СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока биологии в 7 классе по теме «Членистоногие Крыма. П/р № 4 Определение представителей разных классов типа Членистоногие».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии в 7 классе по теме «Членистоногие Крыма. П/р № 4 Определение представителей разных классов типа Членистоногие».»

Разработка конспекта урока биологии в 7 классе по ФГОС

по учебнику «Биология. Разнообразие живых организмов «Пасечник.В.В. и др. «Линия жизни» 2022 г.

по теме «Членистоногие Крыма. П/р № 4 Определение представителей разных классов типа Членистоногие».



Разработала Барановская Татьяна Викторовна

учитель биологии, МБОУ «Нивовская школа»

Раздольненского района, Республики Крым, 09.04.2023г.



Тема:  Членистоногие Крыма. П/р № 4 Определение представителей разных классов типа Членистоногие.

Цели:

- Обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии членистоногих, их строении, особенностях жизнедеятельности, их значении в природе и жизни человека;

- Развивать умения обобщать, логически мыслить, сравнивать, делать выводы, развивать познавательный интерес у учащихся;

- Воспитывать бережное отношение к природе; осуществлять экологическое образование и воспитание, формировать культуру общения во время групповой работы.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

Выявлять характерные признаки классов типа Членистоногие, черты более высокой организации по сравнению с кольчатыми червями.

Определять представителей классов Ракообразные, Паукообразные и Насекомые на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Устанавливать взаимосвязь строения членистоногих с условиями среды его обитания.

Описывать роль членистоногих в водных экосистемах и жизни человека.

Личностные:

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем, со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в природе;

Формирование бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

Метапредметные:

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
 

Оборудование: таблицы, дидактический материал, карточки, («Членистоногие Крыма»)

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний


Ход урока

I.Организационный этап.

Мотивация учебной деятельности

Эпиграфами к сегодняшнему уроку я взяла следующие слова:

«Cкажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь» (Народная мудрость)

«Недостаточно лишь получать знания; надо найти им применение. Недостаточно только желать, надо творить» (И.В Гете)

Как вы думаете, почему?

Кто же станет объектом вашего творчества? Вы должны отгадать. Я прочту загадку, а вы в конце хором скажете ответ.

«У всех животных этих, скажу без промедления,

Конечности имеют членистое строение,

На несколько отделов разделено их тело,

Отделы – на сегменты, сегменты – тоже тело.

Скелет у них наружный – хитиновый покров,

Он защитить способен от всяческих врагов.

Всё это признаки животных многих,

Относящихся к типу _______________ .»

II Обобщение ( отгадайте загадки)

1). Висит сито, не руками свито (паутина)

2). Кто в лесу без топоров строит избу без углов? (муравьи)

3). Что случается с пчелой после того как она ужалит? (погибает)

4). Летит как птица, рычит как бык? (жук)

5). Лесной богатырь таскает тяжелее себя? (муравей)

6. Кто над нами вверх ногами? (муха)

7). Сама крошка, а зла полмешка (оса).

8). Сат с напёрсток одет в шубу боярина? (шмель)


Какая существует связь между урожаем семян клевера и шмелями?

Из всего многообразия видов насекомых человек одомашнил только три: медоносную пчелу, тутового шелкопряда, китайского дубового шелкопряда.

Почему были одомашнены эти насекомые, а не муравьи или бабочки-капустницы?


Членистоногие Крыма


Каракурт

или иначе черная вдова. Название за ним закрепилось из-за его окраски и пристрастий в еде: после свадьбы самка съедает жениха живьем.

Относительно небольшой паук (самка до 2 см, самец до 7 мм) часто черного цвета с характерными красными пятнами на брюшке. Взрослые самки имеют сплошную черную окраску.

Распространен в степных районах, но в последние годы стал встречаться и на южном берегу.

Для устройства гнезда занимает норы других пауков, грызунов, вентиляционные и дренажные отверстия.

Питается кузнечиками, саранчой и другими насекомыми.

Опасен для человека. Причем только самка, потому что самец, из-за своих размеров, не способен прокусить кожу.

Сам не нападает, но будучи потревоженным, яро защищает свою территорию.

Укус очень болезненный и первые симптомы появляются практически сразу. Резкая боль, покраснение места укуса, позже боль распространяется по всему телу, появляется одышка, учащается пульс. В тяжелых случаях, если не оказать пострадавшему квалифицированную помощь, наступает отек легких и летальный исход.

Слепень

Эти назойливые насекомые населяют территории вблизи воды, а также места, где выпасается домашний скот.

Они как привязанные кружатся над человеком и садятся настолько незаметно, что узнаешь об этом только при укусе. Как и у комаров, кусаются только самки.

Укус слепня довольно болезненный, а само место укуса может долго кровоточить и плохо заживать (в его слюне содержатся вещества препятствующие свертыванию крови).

Также могут быть переносчиками опасных заболеваний.

ШЕРШЕНЬ


Клещ


Иксодовый клещ

При относительно малых размерах (2-4 мм), обладают повышенным аппетитом. Это связано с тем, что в большинстве случаев за свою жизнь клещ питается всего два раза: первый раз, в стадии личинки, а второй, в стадии половозрелой самки.

Обитают в лесной подстилке, траве, кустах, деревьях, хорошо прогреваемых, но не засушливых местах.

Активность клеща припадает на период с мая по август: в самый пик походного сезона.

По природе клещ довольно медлительный, но цепкий. Если ему удалось закрепиться на своей жертве, то извлечь его полностью бывает сложно. Это связано с тем, что челюсти клеща имеют форму зазубренного гарпуна.

Присосавшаяся самка клеща может увеличиться в объеме в 100-200 раз, представьте, сколько крови может выпить десяток таких тварей.

Но главная их опасность совсем не в количестве выпиваемой крови, а в распространении опасного вируса – энцефалита, который вместе со слюной попадает в кровь жертвы.

Сколопендра

Сколопендра

Симпатичная такая (для тех, кто не боится насекомых) пухленькая хитиновая многоножка. Сами сколопендры к людям обычно не пристают.

Мухоловка


Не путайте Сколопендру с мухоловкой , абсолютно безвредной тварью . даже полезной ... Которая встречается в каждом доме и не может повредить даже младенцу .


Сольпуга

Сольпуга

Она же фаланга. Это такой не совсем паук, очень похожий при этом на паука. Отличаются некоторой пушистостью и прожорливостью, являются хищниками. Любят теплый и сухой климат, в жару прячутся в норках, которые сами же и вырывают. Если копать лень, используют норы грызунов, чтобы переждать жару. Яд они самостоятельно не вырабатывают, но в силу своей прожорливости и всеядности часто "припасают" на челюсти остатки предыдущих пиршеств, кусочки различных насекомых, которые успевают подгнить и стать токсичными. Маленькая сольпуга при всем желании вряд ли сможет прокусить кожу, зато крупная - вполне себе в состоянии, и это довольно обидно и болезненно. 

Крымский тарантул

Встречается тарантул в степной части Крыма, охотится ночью, днём предпочитает отсиживаться в норках. Сам не нападает, предпочитает не тратить силы, но если на него, опять же, наступить, сесть, или раздразнить, когда он сидит в норке - укусит обязательно, просто из вредности. Не смертельно, но приятного тоже мало, особенно если вы аллергик. 

Скорпион Крымский

Ночной хищник. Питается насекомыми. Иногда довольно крупными для своего размера: саранча, богомолы, и т.д. Из-за того что ведет обособленный образ жизни, не брезгует перекусить сородичами.

Для человека укол не смертельный, но очень болезненный, вызывающий общее отравление организма.

Опасным органом скорпиона является расположенный на конце его хвоста сегмент, оканчивающийся иглой с ядовитыми железами.

Имеет два вида яда (содержащихся в разных капсулах). Первый предназначен для того чтобы парализовать добычу, второй, более токсичный, – для защиты от врагов.

Удивительное рядом



Жужелица крымская


Этот представитель рода жужелиц является большим хищным жуком. Принадлежит он к жесткокрылым насекомым. Обитает насекомое только в пределах территории полуострова.


Жужелица крымская


Длина тела средней взрослой особи крымской жужелицы достигает 5,2 сантиметра. Цвет, в который бывает окрашена жужелица, проживающая в Крыму, варьируется от синего до черного. При этом могут встречаться жужелицы фиолетового и зеленого оттенков.


Богомол

Богомол - крупное насекомое, передние лапки которого всегда подняты, словно человеческие руки, когда он возносит их в молитве к небу. Этот странный, презабавный для наблюдения хищник ростом до пяти сантиметров подолгу сидит, затаясь в листьях, и подстерегает мелких насекомых. Выследив добычу, богомол хватает ее когтистыми «руками» (так вот для чего они были приподняты!) и, по выражению немецкого зоолога А. Брэма, «спокойно начинает пожирать». Бывает, что свирепые и отважные богомолы дерутся с воробьями. На Карадаге обитают пять видов богомолов. Считается, что человек, на которого случайно сядет богомол, до конца жизни будет счастливым.

Богомол

Жук - олень

Самый крупный из крымских жесткокрылых - красавец жук-олень. Длина его до 8 сантиметров, верхние челюсти напоминают рога. Жуки используют эти рога точно так же, как настоящие олени, - в брачный период, для турнирных боев.

Цикада


Цикаду  слышали все, кто приезжал в Крым летом. Жаркими днями, кажется, что этим беспрерывным звонким треском наполнен весь воздух. А вот увидеть цикаду сложно: она невелика, всего чуть больше мухи и прячется в листьях. Зато как «поют»! А «поют» самцы. Они извлекают эти звуки с помощью специальных органов на брюшке — «цимбал» с особыми резонаторами.


Грушевая павлиноглазка бабочка

Гусеница


С апреля по июнь можно встретить самую крупную ночную бабочку Крыма и всей Европы —  грушевую павлиноглазку  (размах крыльев до 15 сантиметров). В течение жизни она совершенно не ест, живет запасами, которые накопила, пока была прожорливой гусеницей. 

Бражник мертвая голова

В отличие от бабочек других семейств, у  бражников  длинные крылья и толстое заостренное брюшко. Не садясь на венчик, бражник зависает над цветком в вибрационном полете и, вытянув длинный тонкий хоботок, высасывает нектар даже из самых глубоких, недоступных другим насекомым цветков.

Бабочка голубая орденская лента


Голубая орденская лента - одна из самых крупных совок. Ее передние крылья светло-серые с голубым оттенком и черным опылением. Рисунок образуют светлые зубчатые поперечные линии, окаймленные черным. В средней части крыла выделяется белое пятно. Задние крылья черные, в средней части с широкой голубой полосой. По краю задние крылья в белом опушении. Тело бабочек покрыто прилегающими серыми волосками, а усики у них нитевидные.

Жук скарабей

Скарабей. Способен лепить из навоза шары и перекатывать их за десятки метров. Шар обычно служит пищей жуку и личинке. Для откладки яичка самка скарабея лепит шар, закапывает его и откладывает туда яичко. Молодой скарабей выходит на поверхность следующей весной.

  Скарабей. Способен лепить из навоза шары и перекатывать их за десятки метров. Шар обычно служит пищей жуку и личинке. Для откладки яичка самка скарабея лепит шар, закапывает его и откладывает туда яичко. Молодой скарабей выходит на поверхность следующей весной.

  Скарабей. Способен лепить из навоза шары и перекатывать их за десятки метров. Шар обычно служит пищей жуку и личинке. Для откладки яичка самка скарабея лепит шар, закапывает его и откладывает туда яичко. Молодой скарабей выходит на поверхность следующей весной.

Жук скарабей


Семафор (Да – нет)

У учащихся на столе двухцветные сигнальные карточки. Если утверждения верны, они поднимают зеленую карточку, если нет – красную.

1.В типе членистоногие 2 подтипа (нет).

2.У членистоногих покров выполняет функции скелета (да).

3.Время от времени членистоногие линяют (да)

4.У речного рака 1 пара сложных глаз (да)

5.У членистоногих ходильные ноги расположены на брюшке (нет)

6.Кровеносная система членистоногих замкнутая (нет)

7.Выделительная система рака – пара зеленых желез (да)

8.Все пауки строят ловчую сеть (нет)

9.В теле насекомых 3 отдела тела (да)

10.Насекомые дышат всей поверхностью тела (нет)

11.У паука на головогруди 4 пары ходильных ног (да)

12.Орган выделения насекомых – мальпигиевы сосуды (да)

13.В теле рака выделяют голову, грудь, брюшко (нет)

14.Пауки по способу питания – хищники (да)


3. Даны названия членистоногих животных. Распределите их по классам

Мокрица, дафния, сенокосец, майский жук, тутовый шелкпряд, таракан, чесоточный клещ, краб, скорпион, омар, божья коровка, паук-крестовик, тля.


4.Стихотворение (ученик читает)

Жужжат, пищат, стрекочут, везде вокруг снуют.

Все это насекомые, они и там, и тут.

Отрядов очень много, нам все не перечесть.

Но все-таки особенности основные есть:

У насекомых тело состоит из трёх отделов,

На голове два усика и сложные глаза,

Особенно большие имеет стрекоза.


А как же насекомые по свету расселились?

Да дело в том, что крылья у многих появились.

Они отходят от груди, внимательнее посмотри.

Три пары ног еще у них отходят от груди,

Так быстро бегают, к примеру, трудяги муравьи.

Огромное значение имеют насекомые:

Вредят и помогают, и служат человеку.

И что еще хотел бы сказать я в заключение –

У насекомых дыхание трахейное,

Развитие – с полным и неполным превращением.


Подведение итога урока


Практическая работа № 4 Определение представителей разных классов типа Членистоногие

Цель: научиться распознавать представителей классов Насекомые, Паукообразные, Ракообразные.

Материалы и оборудование: ручная лупа, карточки с рисунками Насекомых, Паукообразных, Ракообразных

Ход работы.

  1. Рассмотреть рисунки различных членистоногих животных

  2. Обратите внимание на отличия, которые имеются у представителей членистоногих. Разделите их в соответствии с этими отличиям на три группы.

Напишите, по каким признакам вы поделили животных на три группы.

  1. Заполните таблицу (укажите, под какими номерами указаны представители классов)

Название класса

Особенности строения

Класс ракообразные


Класс Паукообразные


Класс Насекомые


Выводы: Делая выводы, обратите внимание на те признаки, которые отличают представителей трех классов типа Членистоногие

1 2 3


4 5 6


7 8 9

Домашнее задание: составить кроссворд по теме «Членистоногие»

Рефлексия

Какие классы включает тип Членистоногие?

- Какая симметрия тела характерна для данного типа?

- Тело у представителей разделено на ....;

- Число ходильных ног у речного рака..

- Признаки, обеспечившие приспособленность к разным средам обита­ния ( хитиновый покров, членистые конечности и развитые органы чувств....)










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!