СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока биологии 10 класс "Белки. Состав и строение белков. Биологические функции белков".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии 10 класс "Белки. Состав и строение белков. Биологические функции белков".»

Дата:

Предмет: биология

Урок № 5

Класс: 10

Тема урока: Белки. Состав и строение белков. Биологические функции белков.

Цель урока: создать условия для изучения строения, свойств и функции белков.


Планируемые результаты:

Личностные:

создать условия для развития познавательного интереса к предмету;

воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в паре.

Метапредметные:

развивать у учащихся умения и навыки индивидуальной и групповой работы,

формировать интеллектуальные умения – анализировать, сравнивать, делать выводы;

Предметные:

продолжить расширение и углубление знаний учащихся о важнейших органических веществах клетки на основе изучения строения и функции белков;

сформировать понятия «белки или протеины», «аминокислоты», «денатурация»;

показать важнейшую роль белков в органическом мире;


Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала, с использованием информационно-коммуникативной технологии, посредством презентации.


Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.


Форма работы: самостоятельная индивидуальная и работа в парах.


Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийная презентация по теме урока, учебный материал с познавательными задачами


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

(2 мин.)

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке.

Задачи: создать положительный эмоционально-психологический настрой на урок; помочь учащимся включиться в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.

Взаимное приветствие учителя и учащихся.

Определение отсутствующих.

Проверка подготовленности учащихся к уроку.

Организация внимания.


Настрой на урок.

2. Проверка полученных знаний по теме “Углеводы. Липиды

(5 мин.)

Цель: организовать самоконтроль и взаимоконтроль.

Задачи: проверка качества усвоения предыдущей темы “Углеводы. Липиды”.

установить правильность и сознательность выполнения домашнего задания всем классом,

устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях

Для начала, давайте вспомним – какие органические вещества мы изучили на предыдущих уроках?
(углеводы, липиды).
Выполнение теста, (3 минуты)
По окончании взаимопроверка теста .

Проверка заданий по ключу (правильные ответы представлены на экране). Оцените свою работу, выставите баллы в оценочный лист.

Учащиеся отвечают на вопросы теста, выбирают верные ответы.

Взаимопроверка.

Проверка теста по ключу (слайд №2)


3. Подготовка к восприятию новых знаний

(2 мин.)

Цель: способствовать созданию проблемной ситуации для постановки учебной цели

Задачи: организовать и направить на познавательную деятельность учащихся

Словесно-наглядный метод


Актуализация знаний

Вопросы к классу:

Как Вы понимаете слова Ф. Энгельса: “Повсюду, где мы встречаем жизнь, она связана с каким-либо белковым телом, и повсюду, где мы встречаем какое-либо белковое тело, не находящееся в процессе разложения, мы без исключения встречаем и явление жизни”?

О каких веществах мы будем говорить?
(о белках)

Что бы Вы хотели узнать о белках? Какие цели мы ставим перед собой?
Запиши тему в тетрадь
(Строение и функции белков)

Ученики высказывают предположение о том, что в органические вещества, к которым относится белок, являются основой живых существ










Ученики формулируют тему и задачи на урок.

4. Изучение нового учебного материала

(23 мин.)

Цель: способствовать созданию условий для эффективной работы на уроке

Организовать деятельность учащихся по изучению строения и функций белка


Строение   белков.

Работа с текстом в учебнике.

Работа с рисунком 13,

Что такое реакция.
Две аминокислоты, соединившись, образуют дипептид, три – трипептид.  Продолжите ряд, (4 - тетрапепсид, 5 - пентапептид, 6 - гекса…, а много - полипептид). Если вам в тексте учебника попадутся термины «полипептид», «полипептидная молекула», то вы уже будете знать, что речь идет о молекуле белка.информация учителя.

Белковые молекулы могут быть короткими и длинными, например:

Инсулин - гормон поджелудочной железы, состоит из двух цепей: в одной 21, а в другой 30 аминокислотных остатков.

Миоглобин — белок, мышечной ткани, состоит из 153 аминокислот.

Коллаген- состоит из трех полипептидных цепей, каждая из которых содержит около 1000 аминокислотных остатков. 

Помогите мне сформулировать определение понятия «белок».

Белок – это  

 - низкомолекулярное соединение или высокомолекулярное? (высокомолекулярное)

 - можем мы назвать ее биополимером? (да)

 - аргументируйте свою мысль (биополимеры – это крупные органические молекулы, состоящие из мономеров)

 - что является мономером белковой молекулы? (аминокислоты)

 - сколько видов аминокислот может входить в состав белковой молекулы? (20)

Используя презентацию на вашем ноутбуке, составьте таблицу «Уровни организации белковой молекулы»
- Скажите пожалуйста,
1. Почему врачи рекомендуют «сбивать» температуру больного, если она превышает 38 °С? (Из-за возможной тепловой денатурации белков).

2. Почему из сваренного яйца никогда не появится цыпленок? (Белки яйца необратимо теряют структуру из-за тепловой денатурации).
Чтобы ответить на эти вопросы – ознакомьтесь с выданным текстом и ответьте на вопросы.

Денатурация — это утрата белковой молекулой своей структурной организации: четвертичной, третичной, вторичной, а при более жестких условиях — и первичной структуры (рис. 19). В результате денатурации белок теряет способность выполнять свою функцию. Причинами денатурации могут быть высокая температура, ультрафиолетовое излучение, действие сильных кислот и щелочей, тяжелых металлов и органических растворителей.

Денатурация может быть обратимой и необратимой, частичной и полной. Иногда, если воздействие денатурирующих факторов оказалось не слишком сильным и разрушение первичной структуры молекулы не произошло, при наступлении благоприятных условий денатурированный белок может вновь восстановить свою трехмерную форму. Этот процесс называется ренатурацией, и он убедительно доказывает зависимость третичной структуры белка от последовательности аминокислотных остатков, т. е. от его первичной структуры.

Вопросы к тексту:

Что называется денатурацией? (утрата белковой молекулой своей структурной организации)

Что может явиться причиной денатурации? (высокая температура, ультрафиолетовое излучение, действие сильных кислот и щелочей)

В каком случае возможно восстановление структуры белковой молекулы? (если не произошло разрушение первичной структуры белка)

Как называется этот процесс? (ренатурация)

 Какая структура белковой молекулы обеспечивает свойства белка и ее пространственную конфигурацию? (первичная)

Сверка ответов с эталоном.

А сейчас давайте узнаем, какие функции выполняет белок в клетке.
Сейчас мы посмотрим видеофрагмент, а после этого назовите какие именно функции выполняют белки.
(просмотр видеофрагмента, ответы на вопросы)

Учащиеся работают с познавательными задачами (текст задач в приложении №2).

Схема работы учащихся:

Знакомство с познавательной задачей.

Чтение текста.

Ответ на вопросы.

Оформление необходимых записей.

Оформление вывода на основе познавательной задачи.

Подготовка к обсуждению.


Ученики по ходу работы заполняют, ( слайд №9)

а затем проверяют заполненную таблицу “Структура белка”.

( слайд №15)



Учащиеся по слайдам изучают функции белков. ( слайд №16)



Физминутка

(2 мин).


Выполняют упражнения для отдыха.

5. Первичное закрепление учебного материала

(4 мин).

Цель этапа: установить степень усвоения нового материала; помочь учащимся в систематизации новых знаний.

Выполнение теста (2 минуты).
Зафиксируйте набранное количество баллов.


Учащиеся отвечают на вопросы теста. ( слайд №17, приложение №3)


6. Рефлексия

(5 мин.)

Цель: способствовать реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, реализации ситуации успешности.

Метод: формирование ефлексивности.

-Подведем итоги сегодняшнего урока.

-Какие вопросы вызвали затруднения?

-





Ученики отвечают, подводят итог, отмечают тех, кто активно участвовал в работе на уроке.

Результаты работы заносятся в ведомость самооценки.


7. Задание на дом (дифференцированно)

(2 мин.)

( слайд №18) Предлагаю:

изучить материал по § 11;

ответить на вопросы в конце § 11;

Подготовить сообщение на тему : «Ферменты» (по желанию)

Записывают домашнее задание, задают вопросы по мере необходимости.



Лист самооценки.


Содержание работы

Оценка взаимо

проверки

Оценка учителя

Итог

«Биологический диктант»




Решение познавательной задачи




Устное тестирование






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!