СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока биологии "Характеристика сообществ луга, болота, поля,сада".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока биологии "Характеристика сообществ луга, болота, поля,сада".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии "Характеристика сообществ луга, болота, поля,сада".»

Тема: Характеристика сообществ луга, болота, поля,сада

Цель: углубить знания о природном сообществе (луга, болота, поля,сада), его основных компонентах. Затронуть экологические и нравственные проблемы охраны окружающей среды. Показать, что защита природы, природных сообществ - это дело каждого.

Задачи:

  1. Образовательные :

- продолжить формирование представлений об иерархической организации живой природы;

- сформировать понятие «природное сообщество», раскрыть особенности взаимоотношений организмов, составляющих природное сообщество;

- показать, что популяции разных видов составляют сообщество;

- познакомить с видовой и пространственной структурой сообщества.

Развивающие: - формировать умение сравнивать, описывать, давать характеристику. Развивать умение работать с учебником, обобщать полученные знания, делать самостоятельные выводы.

  1. Воспитательные: - воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

  2. Формировать навыки коммуникативного общения.


Планируемые результаты:

Роль растений в природе и для человека,

Наблюдать изменения в растительном сообществе данной местности, находить пути решения проблем Работать с учебником (текстами, иллюстрациями). Находить дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Осознание значения образования для повседневной жизни и рационального использования природного материала. Понимание важности ответственного  отношения к охране окружающей среды.

Умение слышать и слушать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего.

Аргументировано отстаивать свою точку зрения


Тип урока: изучение нового материала, урок-практикум.

Методы и методические приёмы:

Рассказ, беседа, работа с учебником, частично поисковый метод, объяснительно - иллюстративный метод, игра, репродуктивный метод.

Основные термины и понятия: природное сообщество, доминирующие виды, ярусность.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Взаимное приветствие, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих.

  1. Актуализация опорных знаний.

  2. Проверка Д/З

- Что такое видовая структура сообщества?

- Каковы общие признаки искусственные сообщества?

- Что такое доминантные виды сообщества? (эдификаторы- доминантные виды составляют основу сообщества, определяют его облик)

- Что такое сопутствующие растения?

4. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач.

Тема нашего урока «Природное сообщество луга, болота, поля,сада». Итак, ребята, мы знаем, что в природе растения не живут поодиночке, т.е. обособленно или изолировано от других, а живут совместно с другими растениями.

  • Как вы думаете, взаимодействуют ли между собой растения, обитающие совместно?

  • Но, если они взаимодействуют между собой, то могут ли они оказывать влияние друг на друга. Если да, то, какое?

  • Исходя из этого, какой можно сделать вывод?

Вывод: растения, произрастающие на одной территории, взаимодействуют между собой и оказывают влияние друг на друга и на среду обитания →

Такие группы растений называются растительными сообществами или фитоценозом.

Записать в тетрадь определение.

А только лишь популяции растений могут взаимодействовать между собой? А популяции других живых организмов? И могут ли популяции разных видов образовывать сообщество? И как будет называться сообщество, в котором взаимодействуют разные виды живых организмов?

- Поставьте перед собой цель и задачи нашего урока, исходя из названия темы.



5.Изучение нового материала.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДНОГО СООБЩЕСТВА.

Как вам известно, различные виды растений распространены не равномерно, а в зависимости от местных условий, образуя естественные группировки, или растительные сообщества.

Часто думают, что дикие животные свободны в выборе своего местообитания, могут жить где хотят и как хотят. Однако это не так. Если мы посмотрим, каков состав животного населения в любом растительном сообществе, то мы увидим не случайный набор, а определенный комплекс видов животных, свойственных именно данному растительному сообществу. Таким образом, можно говорить уже о природном сообществе растений и животных. Но эти растения и животные связаны, в свою очередь, с микроорганизмами.

Природное сообщество - совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга и на окружающую среду.

ВИДОВАЯ СТРУКТУРА СООБЩЕСТВА.

Одним из важнейших показателей сообщества является видовая структура.
Виды, входящие в состав сообщества, неодинаковы по численности. Главными лимитирующими факторами являются температура, влажность и недостаток пищевых ресурсов. Поэтому биоценозы (сообщества) экосистем высоких широт, пустынь и высокогорий наиболее бедны видами. Здесь могут выжить организмы, жизненные формы которых приспособлены к таким условиям. Богатые видами биоценозы - тропические леса, с разнообразным животным миром и где трудно найти даже два рядом стоящих дерева одного вида.



  • Давайте попробуем вспомнить примеры растительных сообществ - лес, болото, степь, кустарник.

Наибольшую роль играют виды, численность которых преобладает. Их называют доминирующими. Доминантные виды составляют основу сообщества, определяют его облик. По господствующим видам растений называют природные сообщества. Например: дубрава осоковая.

Отдельные доминирующие виды растений создают условия жизни в сообществе, т.е. играют средообразующую роль.

Кроме основных видов растительности - эдификаторов, доминатов, есть ещё и сопутствующие растения в каждом растительном обществе, чтобы лучше запомнить эти растения, мы сейчас с вами поработаем в парке растительные сообщества леса.

Сопутствующие виды растений

Луг

Болото

Луг Злаки и бобовые, костёр, пырей, тимофеевка, клевер

Клевер, люцерна , чина луговая, донники, горец змеиный, василёк. тысячелистник

Болото Осока, рогоз, тростник, таволга Сабельник болотный, гравилат,



  • Продолжаем работу. Кроме растений, обитающих на конкретной территории, там же обитают ещё и организмы, грибы, животные. Вопрос: как вы думаете, связаны ли животные и растения между собой, встречаясь в одном сообществе. (пища, защита, маскировка и т.д.)

Т.о. мы подошли к следующему понятию - биоценозу.

Пример: донская степь: растение - эдификатор - полынь, сопутствующие растения, животные, неживая природа - почва, влага, атмосфера - всё это образует экосистему или биогеоциноз.



ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА СООБЩЕСТВА

Совместное существование разных видов и жизненных форм в сообществе приводит к их пространственному обособлению. Это выражается в горизонтальном и вертикальном расчленении фитоценоза на отдельные элементы, каждый из которых играет свою роль в накоплении и преобразовании вещества и энергии. Это обособление характеризует пространственную структуру сообщества.

Вертикальное расслоение сообщества - ярусность.

По вертикали растительное сообщество разделяется на ярусы, в которых располагаются надземные или подземные части растений определенных жизненных форм.

Особенно чётко ярусность выражена в лесных фитоценозах, где насчитывается обычно 5-6 ярусов: древесные ярусы (высоких и низких деревьев), кустарниковый (подлесок), травяно-кустарничковый, моховой (или лишайниковый), подстилка (опад листвы).


Малоярусные сообщества (луг, степь, болото) имеют по два-три яруса.

Ярусное строение фитоценоза даёт растениям возможность более полно использовать ресурсы среды, прежде всего свет, тепло и влагу. Растения разных ярусов живут в разных условиях, что уменьшает конкуренцию и способствует увеличению видового разнообразия. Чем благоприятнее условия местообитания, тем сложнее ярусность.

Животное население сообщества, «привязанное» к растениям, также распределено по ярусам. Горизонтальное расслоение сообщества - мозаичность

По горизонтали сообщество также расчленяется на отдельные элементы - микрогруппировки, расположение которых отражает неоднородность условий жизни. Особенно хорошо это видно в структуре наземного (напочвенного) покрова - в наличии «мозаики» из различных микрогруппировок.



Пространственная структура сообщества является показателем разнообразия условий жизни организмов, богатства и полноты использования ими ресурсов среды. В определённой мере они характеризуют также устойчивость сообществ, т.е. их способность противостоять внешним воздействиям.

6. Закреплние изученного материала.

Задание 1

1. Рассмотрите природное сообщество.

Назовите доминирующий вид и виды, составляющие резерв сообщества. Спрогнозируйте будущее

7. Подведение итогов.

Выставление и комментирование оценок.данного сообщества при исчезновении доминирующего вида.

8. Домашнее задание.

Читать параграф

Задание 2. Подпишите фотографии природных сообществ (ельник-зеленомошник, сосняк-черничник, березняк)

Задание 3. Подпишите на рисунке, основные яруса природного сообщества







7. Рефлексия.

сегодня я узнал…

* было интересно…

* было трудно…

* я выполнял задания…

* я понял, что…

* теперь я могу…

* я почувствовал, что…

* я приобрел…

* я научился…

* у меня получилось …

* я смог…

* я попробую…

* меня удивило…

* урок дал мне для жизни…

* мне захотелось…

8. Домашнее задание.

  1. Читать параграф 3, стр.12-13. Составьте кроссворд «Природное сообщество», выбрав одно из сообществ: луг, поле, болото, река.





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ ТАБЛИЦЫ

Хвойные леса, образованные елью, пихтой, сосной сибирской называют тёмнохвойными, а леса из лиственницы или сосны обыкновенной - светлохвойными.

Деревья светлохвойного леса (сосновые и лиственничные) имеют ажурную крону, которая пропускает довольно много света. В таких лесах растут светолюбивые кустарники, кустарнички и травы. Важно, что сосновые леса связаны с малоплодородными, песчаными или каменистыми почвами. Здесь ограничивающим развитие растений фактором становится почвенная влага: конкуренция с мощными корневыми системами сосны оказывается столь острой, что почва бывает покрытой лишь кустистыми лишайниками, которые довольствуются влагой тумана и росы. В таких лишайниковых сосняках «беломошниках» растёт мало цветковых растений, которые способны переносить недостаток воды в отдельные периоды года. У ястребинки волосистой, кошачьей лапки двудомной, прострела раскрытого - опушенные побеги. У кустарничка зимолюбки зонтичной - листья кожистые, покрытые толстой малопроницаемой для воды, маслянистой кутикулой.

В темнохвойных лесах ограничивающим фактором становится количество света, так как остальные условия вполне благоприятны: относительно плодородные почвы, достаточная увлажнённость. Здесь произрастают теневыносливые и теневые растения: черника, майник двулистный, кислица обыкновенная, грушанка. Эти же растения, а также вероника лекарственная, зимолюбка зонтичная, линнея северная могут встречаться в сосновых лесах при условии достаточного количества влаги.



Лиственные - мелколиственные и широколиственные леса также различаются между собой, прежде всего - древесными породами. Широколиственные древесные виды (дуб, бук, граб) отличаются от мелколиственных (берёза, ольха) не только размерами листьев, но и продолжительностью жизни. Они образуют длительно сохраняющиеся леса (иногда с ледникового периода) с характерным набором сопутствующих видов. Из древесных видов, кроме лесообразующих, здесь встречаются дикая груша и яблоня, рябина, тёрн, вяз, клён. Из кустарников - бересклет бородавчатый, лещина, жимолость и крушина.

В этих лесах обычны эфемероиды - травянистые многолетние растения, у которых развитие надземных побегов, цветение и образование семян заканчиваются за короткий весенний период, пока деревья ещё не распустили листву и в лесу много света. Это ветреница, хохлатка, гусиный лук, пролеска, чистяк.

Летом в лиственных, особенно широколиственных лесах, создаётся сильное затенение. Здесь много травянистых растений с широкими, горизонтально расположенными листьями: сныть обыкновенная, зеленчук жёлтый, ландыш майский









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!