СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков" 1 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с буквой ь, научить читать буквосочетания, слоги, слова, в которых есть ь; формировать навык слогового чтения; способствовать развитию фонематического слуха учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков" 1 класс»

Конспект урока № 56

Предмет: Русский язык

Учитель: Иевлева Н.В.

Дата

14.12.2020

Класс

1-А

Тема урока:

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков

Цели:

Образовательные

познакомить с буквой ь, научить читать буквосочетания, слоги, слова, в которых есть ь; формировать навык слогового чтения; способствовать развитию фонематического слуха учащихся.

Развивающие

Развивать мышление, речь, память, воображение

Воспитательные

Воспитывать интерес к изучению предмета

Планируемые результаты урока (в соответствии с ФГОС)

Личностные

Воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу; формировать навыки контроля и самоконтроля; установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Метапредметные

Познавательные: овладевать способностью принимать и сохранять цели, задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления, проговаривать последовательность своих действий на уроке;

Регулятивные: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; логические – характеризуют букву Ь

Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной форме.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Оборудование

Мультимедийная презентация, учебник «Азбука» (автор Горецкий В.Г.)Ч.2, дидактический и наглядный материал.

Используемые технологии

Ноутбук, проектор, презентация по теме.





Ход урока

I. Организационный этап 1 мин

Здравствуйте, ребята.

Я рада Вас всех видеть на уроке обучения грамоте.

-Давайте мы улыбнёмся друг другу. Повернитесь к соседу, зарядите друг друга доброй энергией. Я желаю всем хорошего настроения и успехов в работе.

- Настроились на урок? Итак, девиз нашего урока:

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

В 1 классе учимся.

Всё у нас получится.(Слайд)

II. Речевая разминка 2 мин.

  1. Если хочешь много знать, многого добиться,

Обязательно читать должен научиться!

Чтобы хорошо читать, надо правильно дышать.

-Проведём небольшую разминку.

Выполним упражнения для развития речевого аппарата.

  1. Дыхательная гимнастика

«Свеча»: сделаем глубокий вдох носом, выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя.

«Самовар»: сделаем глубокий вдох носом, а выдыхать также через нос порциями.

  1. Артикуляционная разминка

Подготовим наших помощников : губы, зубы, язык для правильного произношения всех звуков.

«Вкусная конфетка»: языком толкаем щёки по очереди, рот закрыт.

«Зубная щётка»: языком совершаем круговые движения по зубам, рот закрыт.

«Лошадка»: цокаем языком.

III. Актуализация знаний 3 мин.

Игра «Найди свой домик»

Была хорошая погода. (Показ солнышка на доске)

Вышли буквы погулять.

-Назовите их: А, О, У, Ы, И, Я, Е.

-Это какие буквы? (Гласные)

Вдруг небо потемнело. Набежали тучки. Спрятали солнышко (Показ тучек на доске).

Начался дождь. (Постучать пальчиками по парте)

Буквы увидели домики и побежали к ним. Но хозяин мог пустить только своих. Промокли буквы наши.

- Давайте их спрячем в домики.

(По одному ученику выходят и ставят возле домика)

А, О, У, Ы – в синий домик, так как согласные звуки перед ними твёрдые

И, Я, Е – взелёный, так как согласные звуки перед ними мягкие.

-Среди гласных есть особенные буквы, какие? (Я, Е)

-Почему они особенные?

-В каком случае они обозначают два звука?

Оцените свою работу на этом этапе урока с помощью «Светофора»

(Жёлтый смайлик – всё понятно, нет вопросов.

Зелёный смайлик – есть незначительные ошибки, неточности, но в целом верно.

Красный смайлик – много ошибок, материал не понят, нужна помощь)


IV.Постановка цели и задач урока. 2 мин.

- Отгадайте загадку

Я копытами стучу, стучу.

Я скачу, скачу.

Грива вьётся на ветру

Кто это? (Конь)(Слайд)

- Давайте составим схему этого слова на доске, а остальные дети на своих местах.

- Какой первый звук? Какой он? (Согласный, глухой, твёрдый)

- Ставим синий квадратик.

- Какой второй звук? Какой он? (Гласный, ударный)

- Ставим красный квадратик

- Какой третий звук? Какой он? (Согласный, звонкий, мягкий)

- Ставим зелёный квадратик. (Слайд)

- Прочитаем, что у нас получилось? (Конь)

- Какое слово мы изобразили звуками? (Конь)

-Сколько звуков? (Три)

- Если к нам придут ребята из соседнего класса, они смогут узнать, какое слово мы изобразили? (Наверно нет)

- А можем ли мы что-нибудь сделать, чтобы другие догадались, какое слово здесь написано? (Мы можем записать рядом данное слово буквами)

- А теперь выложим буквами каждый звук. (Слайд)

- Произнесём слово по звуковой схеме (Конь)

- Прочитаем по буквам (Кон)

- Что заметили?

- Как мы обозначаем мягкость согласного звука в звуковой схеме? (При помощи зелёного квадратика «Звуковичка»)

-Какие буквы указывают на мягкость предшествующих согласных на письме? (Мы знаем, что гласные Е, И, Я – указывают на мягкость предшествующих согласных)

-Давайте подставим поочерёдно эти буквы после буквы Н.

- Прочитаем, что получилось? (Коне, кони, коня)

- Всё ли понятно?

- Как же обозначить мягкость согласного звука в слове конь?

- Кто догадался? (В классе найдутся дети, которые знают букву ь)

- Добавляем букву ь.

- Сколько теперь букв в слове конь? (Четыре буквы)

- А сколько звуков? (Три)

- А почему букв больше, чем звуков? (Потому что буква ь- мягкий знак звука не обозначает. Буква есть, а звука нет)

- А для чего он служит? (Для смягчения согласных звуков)

- Мягкий знак – это буква? (Да)

- Докажите? (Можно написать)

- Сформулируйте тему урока. («Мягкий знак ь – показатель мягкости согласных звуков»)

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? ( Познакомиться с новой буквой; научиться читать буквосочетания, слоги, слова с новой буквой; узнать особенности (секреты) этой буквы)


V.Первичное усвоение новых знаний

- Попробуйте написать пальчиком на ладошке букву ь, а теперь – на парте.

Выложите эту букву из ниток.

Вот она наша новая знакомая буква ь. (Слайд)

Не забывайте эту нужную букву.

- Посмотрите на ленту букв.

- Где она стоит? (На белом фоне, она не гласная и не согласная)

- На что похожа буква мягкий знак ь? (Ответы детей)


Это всем давно известно

Мягкий знак похож на кресло.

В нём Алёнушка сидит,

Учит с мамой алфавит.


Буква Р перевернулась –

Мягким знаком обернулась.


VI. Физкультминутка 1 мин.

- А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.

Учащиеся выходят из-за парт и играют в игру Светофор

VII. Первичное закрепление изученного материала. 6 мин.

- Где мы можем добыть знания о новой букве ь? (В учебнике)

- Откроем учебник «Азбуку» на стр. 11

- Найдите букву мягкий знак (ь) в красном квадратике.

- Внимательно посмотрите на эту букву.

- Что заметили? (В красном квадратике она одна. Нет большой печатной буквы, значит и нет слов, которые начинаются с этой буквы)

- Молодцы! Вы сделали чудесное открытие!

Посмотрите на рисунок в красной рамке.

- Кто изображён? (Гусь)

Составим схему слова гусь (На доске и на партах)

-Сколько букв? (Четыре) Сколько звуков? (Три)

- Почему букв больше, а звуков меньше? (Мягкий знак звука не обозначает, он нужен для того, чтобы обозначать мягкость предшествующего согласного звука)

- Кого видим на второй картинке? (Гуси)

Составим схему слова гуси. (На доске и на партах)

- Сколько слогов в этом слове? Два)

- Какой первый слог? Второй?

- Сколько букв? (Четыре)

- Сколько звуков? (Четыре)

-Почему?

Прочитайте правило в учебнике на странице 11

(Вот для этого и служит буква - помощница, которая сама разговаривать не умеет не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.)

VIII. Физкультминутка 1 мин.

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише-тише.

Деревцо все выше-выше!

–Давайте прочитаем буквосочетания и сравним (Слайд)

Н-НЬ П-ПЬ

Б-БЬ Л-ЛЬ

В-ВЬС-СЬ

М-МЬ Р-РЬ

Мальчики читают твёрдые звуки, а девочки – мягкие звуки.

- Почему у девочек звуки были мягкие?

Делаем вывод: мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков.

Оцените свою работу с помощью «Светофора».

- Теперь научимся читать слоги.

АНЬ ЕТЬ

ИБЬ ОБЬ

ОРЬ УДЬ

ИНЬ ЯРЬ

АЛЬ АРЬ

- Сколько букв? (Три) Сколько звуков? (Два)

Вывод: буква есть, а звука нет.

Оцените свою работу с помощью «Светофора».

- В чём секрет этой буквы? (Не обозначает звука, а только служит показателем мягкости согласных звуков)

- Да, мягкий знак – настоящий фокусник.

Фокус №1 (Слайд)

Мел – мель

- Что меняется в слове с появлением мягкого знака? (Лексическое значение слова)

Фокус №2 (Слайд)

Угол – уголь

Фокус №3 (Слайд)

Ел – ель

Вывод: заменили твёрдый звук на мягкий, изменилось звучание слова и смысл.

(3 мин)

IX. Подведение итогов урока 1 мин.

Итак, наш урок заканчивается. Скажите, с какой буквой мы познакомились? В чем ее секрет?

X. Рефлексия 1 мин

— На свой день рождения буква мягкий знак приготовила праздничный салют из звёзд.

Вам нужно выбрать и поднять одну звёздочку.

- Поднимите жёлтую звёздочку, если всё было понятно на уроке.

- Поднимите зелёную, если есть ещё вопросы.

- Поднимите красную, если было не понятно и скучно на уроке

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали. У вас всё получилось!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!