Тема урока: «Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетник».
Цель урока: Создать условия для понимания учащимися эволюционной взаимосвязи между беспозвоночными и хордовыми животными, через сравнение беспозвоночных с ланцетником.
Задачи:
Обучающая - раскрыть особенности строения Хордовых на примере ланцетника
Воспитательная - способствовать воспитанию у учащихся чувства ответственности и бережного отношения к окружающей природе.
Развивающая - развивать умения самостоятельной деятельности: работы с живыми объектами; с дополнительной литературой.
Тип урока: комбинированный
Учащиеся должны знать:
Признаки строения характерные для класса ланцетников, их образ жизни. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности ланцетников.
Учащиеся должны уметь:
Объяснить внешнее строение ланцетника
Объяснить внутреннее строение ланцетника
Отвечать на вопросы учителя емко и лаконично
Методы обучения: Объяснения учителя, конспектирование материала по ходу объяснения.
Средства обучения: ТСО (ноутбук, видеопроектор), компьютерная презентация фотографий класса ланцетников.
Ход урока:
Организационный момент. Приветственное слово учителя. (1-2 мин.)
Актуализация знаний (5 мин.)
Объяснение нового материала (25 мин).
Закрепление знаний. Подведение итогов урока (5-7 мин.)
Выставление оценок, инструктаж по выполнению домашнего задания (2-3 мин.)
Рефлексия
1.Организационный момент. Приветственное слово учителя.
Вступительное слово учителя: - Ребята, сегодняшний урок мы с вами начнем с проверки ранее изученного материала . (Приложение 1)
Актуализация знаний
Учащимся предлагается перечень вопросов, представленных на экране, после которого учитель предлагает провести взаимопроверку по всплывающим ответам, и только после этого быть проведен анализ количества правильных ответов.
А1. Хитиновый покров Членистоногих не позволяет им:
Быстро передвигаться
Расти
Активно питаться
А2. У Членистоногих кровеносная система:
Замкнутая
Незамкнутая
Не развита
АЗ. У большинства ракообразных тело:
Поделено на головогрудь и брюшко
Поделено на голову, грудь и брюшко
Не подразделяется на отделы
А4. Среди ракообразных неподвижный образ жизни ведут:
Креветки и лангусты
Омары и крабы
Морские уточки и морские желуди
А5. У речного рака ... пар ходильных ног:
1.3
4
5
А6. Среди паукообразных в водной среде обитает:
Скорпион
Клещ
Паук-серебрянка
А7. По способу питания паукообразные относятся к :
Хищникам
Растительноядным
Всеядным
А8. Дыхание паукообразных осуществляется с помощью:
Трахей и легочных мешков
Жабр
Трахей
А9. Не наносят вред человеку:
Скорпионы
Сенокосцы
Клещи
А10. Таежный клещ является переносчиком:
Сыпного тифа
Чумы
Энцефалита
Объяснение нового материала
Ребята, сегодня на уроке мы начинаем изучение типа Хордовые. К хордовым относятся ланцетники, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие.
Каковы же особенности строения Хордовых животных? (Просмотр видеофильма)
Низшей формой хордовых является ланцетник. (Презентация) Ланцетники имеют внутренний скелет в виде хорды, располагающейся над кишкой. Нервная система имеет вид трубки, располагающейся над хордой. Кровеносная система замкнутая, состоит из спинного и брюшного сосудов. Питаются ланцетники мелкими животными и водорослями.
Сейчас мы будем работать в командах. В классе 3 ряда, каждому ряду дается определенное задание.
Задание 1. Пакет с вопросами. В течение 3 минут командам требуется ответить правильно на максимальное количество вопросов, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Та команда, которая не отвечает на поставленный вопрос, вопрос переходит другой команде.
Пакет вопросов.
Кровеносная система хордовых (Замкнутая)
Пищей для ланцетника служат (мелкие животные и водоросли)
Кровеносная система ланцетника состоит из ( спинного и брюшного сосудов)
Рыба из акуловых и инструмент кузнеца для ковки металла (Молот)
К хордовым животным относятся (Ланцетники, Рыбы млекопитающие)
Какой город носит название хищной птицы? (Орел)
Аквариумная рыбка и оптический прибор для наблюдения небесных светил (Тглескоп)
Опасный морской хищник (Акула)
Осевым скелетом у ланцетника является (Хорда)
Задание 2. “Черный ящик”.
В “черном ящике” находятся фотографии животных. Дается небольшая характеристика животного. Следует отгадать, какой зверек изображен на фотографии.
/.Большинство видов этого класса приспособлено к быстрому плаванию. Кожа покрыта небольшими костными чешуями. Они хорошо защищают от механических повреждений и обеспечивают достаточную гибкость тела в плавании.
Ответ: Рыба
Личинка живет в водной среде, передвигается при помощи хвоста. Взрослая особь ведет земноводный образ жизни, передвигается прыжками, в воде - плавает, отталкиваясь задними ногами, снабженными перепонками Ответ: Лягушка
Питаются мелкими животными, которые попадают через рот в глотку вместе с током воды. Дышат растворенным в воде кислородом, нервная трубка находится над хордой.
Ответ: Ланцетник
Задание 3.
Каждой команде раздаются карточки с изображением внутреннего строения ланцетника. Команды на карточке должны найти и подписать рот, хорду, жаберные щели, кишку, анальное отверстие у ланцетника.
Команда, которая правильно и быстро выполнит задание, получает балл.
Учитель подводит итоги соревнования, команда, которая набрала наибольшее количество баллов побеждает.
Значение ланцетника в природе и в жизни человека
Каково же значение ланцетника в природе и в жизни человека? Ланцетник питается микроскопическими организмами, втягивая их через ротовое отверстие с током воды. Пища ланцетника составляет главным образом диатомовые водоросли, а также мелкие корненожки, инфузории, радиолярии, яйца и личинки оболочников, иглокожих, рачков и др. Таким образом это главные биофильтраторы придонного слоя воды.
Ученик делает мини доклад на тему азиатского ланцетника.
Азиатский ланцетник служит объектом специального промысла, практикуемого осенью и зимой (август - январь), известного в течение 300 лет. Его промышляют в юго - западной части Восточно - Китайского моря. Ланцетника ловят с лодок в течение 2-4 ч во время отлива, зачерпывая верхний слой песка специальной совковой лопатой на длинной бамбуковой палке. Осторожно поднимая лопату, стряхивают зачерпнутый песок на промывательный поднос, а затем и на сито, отделяя ланцетников от песка и раковин. На одну лодку добывают обычно около 5 кг ланцетника за день. В мясе ланцетника содержится 70 % белка и около 2 % жира. Местные жители варят из ланцетника суп и жарят его. Часть улова сушат на медленном огне и экспортируют на остров Ява и в Сингапур. Ежегодный улов ланцетника составляет примерно 35 т, что соответствует 280 млн. особей. Иногда используют ланцетника в пищу на острове Сицилия и в Неаполе.
4.3акрепление знаний.
Блиц-опрос: представляет собой перечень вопросов, представленных на экране, после которого учитель предлагает провести взаимопроверку по всплывающим ответам, и только после этого быть проведен анализ количества правильных ответов.
1 .Что представляет собой хорда?
А) полая трубка; Б) эластичный тяж; В) узловая цепочка.
Какого типа кровеносная система у ланцетника?
А) замкнутая; Б) незамкнутая; В) смешанная.
Какая пищеварительная железа имеется у ланцетника?
А) желудок; Б) печень; В) поджелудочная железа.
Чем представлена центральная нервная система у хордовых?
А) сетчатая система; Б) нервная трубка; В) узловая цепочка.
В какой части тела расположены жаберные щели?
А) череп; Б) глотка; В) грудь; В) брюхо.
Какие признаки появились у бесчерепных впервые в процессе эволюции?
А) замкнутая кровеносная система; Б) пищеварительные железы; В) внутренний скелет; Г) нервная трубка; Д) теплокровность.
Близость Ланцетников к позвоночным животным доказал:
А) А.О. Ковалевский; б) Симон Паллас; в) Ч. Дарвин
Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Домашнее задание: выучить конспект урока, подготовить сообщение о любом представителе класса Ланцетники.
Рефлексия.
сегодня я узнал...
было интересно...
было трудно...
я выполнял задания...
я научипся...