2. Проверка полученных знаний по теме “Углеводы. Липиды” (5 мин.) Цель: организовать самоконтроль и взаимоконтроль. Задачи: проверка качества усвоения предыдущей темы “Углеводы. Липиды”. установить правильность и сознательность выполнения домашнего задания всем классом, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях | Для начала, давайте вспомним – какие органические вещества мы изучили на предыдущих уроках? (углеводы, липиды). Выполнение теста, (3 минуты) По окончании взаимопроверка теста . Проверка заданий по ключу (правильные ответы представлены на экране). Оцените свою работу, выставите баллы в оценочный лист. | Учащиеся отвечают на вопросы теста, выбирают верные ответы. Взаимопроверка. Проверка теста по ключу (слайд №2) |
3. Подготовка к восприятию новых знаний (2 мин.) Цель: способствовать созданию проблемной ситуации для постановки учебной цели Задачи: организовать и направить на познавательную деятельность учащихся Словесно-наглядный метод | Актуализация знаний Вопросы к классу: Как Вы понимаете слова Ф. Энгельса: “Повсюду, где мы встречаем жизнь, она связана с каким-либо белковым телом, и повсюду, где мы встречаем какое-либо белковое тело, не находящееся в процессе разложения, мы без исключения встречаем и явление жизни”? О каких веществах мы будем говорить? (о белках) Что бы Вы хотели узнать о белках? Какие цели мы ставим перед собой? Запиши тему в тетрадь (Строение и функции белков) | Ученики высказывают предположение о том, что в органические вещества, к которым относится белок, являются основой живых существ Ученики формулируют тему и задачи на урок. |
4. Изучение нового учебного материала (23 мин.) Цель: способствовать созданию условий для эффективной работы на уроке Организовать деятельность учащихся по изучению строения и функций белка | Строение белков. Работа с текстом в учебнике. Работа с рисунком 13, Что такое реакция. Две аминокислоты, соединившись, образуют дипептид, три – трипептид. Продолжите ряд, (4 - тетрапепсид, 5 - пентапептид, 6 - гекса…, а много - полипептид). Если вам в тексте учебника попадутся термины «полипептид», «полипептидная молекула», то вы уже будете знать, что речь идет о молекуле белка.информация учителя. Белковые молекулы могут быть короткими и длинными, например: Инсулин - гормон поджелудочной железы, состоит из двух цепей: в одной 21, а в другой 30 аминокислотных остатков. Миоглобин — белок, мышечной ткани, состоит из 153 аминокислот. Коллаген- состоит из трех полипептидных цепей, каждая из которых содержит около 1000 аминокислотных остатков. Помогите мне сформулировать определение понятия «белок». Белок – это - низкомолекулярное соединение или высокомолекулярное? (высокомолекулярное) - можем мы назвать ее биополимером? (да) - аргументируйте свою мысль (биополимеры – это крупные органические молекулы, состоящие из мономеров) - что является мономером белковой молекулы? (аминокислоты) - сколько видов аминокислот может входить в состав белковой молекулы? (20) Используя презентацию на вашем ноутбуке, составьте таблицу «Уровни организации белковой молекулы» - Скажите пожалуйста, 1. Почему врачи рекомендуют «сбивать» температуру больного, если она превышает 38 °С? (Из-за возможной тепловой денатурации белков). 2. Почему из сваренного яйца никогда не появится цыпленок? (Белки яйца необратимо теряют структуру из-за тепловой денатурации). Чтобы ответить на эти вопросы – ознакомьтесь с выданным текстом и ответьте на вопросы. Денатурация — это утрата белковой молекулой своей структурной организации: четвертичной, третичной, вторичной, а при более жестких условиях — и первичной структуры (рис. 19). В результате денатурации белок теряет способность выполнять свою функцию. Причинами денатурации могут быть высокая температура, ультрафиолетовое излучение, действие сильных кислот и щелочей, тяжелых металлов и органических растворителей. Денатурация может быть обратимой и необратимой, частичной и полной. Иногда, если воздействие денатурирующих факторов оказалось не слишком сильным и разрушение первичной структуры молекулы не произошло, при наступлении благоприятных условий денатурированный белок может вновь восстановить свою трехмерную форму. Этот процесс называется ренатурацией, и он убедительно доказывает зависимость третичной структуры белка от последовательности аминокислотных остатков, т. е. от его первичной структуры. Вопросы к тексту: Что называется денатурацией? (утрата белковой молекулой своей структурной организации) Что может явиться причиной денатурации? (высокая температура, ультрафиолетовое излучение, действие сильных кислот и щелочей) В каком случае возможно восстановление структуры белковой молекулы? (если не произошло разрушение первичной структуры белка) Как называется этот процесс? (ренатурация) Какая структура белковой молекулы обеспечивает свойства белка и ее пространственную конфигурацию? (первичная) Сверка ответов с эталоном. А сейчас давайте узнаем, какие функции выполняет белок в клетке. Сейчас мы посмотрим видеофрагмент, а после этого назовите какие именно функции выполняют белки. (просмотр видеофрагмента, ответы на вопросы) | Учащиеся работают с познавательными задачами (текст задач в приложении №2). Схема работы учащихся: Знакомство с познавательной задачей. Чтение текста. Ответ на вопросы. Оформление необходимых записей. Оформление вывода на основе познавательной задачи. Подготовка к обсуждению. Ученики по ходу работы заполняют, ( слайд №9) а затем проверяют заполненную таблицу “Структура белка”. ( слайд №15) Учащиеся по слайдам изучают функции белков. ( слайд №16) |
6. Рефлексия (5 мин.) Цель: способствовать реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, реализации ситуации успешности. Метод: формирование ефлексивности. | -Подведем итоги сегодняшнего урока. -Какие вопросы вызвали затруднения? - | Ученики отвечают, подводят итог, отмечают тех, кто активно участвовал в работе на уроке. Результаты работы заносятся в ведомость самооценки. |