Возникает в регионах и странах, пораженных экономиче­ским спадом, когда общее число свободных рабочих мест меньше числа безработных

Сезонная

Возникает регулярно в определенное время года. Харак­терна для сельского хозяйства, где после сбора урожая следует перерыв в работе

(Комментарии учащихся. Подведение итогов работы по дан­ному вопросу.)

  1. Экономические и социальные последствия безработицы

— Работая с п. 3 § 27 учебника и интеренет-ресурсами, запол­ните таблицу.


Последствия безработицы для общества

Послед­

ствия

Негативные

Позитивные

Эконо­

миче­

ские

  1. Увеличение государственных расходов (выплат).

  2. Недополученная зарплата —» не­выплата подоходного налога.

  3. Снижение общего объема про­изводимых в стране экономиче­ских благ.

  4. Сокращение потребительского спроса.

  5. Потеря профессиональных зна­ний и навыков

  1. Усиление трудовой мотивации работающе­го населения.

  2. Формирование мо­бильного резерва рабо­чей силы.

  3. Снижение требо­ваний профсоюзов в части повышения заработной платы, что снижает уровень ин­фляции

Послед­

ствия

Негативные

Позитивные

Соци­

альные

  1. Снижение уровня жизни насе­ления.

  2. Рост социальной напряженно­сти в обществе (вплоть до полити­ческих переворотов).

  3. Рост уровня заболеваемости.

  4. Рост преступности.

  5. Утрата чувства самоуважения, уверенности в себе.

  6. Усиление социальной диффе­ренциации

  1. Расширение выбора мест работы.

  2. Повышение значи­мости труда.

  3. Увеличение социаль­ной ценности рабочего места

(Проверка выполнения задания.)

  1. Роль государства в обеспечении занятости

Опыт стран с развитой рыночной экономикой подтверждает, что рынок не способен сам решить проблему безработицы. Здесь необходимо содействие и помощь государства. Для поддержания достойного жизненного уровня своих граждан и сохранения со­циального мира в стране государству необходимо использовать различные меры помощи населению в поисках работы и трудо­устройства.

— Разделитесь на две группы. Работая с п. 4 § 27 учебника, охарактеризуйте основные направления деятельности го­сударства в обеспечении занятости.

Первая группа — создание условий для занятости.

Вторая группа — реализация мер социальной защиты от без­работицы.

(Презентация результатов работы групп.)

Таким образом, функции центров занятости:

  1. выплата пособий по безработице;

  2. помощь в поисках работы;

  3. повышение квалификации, создание условий для получе­ния новых профессий, пользующихся спросом на рынке труда;

  4. психологическая помощь безработным.

Государство может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения рабочих мест, вводить налоговые льготы для тех пред­приятий, которые принимают на работу наименее защищенные группы населения.

Государству выгодно стимулировать самостоятельную, ак­тивную деятельность граждан по обеспечению собственной за­

нятости. Главная задача Федеральной государственной службы занятости населения создать условия для реализации личностью своей инициативы и творческих способностей. Например, снять препятствия, мешающие людям сохранить или приобрести рабо­чее место: отсутствие информации о профессиях и рабочих ме­стах, нехватка квалификации, ограниченная трудоспособность, семейные обстоятельства и т. д.

В целях создания условий для самозанятости в нашей стране принята специальная программа поддержки малого предпри­нимательства, которая помогает открыть и сделать успешным собственное дело, обеспечив себя и свою семью средствами для существования.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

— Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 232 учебника.

(Проверка выполнения заданий.)

Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам оценить из­ученный материал, используя знаки:

V— новая и интересная информация;

! — я думал (думала) иначе;

? — эта информация меня удивила;

X — мне было скучно.

Домашнее задание

  1. Прочитать § 27 учебника.

  2. Выполнить одно из заданий рубрики «В классе и дома» на с. 232, 233 учебника (на выбор).

  3. Создать компьютерные презентации на темы: «Направления работы Центра занятости нашего региона», «Психологиче­ская помощь людям, оставшимся без работы» (на выбор).

  1. Написать эссе на тему «Как решить проблему безработицы?»



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!