СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока биологии 7 класс "Внешнее строение птиц"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ориентирован на реализацию образовательных стандартов среднего общего образования по биологии. Он нацелен на формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции на основе развития универсальных учебных действий:

  • критическое мышление;

  • технологическая и информационная грамотность;

  • навыки сотрудничества.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии 7 класс "Внешнее строение птиц"»

Урок биологии. Тема: «Общая характеристика и внешнее строение птиц».

Класс: 7

Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода).



Технологическая карта изучения темы.

Урок ориентирован на реализацию образовательных стандартов среднего общего образования по биологии. Он нацелен на формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции на основе развития универсальных учебных действий:

  • критическое мышление;

  • технологическая и информационная грамотность;

  • навыки сотрудничества.

Цели: Сформировать знания об особенностях строения класса птиц связанных с полётом.

  • Образовательная: дать общую характеристику птиц; познакомиться с происхождением птиц; рассмотреть внешнее строение птиц; раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.

  • Развивающая: продолжить формирование умений выделять главное, сравнивать изученных животных между собой, работать с натуральным объектом, с дополнительными источниками информации; обобщать, делать выводы, анализировать, синтезировать, классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей.

  • Воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученного задания; воспитывать терпимость к взглядам других людей; пробудить интерес к самостоятельному решению задач; воспитывать бережное отношение к природе, к птицам.

.


Планируемый результат обучения (формирование УУД):

Познавательные УУД: приобретение навыка устной речи, навыка чтения;

Коммуникативные УУД: умение формулировать свои мысли, понимать собеседника;

РегулятивныеУУД: приобретение навыка работы по плану.

Личностные УУД: умение формулировать оценочные суждения на основе анализа устных выступлений.

Межпредметные связи: биология-литература








Ход урока

Этап / подэтап учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Начало урока:

1) Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Приготовьте ваши учебные принадлежности. Начинаем урок.

Приветствуют учителя


Коммуникативные УУД

2) Мотивационная актуализация

Работа в парах – решение кроссворда



Разработка плана урока

Я предлагаю начать наш урок решением кроссворда по пройденному материалу – класс Пресмыкающиеся. Работать вы будете в парах. На решение кроссворда у вас будет 4 минуты. Время пошло.

Время истекло. Предлагаю сравнить ваши ответы с предложенными на доске. Какое контрольное слово у вас получилось? (птица).

Верно. В этносах различных народов мира часто встречаются птицы. Человек наделяет их различными волшебными качествами. Например: Птица счастья. Птица удачи. Знаете ли вы подобные сравнения? Сказки и легенды о птицах? (учащиеся отвечают)

Вашему вниманию я предлагаю послушать легенду об Икаре.

Чтобы спастись с острова Крит от раздражённого Миноса, мастер Дедал сделал для себя и сына крылья, скреплённые воском.

- Спокойно и ровно взмахивай руками, не спускайся слишком низко к волнам, чтобы не смочить крылья, и не поднимайся высоко, чтобы лучи солнца не опалили тебя. Лети за мной следом. - Так говорил он Икару, своему сыну.

И вот уже далеко остался позади скалистый остров, и широко раскинулось под ними море. Осторожно летел Дедал, держась ближе к поверхности моря и боязливо оглядывался на сына.

А Икару по душе был вольный полёт. Всё быстрее рассекал он крыльями воздух, и ему захотелось подняться высоко-высоко, выше ласточек, выше самого жаворонка, который поёт, глядя прямо в лицо солнцу. И в ту минуту, когда отец не глядел на него, Икар поднялся высоко вверх, к самому солнцу.

Под жаркими лучами растаял воск, скреплявший крылья, перья распались и разлетелись вокруг. Напрасно взмахивал Икар руками, - уже ничто больше не удерживало его в высоте. Он стремительно падал, упал и исчез в глубине моря.

В отчаянии опустился Дедал на первый встретившийся ему остров, сломал свои крылья и проклял своё искусство, погубившее его сына.

Но люди запомнили этот первый полёт, и с тех пор в их душах жила мечта о покорении воздуха, о просторных небесных дорогах.

Вопросы:

Каким навыком мечтал и так инее сумел овладеть Икар? (Полетом)

Почему ему это не удалось?

Какими приспособлениями к полету обладают птицы?

Учитель: Что мы уже знаем о птицах? Что нам предстоит узнать?

(рисует на доске схему «Скелет рыбы», голова – «Птицы», хвост – «приспособления к полету». Сверху дети вписывают что им уже известно о птицах, а снизу – что предстоит узнать, или что узнают в процессе урока)

Учитель: Я предлагаю сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. (Записывает на доске.) А теперь давайте определимся с целью и задачами нашего урока.

Дети работают над кроссвордом в парах, контрольное слово в кроссворде «птица»











Дети слушают легенду, отвечают на вопросы.





























Дети формулируют тему, ставят цель урока

Регулятивные УУД

Систематизируют ранее изученное, применяют на практике





Познавательные УУД

Развитие эстетического вкуса, умение слушать и воспринимать информацию

















Регулятивные УУД

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;


Основная часть урока:




1) Работа в группах



















Подведение итогов

Составьте тезисный план ответа, и ответьте по нему.

Группа 1. Составить общую характеристику касса Птицы.

Группа 2. Описание внешнего вида птиц.

Группа 3. Перьевой покров, разновидности перьев.

Группа 4. Уход за перьевым покровом. Происхождение перьевого покрова, сходство с пресмыкающимися.

Группа 5. Изучение дополнительного материала. Представители класса Птицы.

Так каковы же приспособления птиц к полету? (обтекаемая форма тела, наличие перьевого покрова, передние конечности преобразованы в крылья, облегченный скелет головы и весь в целом, но об особенностях скелета птиц мы продолжим беседу на следующем уроке).

Какие перья играют основную роль в полете? (маховые и рулевые)

Работают с учебником и дополнительной литературой, выступают с результатами своей работы


Регулятивные и коммуникативные: характеризовать особенности внешнего строения птиц в связи с их приспособленностью к полёту, устанавливать черты сходства и различия покровов птиц и рептилий, изучать и описывать особенности внешнего строения птиц, объяснять строение и функции перьевого покрова тела птиц.

2) Закрепление

Работа по карточкам индивидуально с взаимопроверкой по эталону

Упражнение «Найди биологическую ошибку»

Птицы – беспозвоночные (позвоночные) животные, приспособившиеся к полету. У птиц интенсивный обмен веществ, поэтому они являются хладнокровными (теплокровными) животными. Компактное туловище птиц имеет трапецеобразную (яйцеобразную) форму. Это затрудняет (улучшает) обтекаемость тела воздушным потоком. На теле птиц основные перья – маховые (контурные). Перья птиц развиваются из тех же зачатков эпителия, что и у земноводных (рептилий).



Игра «Крестики-нолики» (если время останется)

Вопросы:

1. Единственная железа у птиц, которая находится у основания хвоста. (копчиковая железа)

2. Какую роль играют контурные перья на теле птиц? (защищают тело птицы и делают его более обтекаемым)

3. Из чего состоит контурное перо? (роговой стержень и мягкие упругие опахала)

4. Какие перья играют главную роль в полете? (маховые и рулевые)

5. Какова роль тонких волосовидных перьев, разбросанных по всему телу и лишенных бородок? (осязание)

6. Как птицы заботятся о своем оперении? (очищают, смазывают секретом копчиковой железы)

7. Каково значение интенсивного обмена веществ у птиц? (теплокровные)

8. Каково сходство птиц с пресмыкающимися? (развитие перьев из тех же зачатков эпителия, что и чешуи рептилий, роговые щитки на ногах птиц, роговые надклювья)

9. К чему привело исчезновение зубов у птиц? (облегчение скелета головы)

Учащиеся выполняют письменную работу,

осуществляют взаимопроверку на основе выполненных письменных работ


Регулятивные: самоконтроль, адекватная оценка своих знаний

Заключительная часть урока:




1) Информация о домашнем задании

Параграф 43, с. 195, основные понятия знать.

По желанию сообщения:

1. Птицы-рекордсмены

2. Птицы Красной книги Приморского края

3. Птицы побережья Японского моря

Записывают Д/З в дневник


2) Рефлексия

(подведение итогов урока)

Подводит итоги урока

Выставление оценок.

Что нового сегодня вы узнали? Что вызвало затруднения?

Ребята, удалось ли нам ответить на поставленные в начале урока цель и задачи? Достаточно ли мы знаем о птицах? Что еще предстоит нам узнать?


Сообщают, что нового они узнали на уроке и что им понравилось


Личностные и коммуникативные:оценка полученных знаний, анализ проделеланной работы, умение высказывать свои мысли



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!