СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. Биология 7 кл.Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетник

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Биология 7 кл.Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетник»


Тема урока: «Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетник».


Цель урока: Создать условия для понимания учащимися эволюционной взаимосвязи между беспозвоночными и хордовыми животными, через сравнение беспозвоночных с ланцетником.

Задачи:

  1. Обучающая - раскрыть особенности строения Хордовых на примере ланцетника

  2. Воспитательная - способствовать воспитанию у учащихся чувства ответственности и бережного отношения к окружающей природе.

  3. Развивающая - развивать умения самостоятельной деятельности: работы с живыми объектами; с дополнительной литературой.

Тип урока: комбинированный

Учащиеся должны знать:

Признаки строения характерные для класса ланцетников, их образ жизни. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности ланцетников.

Учащиеся должны уметь:

  1. Объяснить внешнее строение ланцетника

  2. Объяснить внутреннее строение ланцетника

  3. Отвечать на вопросы учителя емко и лаконично

Методы обучения: Объяснения учителя, конспектирование материала по ходу объяснения.

Средства обучения: ТСО (ноутбук, видеопроектор), компьютерная презентация фотографий класса ланцетников.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветственное слово учителя. (1-2 мин.)

  2. Актуализация знаний (5 мин.)

  3. Объяснение нового материала (25 мин).

  4. Закрепление знаний. Подведение итогов урока (5-7 мин.)

  5. Выставление оценок, инструктаж по выполнению домашнего задания (2-3 мин.)

  6. Рефлексия

1.Организационный момент. Приветственное слово учителя.

Вступительное слово учителя: - Ребята, сегодняшний урок мы с вами начнем с проверки ранее изученного материала . (Приложение 1)

  1. Актуализация знаний

Учащимся предлагается перечень вопросов, представленных на экране, после которого учитель предлагает провести взаимопроверку по всплывающим ответам, и только после этого быть проведен анализ количества правильных ответов.

А1. Хитиновый покров Членистоногих не позволяет им:

  1. Быстро передвигаться

  2. Расти

  3. Активно питаться

А2. У Членистоногих кровеносная система:

  1. Замкнутая

  2. Незамкнутая

  3. Не развита

АЗ. У большинства ракообразных тело:

  1. Поделено на головогрудь и брюшко

  2. Поделено на голову, грудь и брюшко

  3. Не подразделяется на отделы

А4. Среди ракообразных неподвижный образ жизни ведут:

  1. Креветки и лангусты

  2. Омары и крабы

  3. Морские уточки и морские желуди

А5. У речного рака ... пар ходильных ног:

1.3

  1. 4

  2. 5

А6. Среди паукообразных в водной среде обитает:

  1. Скорпион

  2. Клещ

  3. Паук-серебрянка

А7. По способу питания паукообразные относятся к :

  1. Хищникам

  2. Растительноядным

  3. Всеядным

А8. Дыхание паукообразных осуществляется с помощью:

  1. Трахей и легочных мешков

  2. Жабр

  3. Трахей

А9. Не наносят вред человеку:

  1. Скорпионы

  2. Сенокосцы

  3. Клещи

А10. Таежный клещ является переносчиком:

  1. Сыпного тифа

  2. Чумы

  3. Энцефалита

  1. Объяснение нового материала

Ребята, сегодня на уроке мы начинаем изучение типа Хордовые. К хордовым относятся ланцетники, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие.

Каковы же особенности строения Хордовых животных? (Просмотр видеофильма)

Низшей формой хордовых является ланцетник. (Презентация) Ланцетники имеют внутренний скелет в виде хорды, располагающейся над кишкой. Нервная система имеет вид трубки, располагающейся над хордой. Кровеносная система замкнутая, состоит из спинного и брюшного сосудов. Питаются ланцетники мелкими животными и водорослями.

Сейчас мы будем работать в командах. В классе 3 ряда, каждому ряду дается определенное задание.

Задание 1. Пакет с вопросами. В течение 3 минут командам требуется ответить правильно на максимальное количество вопросов, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Та команда, которая не отвечает на поставленный вопрос, вопрос переходит другой команде.

Пакет вопросов.

  • Кровеносная система хордовых (Замкнутая)

  • Пищей для ланцетника служат (мелкие животные и водоросли)

  • Кровеносная система ланцетника состоит из ( спинного и брюшного сосудов)

  • Рыба из акуловых и инструмент кузнеца для ковки металла (Молот)

  • К хордовым животным относятся (Ланцетники, Рыбы млекопитающие)

  • Какой город носит название хищной птицы? (Орел)

  • Аквариумная рыбка и оптический прибор для наблюдения небесных светил (Тглескоп)

  • Опасный морской хищник (Акула)

  • Осевым скелетом у ланцетника является (Хорда)

Задание 2. “Черный ящик”.

В “черном ящике” находятся фотографии животных. Дается небольшая характеристика животного. Следует отгадать, какой зверек изображен на фотографии.

/.Большинство видов этого класса приспособлено к быстрому плаванию. Кожа покрыта небольшими костными чешуями. Они хорошо защищают от механических повреждений и обеспечивают достаточную гибкость тела в плавании.

Ответ: Рыба

  1. Личинка живет в водной среде, передвигается при помощи хвоста. Взрослая особь ведет земноводный образ жизни, передвигается прыжками, в воде - плавает, отталкиваясь задними ногами, снабженными перепонками Ответ: Лягушка

  2. Питаются мелкими животными, которые попадают через рот в глотку вместе с током воды. Дышат растворенным в воде кислородом, нервная трубка находится над хордой.

Ответ: Ланцетник

Задание 3.

Каждой команде раздаются карточки с изображением внутреннего строения ланцетника. Команды на карточке должны найти и подписать рот, хорду, жаберные щели, кишку, анальное отверстие у ланцетника.

Команда, которая правильно и быстро выполнит задание, получает балл.

Учитель подводит итоги соревнования, команда, которая набрала наибольшее количество баллов побеждает.

Значение ланцетника в природе и в жизни человека

Каково же значение ланцетника в природе и в жизни человека? Ланцетник питается микроскопическими организмами, втягивая их через ротовое отверстие с током воды. Пища ланцетника составляет главным образом диатомовые водоросли, а также мелкие корненожки, инфузории, радиолярии, яйца и личинки оболочников, иглокожих, рачков и др. Таким образом это главные биофильтраторы придонного слоя воды.

Ученик делает мини доклад на тему азиатского ланцетника.

Азиатский ланцетник служит объектом специального промысла, практикуемого осенью и зимой (август - январь), известного в течение 300 лет. Его промышляют в юго - западной части Восточно - Китайского моря. Ланцетника ловят с лодок в течение 2-4 ч во время отлива, зачерпывая верхний слой песка специальной совковой лопатой на длинной бамбуковой палке. Осторожно поднимая лопату, стряхивают зачерпнутый песок на промывательный поднос, а затем и на сито, отделяя ланцетников от песка и раковин. На одну лодку добывают обычно около 5 кг ланцетника за день. В мясе ланцетника содержится 70 % белка и около 2 % жира. Местные жители варят из ланцетника суп и жарят его. Часть улова сушат на медленном огне и экспортируют на остров Ява и в Сингапур. Ежегодный улов ланцетника составляет примерно 35 т, что соответствует 280 млн. особей. Иногда используют ланцетника в пищу на острове Сицилия и в Неаполе.

4.3акрепление знаний.

Блиц-опрос: представляет собой перечень вопросов, представленных на экране, после которого учитель предлагает провести взаимопроверку по всплывающим ответам, и только после этого быть проведен анализ количества правильных ответов.

1 .Что представляет собой хорда?

А) полая трубка; Б) эластичный тяж; В) узловая цепочка.

  1. Какого типа кровеносная система у ланцетника?

А) замкнутая; Б) незамкнутая; В) смешанная.

  1. Какая пищеварительная железа имеется у ланцетника?

А) желудок; Б) печень; В) поджелудочная железа.

  1. Чем представлена центральная нервная система у хордовых?

А) сетчатая система; Б) нервная трубка; В) узловая цепочка.

  1. В какой части тела расположены жаберные щели?

А) череп; Б) глотка; В) грудь; В) брюхо.

  1. Какие признаки появились у бесчерепных впервые в процессе эволюции?

А) замкнутая кровеносная система; Б) пищеварительные железы; В) внутренний скелет; Г) нервная трубка; Д) теплокровность.

  1. Близость Ланцетников к позвоночным животным доказал:

А) А.О. Ковалевский; б) Симон Паллас; в) Ч. Дарвин

  1. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Домашнее задание: выучить конспект урока, подготовить сообщение о любом представителе класса Ланцетники.

  1. Рефлексия.

  1. сегодня я узнал...

  2. было интересно...

  3. было трудно...

  4. я выполнял задания...

  5. я научипся...



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!