Урок по теме:
«Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
Цели УУД:
Личностные: участие в творческом процессе, развитие и реализация творческих способностей (развивать представление о портретной характеристике персонажей, определять роль пейзажа в литературном произведении, выразительно читать фрагменты (в том числе по ролям), участвовать в коллективном диалоге), интерес к творчеству писателя.
Регулятивные: планирование деятельности (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата), оценивание правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
Познавательные: получение необходимой информации из текста, умение анализировать, сравнивать, узнавать и определять объекты в соответствии с содержанием.
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование: раздаточный материал с иллюстрациями к сказке, заданиями, презентации, фрагмент из фильма, аудиофайл с голосами птиц весной, реквизит для инсценировок.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя
Писателя М.М. Пришвина называли «ведуном», так называли в народе магов, чародеев, волшебников, потому что они много знали о чём-либо или ведали.
(Писатель умеет видеть чудеса в том, чего люди, поглощённые делами и заботами, могут не увидеть. Его искусное перо превращает, например, обычный старый пень в удивительную сказку, которая обязательно преподнесёт урок доброты и жизненной мудрости.)
2. Эпиграф (в эпиграфе закрыты слова «природе» и «людях»)
Писатель признавался:
Я ведь, друзья мои, пишу
о природе, сам же о людях только и думаю!
М.М. Пришвин
Учитель:
О чём писал и о ком думал Пришвин? Попробуем разгадать эту загадку, а поможет нам мудрая, философская сказка, с помощью которой мы заглянем в глубинную суть образов.
(на доске записана часть темы /слова «человек и природа» скрыты/
… и … в сказке-были М.М. Пришвина « »
/Из слов, которые прикреплены на доске, выбираем, словосочетание «кладовая солнца» и прикрепляем к теме на место названия произведения/
Эта сказка станет нашим поводырём. А вот какие образы стали главными в произведении Пришвина, узнаем, когда пойдём вслед за автором и его героями Настей и Митрашей Весёлкиными.
Дневниковые записи Пришвина свидетельствуют о том, как тщательно писатель подбирал названия своему произведению.
-
Что означают эти названия? /обращаю внимание на доску и слова, вывешенные на ней; выбираем из слов на доске: ребята, клюква, тропа, друзья, сладкая, дружные, Антипыч, испытания, друг, человек, болото, природа, Блудово/
(Это рабочие названия его будущей «Кладовой солнца»: «Дружные ребята», «Сладкая клюква», «Друзья», «Друг человека», «Блудово болото», Тропа Антипыча», «Тропа испытаний»)
3. Проверка д/з «Тайна топонимов» (каждая группа готовила презентацию)
Учитель:
Нельзя не заметить, что среди рабочих названий произведения дважды встречается слово «тропа», а отправляясь по ней, мы можем оказаться в разных местах, и места эти могут иметь интересные названия. Например, те, которыми названы ваши группы:
1 – «Блудово болото»; 2 – «Сухая речка»; 3 – «Слепая елань»; 4 – «Палестинка».
Я попрошу представителей групп раскрыть тайну топонимов* (собственное имя, обозначающее название географического объекта). В д/з вы должны были найти их объяснение, в т.ч. и в книге Пришвина, подумать, с чем ассоциируются эти названия и о чём заставляют задуматься?
(Сегодня, как и Пришвин, мы будем вести свои наблюдения и фиксировать их в личных рабочих тетрадях и дневниках, которые лежат у вас на столах.
Визитную карточку групп регистрируем в таблички (они распечатаны для каждого и лежат на столах.)
(1 – «Блудово болото»: «Блудово болото начиналось непроходимою зарослью ивы, ольхи и других кустарников. «…» Это Блудово болото было дном древнего моря. «…» Всё Блудово болото, со всеми своими огромными запасами, горючего торфа, есть кладовая солнца…»
Название явно связано с глаголом «блуждать» (синонимы: петлять, бродить, скитаться, кружить, попадать) и потому ассоциируется с человеческими заблуждениями, ошибками, намекает на трудный, запутанный путь.)
2 – «Сухая речка»: «Сухая речка большим полукругом огибает Блудово болото.» Речка вроде есть, а воды в ней нет. Известно выражение «река жизни», которое обозначает полную сил и энергии человеческую жизнь. Но чем старше человек становится, тем меньше сил, убывают воды, мелеет река и в конце высыхает вовсе, может быть, уходит под землю. Так приходит старость. Сухая река, видимо, относится у Пришвина со старостью. Не случайно волк Серый помещик с семьёй «жил в самых непроходимых завалах Сухой речки», а он уже был старым матёрым волком.
3 – «Слепая елань»: «Слепая елань было место погибельное, и тут на веках немало затянуло в болото людей и ещё больше скота.» Слепая елань – часть огромного Блудова болота, самая опасная и гибельная именно потому, что скрыта, незаметна, её можно принять за полянку. Видит её только внимательный и опытный человек, ведь самонадеянности она не прощает, поэтому Слепую елань можно считать символом духовной слепоты, незрелости и самонадеянности.
4 – «Палестинка»: «…есть палестинка в лесу, и клюква там осыпучая…» Палестинкой называют в народе отменное местечко в лесу. Это понятие ещё можно соотнести с Палестиной, местом, куда люди совершают паломничество и где прошёл свой земной путь Христос, поэтому синонимами слова Палестина являются выражения «земля Господня», «Святая земля», «земля обетованная». Это место, куда стремится душа человека, чтобы прикоснуться к чудесному.)
Учитель:
(Долгий, трудный, непростой)
Не случайно Митраша и Настя ищут именно палестинку, красную от клюквы.
(Клюква - кислая и очень полезная ягода. Клюкву парят в горшках вместе с сахарной свёклой и пьют чай с ней и с сахаром. Из неё получается замечательный кисель и морс. Её считают целебным лекарством от всех болезней.)
(9 глава: «Наклонишься взять одну, попробовать, и тянешь вместе с одной ягодинкой зелёную ниточку со многими клюквинками. Захочешь – и можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных кровяно-красных ягод.»)
(Кровяно-красный цвет становится символом страдания(кровь) и жизни, её полноты и радости.)
Вот так и человеческая жизнь, словно ниточка «клюквенного кровяно-красного ожерелья», на которую нанизаны радостные и печальные события, а оборвётся ниточка – может оборваться и жизненный сюжет.
4. Работа с иллюстрациями к произведению
Давайте восстановим сюжетную линию истории Пришвина.
Расположите иллюстрации, которые напечатаны в вашем дневнике, по порядку. Озаглавьте каждую картинку.
1 2 3
5 6
4
8
9
7
1. ( ) ______________________ 6. ( ) ________________________
2. ( ) ______________________ 7. ( ) ________________________
3. ( ) ______________________ 8. ( ) _________________________
4. ( ) _______________________ 9. ( ) ________________________
5. ( ) _______________________
Ключ:
1 (2) «Охотники за клюквой»
2 (6) «У Лежачего камня»
3 (5) «Правда Антипыча»
4 (3) «Волк Серый помещик – гроза края»
5 (1) «В плену у Слепой елани»
6 (4) «На палестинке»
7 (8) «Лось не замечал в ней человека»
8 (9) «Спасение Митраши»
9 (7) «Друзья снова вместе»
Проверка
-
хронология проводится по слайду;
-
заголовки к иллюстрациям зачитываются (от каждой группы по 2-3 заголовка)
«Кладовая солнца иллюстрировалась многими художниками (Е. Рачёв, И. Бруни, И. Гриль, В. Коваленко, Г. Никольский…)
Оценка фиксируется в дневник:
-
Что было самой чудесной вещью в сказке? (компас)
-
В какое направление показывала стрелка компаса Митраше? (на север)
-
Что с ним случилось? (он чуть не погиб)
Стрелка компаса будет для вас ориентиром верного или неверного ответа. Вы сейчас на математике изучаете положительные и отрицательные числа. Красная стрелка будет условно обозначать положительные и верные ответы, а синяя – отрицательные или неверные. От середины и до конца красной стрелки вы будете расставлять флажки: если ответ верный вы ставите на конец стрелки флажок, если ответ верный, но с погрешностью – ставите флажок ближе к середине стрелки; если ответ неверный – на конец синей стрелки, с погрешностью – ближе к середине синей стрелки.
1. за иллюстрации
2. птичьи голоса
3. за диаманту
4. рефлексия
Учитель:
Суть пришвинского повествования прослеживает абсолютное единение каждой детали текста.
Дети отправляются в лес, а находясь в лесу, мы не можем не слышать птичьего многоголосья (Включить птичьи голоса – аудиофайл).
-
Оглянитесь вокруг и вы увидите, как разговаривают птицы в сказке Пришвина.
-
Переведите птичий язык на человеческий (даны птичьи звукоподражания, подберите и запишите пришвинский перевод в дневник наблюдений)
«Кра!» - крикнула ворона в гнезде. | |
«Дрон-тон!» - крикнул сторожевой ворон. | |
«Дри-ти-ти! Дра-та-та! – начали трещать сороки. | |
«Ур-гур-гу», - бормотали тетерева. | |
«Кра!» - крикнула ворона в гнезде. | «Берегись!» |
«Дрон-тон!» - крикнул сторожевой ворон. | «Скоро будет пожива!» |
«Дри-ти-ти! Дра-та-та! – начали трещать сороки. | «Попался!» |
«Ур-гур-гу», - бормотали тетерева. | «Круты перья оборву!» |
Представители (2 человека) каждой группы подходят и снимают одну карточку зелёную, другую – красную, соотнося их друг с другом.
-
Что означает крик вороны в гнезде? («Берегись!»)
-
А сторожевого ворона? («Скоро будет пожива!»)
-
Что же протрещали сороки? («Попался!»)
-
А что означает «ур-гур-гу» с тетеревиного? («Круты перья оборву!»)
Оцените себя. Поставьте флажок на стрелке компаса.
(Они служат и фоном окружающей природы, и участниками событий; на протяжении всей истории Насти и Митраши птицы предупреждают брата и сестру об опасности.)
Учитель:
Птицы предвещают беду, и мы чувствуем напряжение. И герои оказались на распутье, как в сказке. Перед ними две тропы, которые расходятся у Лежачего камня. Давайте остановимся у камня и вспомним, какое событие, случившееся с Настей и Митрашей, едва не привело к трагедии? (Спор детей у Лежачего камня.)
Инсценировка «Спор детей» (бонус команде - клюкву)
М: - Нам надо по этой на север.
Н: - Это не тропа!
М: - Вот ещё! Люди шли, значит тропа. Нам надо на север. Идём, и не разговаривай больше.
Н: - Смотри, какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умней всех?
М: - Пусть ходят все люди. – Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке.
Н: - Отец нам сказки рассказывал, он шутил с нами. Очень даже будет глупо нам по стрелке идти – как раз не на палестинку, а в самую Слепую елань угодим.
М: - Ну ладно, я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропе, на север.
(Автор осуждает детей за ссору и даёт понять, что каждый из них виноват. Митраша пренебрёг опытом поколений и за самонадеянность был наказан; Настя не проявила решимости и терпения по отношению к брату и подтолкнула его к опасности.)
(глава 4: «Лет двести тому назад ветер-сеятель принёс два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня… С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, старясь обогнать друг друга. Деревья разных пород ужасно боролись между собой корнями за питание, сучьями - за воздух и свет. Поднимаясь всё выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья стонали и выли на всё Блудово болото, как живые существа. До того это было похоже на стон и вой живых существ, что лисичка, свёрнутая на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему.»
Причина несчастья деревьев – в эгоистичном стремлении самоутвердиться за счёт другого; в из разобщённости)
(«Деревья … боролись между собой корнями за питание…»
(Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Пришвин описывает тревогу и страх лисицы, используя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами «лисичка», «в клубочек», «мордочку», которые делают её ещё более беззащитной и маленькой.)
Учитель:
Пришвин писал в своём дневнике: «великое солнце любит все ветки, все лапки, все иголочки…» В этом смысле все люди и все существа составляют дерево. Оно счастливо, если счастлива его каждая иголочка, и оно не может быть счастливо, если страдает хотя бы одна веточка.
Вой деревьев перекликается с воем волка и собаки.
-
Где обитал волк Серый помещик? (на Сухой речке)
-
Расскажите историю волка.
-
Почему автор не жалеет его? А можно его пожалеть? Почему?
(Волк олицетворяет зло. Он не просто убивает коров и овец, чтобы прокормить себя «Серый за одно лето порезал коров и овец не меньше, чем резала их раньше целая стая». Зимой он ловил больше собак в деревне. До того обнаглел, что однажды, «…» вырвал из рук хозяина собаку». Его ненависть к человеку и собаке безмерна, ведь волчицу и волчат погубили охотники, и лишь ему удалось перемахнуть через флажки: одним зарядом ему оторвало левое ухо, другим – половину хвоста. Волк - хищник, в его мире действует закон силы и выживания.)
-
Почему Травка не одичала, хотя волк и собака из одного семейства?
-
Как Травка хранила верность Антипычу?
-
Почему вой Травки по Антипычу назван «молитвой»?
(Травка воем своим призывала Антипыча, она хранила ему верность. Даже поймав зайца, Травка не могла его есть, а ждала хозяина.)
Посмотрите кадр из фильма (=3.37.). Сравните фильм и книгу. Найдите несоотвествия.
(Собаку называет Затравка. Собака тянула за ремень ружья, а в книге Митраша схватил Травку за задние ноги, и она его вытянула.)
(Митраша повзрослел, пережив страх смерти, потери, узнав цену любви – ему открылась «правда Антипыча», известная Травке, потому-то она и признала в нём хозяина.)
Учитель:
Об истинной человеческой правде Травка напомнила и Насте.
(Девочка, желая покормить собаку, потянулась за хлебом, который лежал в корзине и оказался засыпанный клюквой, что его невозможно было достать. Это означало, что Настя столько времени не вспоминала о брате.)
(Лось не видит в девочке человека; Настя, словно сбросила с себя змеиную кожу и вспомнила о брате.)
(Это не случайно, маленький кусочек Св. земли, где человека очищает сама земля.)
(Отдала всю свою целебную ягоду эвакуированным из блокадного Ленинграда детям, так как мучилась за свою жадность.)
Вывод:
(Писатель обращает внимание на гармонию природы, где ничего не исчезает бесследно; убеждает нас в силе добра и любви. Кладовая солнца – это не только торф, находящийся в болоте, это ещё и тепло, и ласка, которые солнце дарит всему живому на земле.)
-
Творческое задание
Составьте диаманту:
1 группа – Настя – Митраша
2 группа – Слепая елань – Палестинка
3 группа – волк Серый помещик – собака Травка
4 группа – Хвойные (ель и сосна) – Клюква
-
Хвойные (ель и сосна) -
Огромные, несчастные -
Прокалывают, завывают, пугают -
Борьба, боль – мир, здоровье -
Помогает, лечит, насыщает -
Маленькая, полезная -
Клюква | -
Слепая елань -
Опасная, смертельная -
Угрожает, затягивает, губит -
Горе, пустота – радость, вдохновение -
Наполняет, очищает, обновляет -
Щедрая, славная -
Палестинка |
-
Волк Серый помещик -
Злой, жестокий -
Воет, вредит, губит -
Кровожадность, ненависть – милосердие, верность -
Охотится, ждёт, спасает -
Добрая, преданная -
Травка | 1)Настя -
Хлопотливая, трусливая -
Убирает, готовит, жадничает -
«золотая курочка», любовь - «мужичок в мешочке», совесть -
Хозяйничает, поучает, упрямится -
Самонадеянный, смелый 7) Митраша |
Оценка:
-
На столе у каждой группы лежит весёлая клюква. Подарите её команде, диаманта которой вам понравилась.
-
Оцените себя по стрелке компаса.
Учитель:
Говоря о природе, очеловечивая её, Пришвин показывает в ней то, что имеет сходство с человеческой жизнью.
Вернёмся к эпиграфу.
/эпиграф открывается на слайде/
Я ведь, друзья мои, пишу
о природе, сам же о людях только и думаю!
М.М. Пришвин
Рефлексия:
Учитель:
Остались на доске слова, о которых Пришвин тоже думал, хотел ими озаглавить будущую сказку-быль.
-
Составьте предложение с включением данных слов, которое бы охарактеризовало ваше отношение к произведению Пришвина.
-
Оцените себя по стрелке компаса, поставьте флажок.
Д.З.
1)чтение статьи о творчестве В.Г. Распутина (с. 85-86);
2) подготовить рассказ об истории создания рассказа «Уроки французского» (с. 86-87)
Группа _______________________________
Определение
темы урока
5
Активность
на уроке
Достижение
задач урока
1
2
4
3
Владение художественным материалом
Творческое задание