Тема: «Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные»
Целевая аудитория: 7 класс
Цель урока: Формирование у обучающихся знаний о представителях изучаемых отрядов, особенностях строения и жизни, о значении в природе и жизни человека грызунов и зайцеобразных животных.
Формируемые УУД:
Личностные:
1.Формировние ценностного отношения к природе.
Развитие навыков коммуникации и сотрудничества в группе.
Регулятивные:
Самостоятельно оценивать свои результаты
Выбирать способы достижения цели (освоения знания).
Контролировать ответы других учащихся, корректировать и дополнять их.
Познавательные:
Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.
2.Устанавливать причинно следственные связи в строении и функциях живых организмов, классифицировать грызунов и зайцеобразных млекопитающих, формулировать определения биологических понятий, делать выводы, основываясь на полученные знания.
Коммуникативные:
Вступать в диалог, доказывать свою точку зрения. Выдвигать гипотезы и доказательства.
2.Умение работать в парах.
Оборудование: интерактивная доска, таблицы, иллюстрации животных, тесты, цветные карточки.
Межпредметные связи: география, экология
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная
Ход урока
1 этап. Организационный момент. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, усвоенных на прошлом занятии.
Организационный момент
Приветствие класса.
Отчет дежурных об отсутствующих.
Готовность к уроку, настроение.
Проверка домашнего задания
Задание-1
Из перечисленных признаков выберите характеризующие представителей млекопитающих. Если согласны ставите "Х", не согласны ставите "0"
1.Млекопитающие выкармливают детенышей молоком.
Для млекопитающих характерен волосяной покров.
Органы дыхания - лёгкие.
Органы дыхания - жабры.
Сердце двухкамерное.
Органы чувств не развиты.
Кровь движется по двум кругам кровообращения.
Живут в самых разнообразных сферах: на поверхности земли, в почве, в морской и пресной воде.
Млекопитающие - теплокровные животные, имеющие постоянную температуру тела.
Все млекопитающие яйцекладущие.
Взаимопроверка. Варианты ответов на доске. Выставили баллы за правильный ответ - 1 балл. Подсчитали общее число баллов.
1-Х; 2-Х; 3-Х; 4-0; 5-0; 6-0; 7-Х; 8-Х; 9-Х; 10-0.
10 баллов-«5»
8-9 баллов –«4»
6-7 баллов –«3»
Фронтальный опрос.
Вопросы и задания для проверки знаний на обязательном уровне:
Приведите примеры животных отряда рукокрылых. Назовите общие для них признаки.
Чем питаются летучие мыши? Какую роль они играют в природных сообществах и жизни человека?
С помощью, каких органов летучие мыши ориентируются в пространстве и находят добычу?
Как летучие мыши переносят неблагоприятное время года?
Каковы особенности строения насекомоядных животных? Каких представителей отряда вы знаете?
Проанализируйте следующие факты: а) землеройка в сутки съедает корма в 4 раза больше собственного веса; б) в рацион ее питания входят такие животные, как бабочки, слизни, жуки-листоеды, слепни и др. Какой вывод о роли землеройки в лесной экосистеме можно сделать на основании данных фактов?
Вопросы и задания повышенного уровня:
Почему выхухоль стала редким животным?
Поймав землеройку или крота, кошка играет с добычей, но не ест ее, как бы, ни была голодна. Почему?
Чем отличается крыло летучих мышей от крыла птиц? Могли ли летучие мыши произойти от птиц?
С наступлением зимы одни виды летучих мышей нашей страны улетают на юг, а другие остаются зимовать в состоянии спячки. Какое значение в жизни летучих мышей имеют спячка и миграции? Приведите примеры известных вам животных, впадающих в спячку; совершающих миграции.
2 этап. Постановка цели и задач урока (актуализация и обнаружение имеющихся у ученика знаний, пробуждение интереса и мотивация)
Задание-2. Каких животных, изображенных на рисунке, можно объединить в одну группу? Как называется эта группа?
Работа в парах .(3мин.) 6-пар.
Первая группа - Отбирает иллюстрации с изображением представителей отряда - Однопроходные (утконос, ехидна, проехидна.)
Вторая группа - Отбирает иллюстрации с изображением представителей отряда - Сумчатые.(Коала, сумчатый волк, серый кенгуру, сумчатый муравьед.)
Третья группа - Отбирает иллюстрации с изображением представителей отряда - Насекомоядные (ёж обыкновенный, крот, выхухоль, путорак, землеройки.)
Четвёртая группа - Отбирает иллюстрации с изображением представителей отряда - Рукокрылые (рыжая вечерница, обыкновенная ночница, большой подковонос, гигантская вечерница.)
- Какие животные у вас остались, которые не входят в ранее изученные отряды? Где вы встречали этих животных?
- Как вы думаете, что объединяет этих животных?
- Как вы думаете это представители, каких отрядов? Вы можете сказать тему урока?
Тема нашего урока (ответы детей.) Класс Млекопитающие: Грызуны, Зайцеобразные.
Как вы думаете, что мы должны узнать об этих отрядах?
3 этап. Осмысления (получение новой информации соотнесение с имеющимися знаниями)
Задание - 3. Работа в парах с текстом учебника, заполняется таблица.
Отряды Млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные
Пользуясь текстом учебника на стр. 164 – 170 заполните таблицу:
| | |
Признаки сравнения | Отряд Грызуны | Отряд Зайцеобразные |
1.Где встречаются. | На открытых пространствах, в лесах, на деревьях, полуподземный образ жизни, связаны с водой | Всюду кроме Антарктиды. В Австралию завезли кроликов. На открытых пространствах, по опушкам, заросли кустарника |
2. Перечислите общие черты внешнего строения зверей этого отряда | Строение зубов: по два резца на верхней и нижней челюсти | Две пары резцов на верхней и одна пара на нижней челюсти. Растут в течении всей жизни. Задние ноги длиннее передних |
3. Размеры, самый крупный представитель | Водосвинка 1,5м и 60 кг. Тушканчик трехлапый карликовый 4-5см. | Длинна 30-75см |
4. Чем питаются | Растениями и животными, всеядны | Твердой пищей растительной |
5. Особенности размножения | Высокая плодовитость, быстрый рост, раннее половое созревание | В помете 4-5 детенышей |
6. Значение в природе | Корм для хищных млекопитающих, птиц. Являются пищевой цепочкой. Переносить споры и семена растений на большие территории. | Корм для хищных млекопитающих. Являются пищевой цепочкой. Переносить споры и семена растений на большие территории. |
7. Значение в жизни человека | Являются переносчиками возбудителей инфекционных опасных заболеваний. Истребляют запасы. Объект лабораторных исследований. Эстетическое наслаждение. | Человек отлавливает ради охотничьего азарта, меха, мяса. Наносят значительного ущерба садоводству и лесному хозяйству. Являются переносчиками возбудителей инфекционных опасных заболеваний. Эстетическое наслаждение |
8. Назовите некоторых представителей отряда | | |
Проверка и дополнение таблицы.
4 этап. Подведение итогов занятия. Рефлексия (целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, анализ всего процесса изучения материала.)
Задание -4.
Дети представляют выполненные задания инструктивной карточки, отвечают на вопросы.
Обсуждение результатов работы по инструктивной карточке.
Грызуны – это наиболее многочисленный по числу видов и особей отряд млекопитающих. По данным разных авторов, известно от 2,5 до 3 тысяч видов.
Итак, в отряд грызунов и зайцеобразные объединяются животные, имеющие своеобразную зубную систему, чем она отличается?
Главные зубы зайцеобразных – резцы одна пары на нижней и две пары на верхней челюсти, расположены в два ряда, непрерывно стираются, но и непрерывно растут. Если заяц почему-то станет питаться только мягкой пищей, грызущие зубы вырастут настолько, что вылезут изо рта. Губы у зайцеобразных раздвоены спереди и очень подвижны.
Питаются зайцеобразные, главным образом, растительными кореньями, листьями, цветами, тонкими побегами, плодами, овощами и др.
У Грызунов по два резца на верхней и нижней челюсти, зубы очень острые, не имеют корней, т.е. растут в течение всей жизни; удлинился кишечник, длинная слепая кишка, в которой находятся бактерии-симбионты, переваривающие целлюлозу. Некоторые грызуны едят не только растительную, но и животную пищу, в отличие от зайцеобразных. А крыс и мышей можно считать всеядными животными.
Многие грызуны живут парами, другие – семействами, некоторые соединяются в многочисленные общества, тогда как зайцеобразные ищут пару только в период размножения.
Зайцеобразные очень плодовиты. У некоторых из них детеныши рождаются по нескольку раз в год. Точными наблюдениями установлено, что от одной пары зайца-русака в течение года может вывестись несколько поколений, а общее число потомков в первый год может достигнуть 6-8 штук.
Отряд грызунов включает в себя более 40 семейств. Мы познакомимся лишь с некоторыми представителями беличьих, мышиных, бобровых.
Вывод:
Грызуны – наиболее многочисленная и процветающая группа млекопитающих. Причинами биологического процветания данного отряда являются: высокая интенсивность размножения, заселение разных сред обитания, устройство нор и убежишь, разнообразие видов пищи. Значение грызунов разнообразно: ограничивают рост и развитие растений, сами служат кормом хищных животным; некоторые виды – объекты промысла, другие – вредители сельскохозястенных растений, переносчики заболеваний.
Зайцеобразные – малочисленная группа млекопитающих имеющая сходные черты с грызунами. Значение в природе: ограничивают рост и развитие растений, являются объектом пушного промысла, занимают определенное место в цепи питания, являются переносчиками инфекционных заболеваний. Дикий кролик – предок домашних кроликов.
Задание – 4. Экспертиза текста
1. Грызуны самый малочисленный отряд из класса Млекопитающих. 2. В его состав входят семейства Мышиные, Бобровые, Заячьи, Беличьи. 3. У всех грызунов хорошо развиты резцы – одна пара на верхней челюсти, не имеющие корней. 4. У зайцеобразных резцы и коренные зубы имеют ограниченный рост.
Задание-5. Рефлексия.
Спасибо всем за участие в уроке, у нас остался последний этап этого урока – заполнить в листочке на парте 5 строчек синквейна и нарисовать рожицу вашего настроения.
Составление синквейна
Первая строка – одно слово, существительное
Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие признаки данного предмета (как описание).
Третья строка – три слова – глаголы, описывающие, что делает предмет.
Четвертая строка – фраза из 4-х слов, ключевая фраза на тему (1 предложение как вывод).
Пятая строка – пять слов, суть предмета, синонем. Существительное или словосочетание – синоним названия синквейна.
Домашнее задание.
Комментарий к домашнему заданию.