Конспект урока биологии 8 класс
Тема: Сравнительная характеристика пресмыкающихся и земноводных
Цель урока: закрепить и систематизировать знания обучающихся об общих признаках пресмыкающихся и земноводных;
Задачи:
- Образовательные: закрепить и систематизировать знания обучающихся об особенностях внешнего строения и приспособления к среде обитания пресмыкающихся и земноводных (на примере лягушки и ящерицы);
сформировать представление о приспособлении крокодила и черепахи к среде обитания;
- Коррекционные: коррекция и развитие памяти, логического мышления посредством аналитико – синтетической деятельности;
- Развивающие: расширение кругозора; формировать мотивацию к изучению предмета;
- Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе;
Наглядность: таблицы, карточки - задания
Ход урока:
-
Организационный момент
-
Психологический настрой
3. Актуализация знаний
-Каких животных относят к пресмыкающимся?
-Где живут пресмыкающиеся?
-Как передвигаются пресмыкающиеся ?
-Где зимуют пресмыкающиеся?
- Пресмыкающиеся - позвоночные животные. Что это значит?
2).Индивидуальная работа по таблице
Задание: рассказать об особенностях внешнего строения и передвижения змеи и черепахи
4.Основная часть
1).Сообщение темы и цели урока
Тема урока: Сравнительная характеристика пресмыкающихся и земноводных.
Согласно теме урока будем работать по плану:
-
Внешнее строение животного
-
Среда обитания
-
Способ передвижения
-
Питание
-
Размножение
-
Значение в природе и в жизни человека
2)Этап обобщения и систематизации знаний
1).Работа по таблице «Земноводные и пресмыкающиеся» на примере ящерицы и лягушки
Каких животных называют земноводными? Приведите примеры земноводных
- Каких животных называют пресмыкающимися? Приведите примеры
- Из каких частей состоит тело лягушки (ящерицы)?
- Чем покрыто тело животных?
Как передвигаются земноводные (лягушки)?
- Как передвигаются пресмыкающиеся?
Вывод. Пресмыкающиеся – позвоночные животные. Их тело приподнято над землей. Но при передвижении оно соприкасается с ней. Змеи вообще волочат свое тело по земле. По бокам две пары ног. У змей ног нет. Голова соединяется с туловищем при помощи короткой шеи. На голове – глаза, рот, ноздри. Во рту раздвоенный язык – это орган осязания. Кожа сухая, покрыта роговой чешуей. Несмотря на то что пресмыкающиеся могут пользоваться весьма разнообразными способами передвижения: бегают, лазают, прыгают, плавают, некоторые даже как бы летают, — они вполне заслуживают своё название, так как даже их ходьба и бегание в точном смысле есть не что иное, как пресмыкание.
Земноводные это животные, которые могут обитать и на суше и в воде. У них мокрая, влажная кожа. В воде плавают, на суше прыгают.
Физминутка
2) Работа по учебнику
Размножение земноводных (стр. 77 -78). Найти ответы на вопросы
- где размножаются лягушки?
- Чем питаются и дышат головастики? – Как происходит превращение головастика в лягушку?
Размножение пресмыкающихся (с.87 – 88). Найти ответы на вопросы
- Где размножаются пресмыкающиеся?
- Где откладывают яйца прыткая ящерица и обыкновенный уж?
- Каковы особенности размножения гадюки?
Вывод: земноводные (лягушки) откладывают икринки в воду, самцы оплодотворяют семенной жидкостью. Икринки – личинки лягушки (головастики), лягушонок.
В отличие от земноводных пресмыкающиеся размножаются на суше.
Самки откладывают яйца (яйца покрыты или плотной кожистой оболочкой или скорлупой, как у крокодила и черепах). Это первые настоящие наземные позвоночные, характеризующиеся тем, что размножаются на суше яйцами, дышат только лёгкими
3)Индивидуальная работа по карточкам.
Задание: рассмотрите таблицу и назовите животных, которые относятся к земноводным.
4). Работа в тетради
Пользуясь учебником записать в тетради, какое значение имеют пресмыкающиеся и земноводные в природе и в жизни человека
5) Рубрика «А, знаете ли вы, что…
Сообщение обучающихся о хамелеоне и жабе
5. Закрепление
1).Беседа по таблице
Сравните внешний вид лягушки и ящерицы
- Продолжите: Пресмыкающиеся – это животные, которые..
Земноводные – это животные, которые..
2).Индивидуальная работа
-а) Рассмотрите таблицу и скажите, кто относится к пресмыкающимся.
Опишите внешний вид ящерицы. Чем питаются, как охотятся за добычей. Что помогает пресмыкающимся быть незаметными для обитателей природы.
6. Итог урока
6. Домашнее задание: задание в тетради 7. Оценки
3