- Отгадайте загадку Я копытами стучу, стучу. Я скачу, скачу. Грива вьётся на ветру Кто это? (Конь)(Слайд) - Давайте составим схему этого слова на доске, а остальные дети на своих местах. - Какой первый звук? Какой он? (Согласный, глухой, твёрдый) - Ставим синий квадратик. - Какой второй звук? Какой он? (Гласный, ударный) - Ставим красный квадратик - Какой третий звук? Какой он? (Согласный, звонкий, мягкий) - Ставим зелёный квадратик. (Слайд) - Прочитаем, что у нас получилось? (Конь) - Какое слово мы изобразили звуками? (Конь) -Сколько звуков? (Три) - Если к нам придут ребята из соседнего класса, они смогут узнать, какое слово мы изобразили? (Наверно нет) - А можем ли мы что-нибудь сделать, чтобы другие догадались, какое слово здесь написано? (Мы можем записать рядом данное слово буквами) - А теперь выложим буквами каждый звук. (Слайд) - Произнесём слово по звуковой схеме (Конь) - Прочитаем по буквам (Кон) - Что заметили? - Как мы обозначаем мягкость согласного звука в звуковой схеме? (При помощи зелёного квадратика «Звуковичка») -Какие буквы указывают на мягкость предшествующих согласных на письме? (Мы знаем, что гласные Е, И, Я – указывают на мягкость предшествующих согласных) -Давайте подставим поочерёдно эти буквы после буквы Н. - Прочитаем, что получилось? (Коне, кони, коня) - Всё ли понятно? - Как же обозначить мягкость согласного звука в слове конь? - Кто догадался? (В классе найдутся дети, которые знают букву ь) - Добавляем букву ь. - Сколько теперь букв в слове конь? (Четыре буквы) - А сколько звуков? (Три) - А почему букв больше, чем звуков? (Потому что буква ь- мягкий знак звука не обозначает. Буква есть, а звука нет) - А для чего он служит? (Для смягчения согласных звуков) - Мягкий знак – это буква? (Да) - Докажите? (Можно написать) - Сформулируйте тему урока. («Мягкий знак ь – показатель мягкости согласных звуков») - Какие учебные задачи мы поставим перед собой? ( Познакомиться с новой буквой; научиться читать буквосочетания, слоги, слова с новой буквой; узнать особенности (секреты) этой буквы) |