СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Человек и природа в сказке -были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по сказке - были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Человек и природа в сказке -были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"»

Урок по теме:

«Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

Цели УУД:

Личностные: участие в творческом процессе, развитие и реализация творческих способностей (развивать представление о портретной характеристике персонажей, определять роль пейзажа в литературном произведении, выразительно читать фрагменты (в том числе по ролям), участвовать в коллективном диалоге), интерес к творчеству писателя.

Регулятивные: планирование деятельности (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата), оценивание правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Познавательные: получение необходимой информации из текста, умение анализировать, сравнивать, узнавать и определять объекты в соответствии с содержанием.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Оборудование: раздаточный материал с иллюстрациями к сказке, заданиями, презентации, фрагмент из фильма, аудиофайл с голосами птиц весной, реквизит для инсценировок.


ХОД УРОКА


1. Вступительное слово учителя

Писателя М.М. Пришвина называли «ведуном», так называли в народе магов, чародеев, волшебников, потому что они много знали о чём-либо или ведали.

  • За что Пришвина назвали волшебником?

(Писатель умеет видеть чудеса в том, чего люди, поглощённые делами и заботами, могут не увидеть. Его искусное перо превращает, например, обычный старый пень в удивительную сказку, которая обязательно преподнесёт урок доброты и жизненной мудрости.)


2. Эпиграф (в эпиграфе закрыты слова «природе» и «людях»)


Писатель признавался:

Я ведь, друзья мои, пишу

о природе, сам же о людях только и думаю!

М.М. Пришвин


Учитель:

О чём писал и о ком думал Пришвин? Попробуем разгадать эту загадку, а поможет нам мудрая, философская сказка, с помощью которой мы заглянем в глубинную суть образов.

    • Какое произведение мы изучаем?

(на доске записана часть темы /слова «человек и природа» скрыты/

и … в сказке-были М.М. Пришвина « »

/Из слов, которые прикреплены на доске, выбираем, словосочетание «кладовая солнца» и прикрепляем к теме на место названия произведения/

Эта сказка станет нашим поводырём. А вот какие образы стали главными в произведении Пришвина, узнаем, когда пойдём вслед за автором и его героями Настей и Митрашей Весёлкиными.

Дневниковые записи Пришвина свидетельствуют о том, как тщательно писатель подбирал названия своему произведению.

  • Что означают эти названия? /обращаю внимание на доску и слова, вывешенные на ней; выбираем из слов на доске: ребята, клюква, тропа, друзья, сладкая, дружные, Антипыч, испытания, друг, человек, болото, природа, Блудово/

(Это рабочие названия его будущей «Кладовой солнца»: «Дружные ребята», «Сладкая клюква», «Друзья», «Друг человека», «Блудово болото», Тропа Антипыча», «Тропа испытаний»)

    • Какое из этих названий вы бы оставили в качестве заглавия к сказке Пришвина?

3. Проверка д/з «Тайна топонимов» (каждая группа готовила презентацию)


Учитель:

Нельзя не заметить, что среди рабочих названий произведения дважды встречается слово «тропа», а отправляясь по ней, мы можем оказаться в разных местах, и места эти могут иметь интересные названия. Например, те, которыми названы ваши группы:

1 – «Блудово болото»; 2 – «Сухая речка»; 3 – «Слепая елань»; 4 – «Палестинка».

Я попрошу представителей групп раскрыть тайну топонимов* (собственное имя, обозначающее название географического объекта). В д/з вы должны были найти их объяснение, в т.ч. и в книге Пришвина, подумать, с чем ассоциируются эти названия и о чём заставляют задуматься?

(Сегодня, как и Пришвин, мы будем вести свои наблюдения и фиксировать их в личных рабочих тетрадях и дневниках, которые лежат у вас на столах.

Визитную карточку групп регистрируем в таблички (они распечатаны для каждого и лежат на столах.)

(1 – «Блудово болото»: «Блудово болото начиналось непроходимою зарослью ивы, ольхи и других кустарников. «…» Это Блудово болото было дном древнего моря. «…» Всё Блудово болото, со всеми своими огромными запасами, горючего торфа, есть кладовая солнца…»

Название явно связано с глаголом «блуждать» (синонимы: петлять, бродить, скитаться, кружить, попадать) и потому ассоциируется с человеческими заблуждениями, ошибками, намекает на трудный, запутанный путь.)

2 – «Сухая речка»: «Сухая речка большим полукругом огибает Блудово болото.» Речка вроде есть, а воды в ней нет. Известно выражение «река жизни», которое обозначает полную сил и энергии человеческую жизнь. Но чем старше человек становится, тем меньше сил, убывают воды, мелеет река и в конце высыхает вовсе, может быть, уходит под землю. Так приходит старость. Сухая река, видимо, относится у Пришвина со старостью. Не случайно волк Серый помещик с семьёй «жил в самых непроходимых завалах Сухой речки», а он уже был старым матёрым волком.

3 – «Слепая елань»: «Слепая елань было место погибельное, и тут на веках немало затянуло в болото людей и ещё больше скота.» Слепая елань – часть огромного Блудова болота, самая опасная и гибельная именно потому, что скрыта, незаметна, её можно принять за полянку. Видит её только внимательный и опытный человек, ведь самонадеянности она не прощает, поэтому Слепую елань можно считать символом духовной слепоты, незрелости и самонадеянности.

4 – «Палестинка»: «…есть палестинка в лесу, и клюква там осыпучая…» Палестинкой называют в народе отменное местечко в лесу. Это понятие ещё можно соотнести с Палестиной, местом, куда люди совершают паломничество и где прошёл свой земной путь Христос, поэтому синонимами слова Палестина являются выражения «земля Господня», «Святая земля», «земля обетованная». Это место, куда стремится душа человека, чтобы прикоснуться к чудесному.)


Учитель:

    • Какой путь должен пройти человек, чтобы найти сокровище?

(Долгий, трудный, непростой)

Не случайно Митраша и Настя ищут именно палестинку, красную от клюквы.

  • Можно клюкву назвать природным сокровищем? Почему?

(Клюква - кислая и очень полезная ягода. Клюкву парят в горшках вместе с сахарной свёклой и пьют чай с ней и с сахаром. Из неё получается замечательный кисель и морс. Её считают целебным лекарством от всех болезней.)

  • А вы помните описание Пришвиным, как растёт клюква? Найдите в тексте прочитайте.

(9 глава: «Наклонишься взять одну, попробовать, и тянешь вместе с одной ягодинкой зелёную ниточку со многими клюквинками. Захочешь – и можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных кровяно-красных ягод.»)

  • Каким эпитетом характеризует клюкву автор?

(Кровяно-красный цвет становится символом страдания(кровь) и жизни, её полноты и радости.)

Вот так и человеческая жизнь, словно ниточка «клюквенного кровяно-красного ожерелья», на которую нанизаны радостные и печальные события, а оборвётся ниточка – может оборваться и жизненный сюжет.

4. Работа с иллюстрациями к произведению

Давайте восстановим сюжетную линию истории Пришвина.

Расположите иллюстрации, которые напечатаны в вашем дневнике, по порядку. Озаглавьте каждую картинку.


1 2 3






5 6





4





8





9

7



1. ( ) ______________________ 6. ( ) ________________________

2. ( ) ______________________ 7. ( ) ________________________

3. ( ) ______________________ 8. ( ) _________________________

4. ( ) _______________________ 9. ( ) ________________________

5. ( ) _______________________

Ключ:

1 (2) «Охотники за клюквой»

2 (6) «У Лежачего камня»

3 (5) «Правда Антипыча»

4 (3) «Волк Серый помещик – гроза края»

5 (1) «В плену у Слепой елани»

6 (4) «На палестинке»

7 (8) «Лось не замечал в ней человека»

8 (9) «Спасение Митраши»

9 (7) «Друзья снова вместе»

Проверка

  1. хронология проводится по слайду;

  2. заголовки к иллюстрациям зачитываются (от каждой группы по 2-3 заголовка)

«Кладовая солнца иллюстрировалась многими художниками (Е. Рачёв, И. Бруни, И. Гриль, В. Коваленко, Г. Никольский…)

    • Чем обогатили ваши представления художники?

Оценка фиксируется в дневник:

    • Что было самой чудесной вещью в сказке? (компас)

    • В какое направление показывала стрелка компаса Митраше? (на север)

    • Что с ним случилось? (он чуть не погиб)


Стрелка компаса будет для вас ориентиром верного или неверного ответа. Вы сейчас на математике изучаете положительные и отрицательные числа. Красная стрелка будет условно обозначать положительные и верные ответы, а синяя – отрицательные или неверные. От середины и до конца красной стрелки вы будете расставлять флажки: если ответ верный вы ставите на конец стрелки флажок, если ответ верный, но с погрешностью – ставите флажок ближе к середине стрелки; если ответ неверный – на конец синей стрелки, с погрешностью – ближе к середине синей стрелки.


1. за иллюстрации

2. птичьи голоса

3. за диаманту

4. рефлексия


Учитель:

Суть пришвинского повествования прослеживает абсолютное единение каждой детали текста.

Дети отправляются в лес, а находясь в лесу, мы не можем не слышать птичьего многоголосья (Включить птичьи голоса – аудиофайл).

  • Оглянитесь вокруг и вы увидите, как разговаривают птицы в сказке Пришвина.

  • Переведите птичий язык на человеческий (даны птичьи звукоподражания, подберите и запишите пришвинский перевод в дневник наблюдений)

«Кра!» - крикнула ворона в гнезде.


«Дрон-тон!» - крикнул сторожевой ворон.


«Дри-ти-ти! Дра-та-та! – начали трещать сороки.


«Ур-гур-гу», - бормотали тетерева.



«Кра!» - крикнула ворона в гнезде.

«Берегись!»

«Дрон-тон!» - крикнул сторожевой ворон.

«Скоро будет пожива!»

«Дри-ти-ти! Дра-та-та! – начали трещать сороки.

«Попался!»

«Ур-гур-гу», - бормотали тетерева.

«Круты перья оборву!»

Представители (2 человека) каждой группы подходят и снимают одну карточку зелёную, другую – красную, соотнося их друг с другом.

  • Что означает крик вороны в гнезде? («Берегись!»)

  • А сторожевого ворона? («Скоро будет пожива!»)

  • Что же протрещали сороки? («Попался!»)

  • А что означает «ур-гур-гу» с тетеревиного? («Круты перья оборву!»)


Оцените себя. Поставьте флажок на стрелке компаса.


  • Как вы думаете, почему столько лесных голосов описывает Пришвин?

(Они служат и фоном окружающей природы, и участниками событий; на протяжении всей истории Насти и Митраши птицы предупреждают брата и сестру об опасности.)


Учитель:

Птицы предвещают беду, и мы чувствуем напряжение. И герои оказались на распутье, как в сказке. Перед ними две тропы, которые расходятся у Лежачего камня. Давайте остановимся у камня и вспомним, какое событие, случившееся с Настей и Митрашей, едва не привело к трагедии? (Спор детей у Лежачего камня.)

Инсценировка «Спор детей» (бонус команде - клюкву)


М: - Нам надо по этой на север.

Н: - Это не тропа!

М: - Вот ещё! Люди шли, значит тропа. Нам надо на север. Идём, и не разговаривай больше.

Н: - Смотри, какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умней всех?

М: - Пусть ходят все люди. – Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке.

Н: - Отец нам сказки рассказывал, он шутил с нами. Очень даже будет глупо нам по стрелке идти – как раз не на палестинку, а в самую Слепую елань угодим.

М: - Ну ладно, я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропе, на север.


    • Кто из детей, по-вашему, был прав? Почему?

(Автор осуждает детей за ссору и даёт понять, что каждый из них виноват. Митраша пренебрёг опытом поколений и за самонадеянность был наказан; Настя не проявила решимости и терпения по отношению к брату и подтолкнула его к опасности.)

    • Найдите и прочитайте эпизод о сосне и ели. Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели?

(глава 4: «Лет двести тому назад ветер-сеятель принёс два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня… С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, старясь обогнать друг друга. Деревья разных пород ужасно боролись между собой корнями за питание, сучьями - за воздух и свет. Поднимаясь всё выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья стонали и выли на всё Блудово болото, как живые существа. До того это было похоже на стон и вой живых существ, что лисичка, свёрнутая на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему.»

Причина несчастья деревьев – в эгоистичном стремлении самоутвердиться за счёт другого; в из разобщённости)

    • Какие слова определяют взаимоотношения ели и сосны?

(«Деревья … боролись между собой корнями за питание…»

    • Какое влияние оказывала «несчастная жизнь» деревьев на жизнь остальных обитателей Блудова болота?

(Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Пришвин описывает тревогу и страх лисицы, используя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами «лисичка», «в клубочек», «мордочку», которые делают её ещё более беззащитной и маленькой.)


Учитель:

Пришвин писал в своём дневнике: «великое солнце любит все ветки, все лапки, все иголочки…» В этом смысле все люди и все существа составляют дерево. Оно счастливо, если счастлива его каждая иголочка, и оно не может быть счастливо, если страдает хотя бы одна веточка.


Вой деревьев перекликается с воем волка и собаки.

    • Где обитал волк Серый помещик? (на Сухой речке)

    • Расскажите историю волка.

    • Почему автор не жалеет его? А можно его пожалеть? Почему?

(Волк олицетворяет зло. Он не просто убивает коров и овец, чтобы прокормить себя «Серый за одно лето порезал коров и овец не меньше, чем резала их раньше целая стая». Зимой он ловил больше собак в деревне. До того обнаглел, что однажды, «…» вырвал из рук хозяина собаку». Его ненависть к человеку и собаке безмерна, ведь волчицу и волчат погубили охотники, и лишь ему удалось перемахнуть через флажки: одним зарядом ему оторвало левое ухо, другим – половину хвоста. Волк - хищник, в его мире действует закон силы и выживания.)

    • Почему Травка не одичала, хотя волк и собака из одного семейства?

    • Как Травка хранила верность Антипычу?

    • Почему вой Травки по Антипычу назван «молитвой»?

(Травка воем своим призывала Антипыча, она хранила ему верность. Даже поймав зайца, Травка не могла его есть, а ждала хозяина.)

      • Кто стал хозяином Травки?

  • Как называли Митрашу в селе? Почему?

  • Как такой деловитый мальчик попал в Слепую елань?

Посмотрите кадр из фильма (=3.37.). Сравните фильм и книгу. Найдите несоотвествия.

(Собаку называет Затравка. Собака тянула за ремень ружья, а в книге Митраша схватил Травку за задние ноги, и она его вытянула.)

  • Прежде Пришвин называл Митрашу «маленьким человеком», а после спасения его из болота герой стал «большим человеком». Что произошло?

(Митраша повзрослел, пережив страх смерти, потери, узнав цену любви – ему открылась «правда Антипыча», известная Травке, потому-то она и признала в нём хозяина.)


Учитель:

Об истинной человеческой правде Травка напомнила и Насте.

  • Как это случилось?

(Девочка, желая покормить собаку, потянулась за хлебом, который лежал в корзине и оказался засыпанный клюквой, что его невозможно было достать. Это означало, что Настя столько времени не вспоминала о брате.)

  • С какими животными повстречалась Настя на палестинке? Каков смысл эпизода встречи Насти с лосем? Со змеёй?

(Лось не видит в девочке человека; Настя, словно сбросила с себя змеиную кожу и вспомнила о брате.)

  • Случайно ли то, что «пробуждение» Насти произошло на палестинке?

(Это не случайно, маленький кусочек Св. земли, где человека очищает сама земля.)

  • Кому отдала Настя собранную клюкву?

(Отдала всю свою целебную ягоду эвакуированным из блокадного Ленинграда детям, так как мучилась за свою жадность.)


Вывод:

  • Что же хотел сказать Пришвин, называя произведение «Кладовая солнца»?

(Писатель обращает внимание на гармонию природы, где ничего не исчезает бесследно; убеждает нас в силе добра и любви. Кладовая солнца – это не только торф, находящийся в болоте, это ещё и тепло, и ласка, которые солнце дарит всему живому на земле.)


  1. Творческое задание

Составьте диаманту:

1 группа – Настя – Митраша

2 группа – Слепая елань – Палестинка

3 группа – волк Серый помещик – собака Травка

4 группа – Хвойные (ель и сосна) – Клюква


  1. Хвойные (ель и сосна)

  2. Огромные, несчастные

  3. Прокалывают, завывают, пугают

  4. Борьба, боль – мир, здоровье

  5. Помогает, лечит, насыщает

  6. Маленькая, полезная

  7. Клюква

  1. Слепая елань

  2. Опасная, смертельная

  3. Угрожает, затягивает, губит

  4. Горе, пустота – радость, вдохновение

  5. Наполняет, очищает, обновляет

  6. Щедрая, славная

  7. Палестинка

  1. Волк Серый помещик

  2. Злой, жестокий

  3. Воет, вредит, губит

  4. Кровожадность, ненависть – милосердие, верность

  5. Охотится, ждёт, спасает

  6. Добрая, преданная

  7. Травка

1)Настя

  1. Хлопотливая, трусливая

  2. Убирает, готовит, жадничает

  3. «золотая курочка», любовь - «мужичок в мешочке», совесть

  4. Хозяйничает, поучает, упрямится

  5. Самонадеянный, смелый

7) Митраша

Оценка:

  1. На столе у каждой группы лежит весёлая клюква. Подарите её команде, диаманта которой вам понравилась.

  2. Оцените себя по стрелке компаса.


Учитель:

Говоря о природе, очеловечивая её, Пришвин показывает в ней то, что имеет сходство с человеческой жизнью.

Вернёмся к эпиграфу.

    • Какие ключевые слова мы добавим в эпиграф? О ком и о чём писал М.М. Пришвин? Догадались, какие слова спрятаны в эпиграфе?

/эпиграф открывается на слайде/

Я ведь, друзья мои, пишу

о природе, сам же о людях только и думаю!

М.М. Пришвин

  • Какие образы стали главными в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»? /из списка слов, прикреплённых на доске, выбираем слова «человек и природа» и перевешиваем на тему урока./


Рефлексия:


Учитель:

Остались на доске слова, о которых Пришвин тоже думал, хотел ими озаглавить будущую сказку-быль.

    • Составьте предложение с включением данных слов, которое бы охарактеризовало ваше отношение к произведению Пришвина.

    • Оцените себя по стрелке компаса, поставьте флажок.


Д.З.

1)чтение статьи о творчестве В.Г. Распутина (с. 85-86);

2) подготовить рассказ об истории создания рассказа «Уроки французского» (с. 86-87)



























































Группа _______________________________



Определение

темы урока



5

Активность

на уроке


Достижение

задач урока

1

2

4

3

Владение художественным материалом

Творческое задание







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя