Организационный момент. | 1. Сообщение темы, целей урока; планируемые результаты. Обращение к значениям слов, записанных на доске. 2. Чтение эпиграфа (Слайды 1-2) Зачем автор рассказал о Коробочке? В ряду помещиков она единственная женщина. Нам ничего неизвестно о её прошлом, семье. Доживает свой век в «порядочной глуши» одинокая вдова коллежского секретаря, хлопочет по хозяйству. Что же «истинно русского, коренного в этом персонаже? | Подготовка к уроку, организация рабочего места. Размышляют над смыслом эпиграфа. | Регулятивные УУД (далее РУУД): целеполагание, саморегуляция РУУД: принятие и сохранение учебной задачи Коммуникативные УУД (далее КУУД): формулирование собственного мнения |
Основные черты характера Коробочки. Реализация домашнего задания по исследованию текста 3 главы поэмы «Мертвые души» | 1.Вступительная беседа. Какой прием был оказан Чичикову? Какая черта проявляется по отношению к гостю? Какой прием использует Гоголь для создания образов помещиков? 2. Учитель обращает внимание учащихся на кластер (слайды № 3, 4), отражающий предметы исследования: портрет, хозяйство, речь, торг, обед, и на обобщающую таблицу «Основные черты Коробочки» 3. Исследование текста Слово для выступления группам учащихся. Обратить внимание на предметно-бытовые детали текста, которые помогают сделать вывод о характере Коробочки. 4. Вывод. По отношению к гостю, вещам, хозяйству мы определили основные черты характера Коробочки: гостеприимство, бережливость, но в то же время замкнутость, недоверчивость, боязливость, мелочная хлопотливость, глупость. Проблемный вопрос: -А что же обозначает фамилия Коробочка? | Ответы уч-ся: Платье Чичикова высушено и вычищено. - перины взбиты, взобраться можно было, лишь подставив стул. - предложено даже почесать ему на ночь пятки.(Гостеприимство) Гоголь использует прием создания характера персонажа через портрет и окружающую его обстановку (комната, усадьба, хозяйство). Переносят таблицу в тетрадь. Выступления учащихся. 1 группа. Два портрета Коробочки (цитаты) Вывод группы: Портрет сливается с характером. Коробочка бережлива, хранит распоротый салоп, обои в комнате старенькие, зеркала старинные. Нежданный гость застал Настасью Петровну врасплох, утром она предстала в более приличном виде. Фланель на шее говорит о ее возрасте, замкнутом образе жизни. (Слайды № 5-7) 2 группа. Хозяйство (вид из окна, цитирование) Вывод: сеть на фруктовых деревьях, чепец на чучеле – самые значимые детали, они говорят о том, что у Коробочки до всего доходят руки, ничего не пропадает в ее хлопотливом хозяйстве. В фольклорной традиции птицы, которые упоминает автор, описывая хозяйство Коробочки (индюки, куры, сороки, воробьи) символизируют глупость, бессмысленную хлопотливость. Метонимический перенос Гоголя – чучело на длинном шесте в чепце хозяйки – пародия, двойник Коробочки. Это усиливает бессмыслицу бережливости одинокой вдовы, которая копит неизвестно для кого и не видит дальше своего носа. 3 группа. Деревня Коробочки. «За огородами следовали крестьянские избы, которые …показывали довольство обитателей, ибо были поддерживаемы как следует: изветшавший тес на крышах везде был заменен новым, ворота нигде не покосились… Чичиков заметил, где запасную почти новую телегу, а где и две». (Описание деревни Коробочки говорит само за себя, она всех приучила к порядку, хорошая, бережливая хозяйка). 4 группа. Речь Коробочки Заполняют первые три строки таблицы. Учащиеся размышляют над вопросом, отвечают. (Коробочка – копилочка, слова-синонимы. Она копит, складывает. Крохоборная, скупая, живет в скорлупе. Другой синоним Коробочки – пестрядевый мешочек | ПУУД: выделение необходимой информации из текста, произвольное построение речевого высказывания. КУУД: сотрудничество с учителем ПУУД: подготовленное высказывание в устной форме; анализ, умение доказывать , делать выводы, восприятие текста художественного произведения. КУУД: активность в решении познавательных задач, построение монологического высказывания, Планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками, умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, соблюдение правил общения. РУУД: оценка правильности выполнения задания. Личностные УУД: работа в группе, развитие познавательных интересов ПУУД: восприятие текста, анализ услышанного и прочитанного. ЛУУД: моральная оценка героя |
Просмотр фрагмента кинофильма «Мертвые души» (реж. М.Швейцер) Сцена торга | Вопросы к просмотренному фрагменту. - Как в фильме создается образ Коробочки? - Какие качества героини проявились в сцене торга? - После беседы с Коробочкой Чичиков был весь в поту, как в реке: все, что было на нем, начиная от рубашки до чулок, все было мокро. Чем же уморила Коробочка Чичикова? - Каким в этой сцене видим Чичикова? Что нового открылось в этом персонаже? | Смотрят кинофрагмент. После просмотра отмечают, что в фильме создано внешнее сходство с героиней, фоном даются звуки: мычание коров, пение петуха (символично для образа Коробочки) Делают выводы: Коробочка уморила Чичикова своей бестолковостью, подозрительностью, скупостью, упрямством. Заполняют строку в таблице «общечеловеческий тип» - дубинноголовая, закоснелый, ограниченный человек. Обращаются к презентации (слайд 8-9) Характеризуют Чичикова: он не церемонится с собеседницей, т.к. она небогата. Чичиков разный. Слащаво-обходительный с Маниловым, грубый с бестолковой Коробочкой, легко может обмануть, пообещав заехать еще раз.) | ПУУД: развитие мыслительных операций: сравнение текста и его экранизации, анализ. ЛУУД: воспитание интереса к отечественному кино. КУУД: умение выразить мысль в соответствии с задачей. ПУУД: построение суждения об объекте. ЛУУД: моральная оценка героя |
Сцена обеда | Сделка, наконец, совершена. Коробочка решила задобрить сердитого Чичикова и пригласила его закусить. Обращается к слайду № 10. - Какая черта характера при угощении проявляется? | Читают отрывок из текста главы, вынесенного на слайд. Подготовленный учащийся выступает с сообщением о значении архаизмов, называющих блюда: пряглы, скородумки, шанежки, припек, сняток и др. (Использование словаря В.И.Даля) (Хлебосольство, гостеприимство). | ПУУД: поиск необходимой информации в словаре, построение речевого высказывания, развитие творческого воображения. КУУД: умение выразить мысль в соответствии с задачей. |
Итоги урока | Обратимся снова к эпиграфу урока. Итак, Гоголь, знакомя нас с помещицей Коробочкой, обращает внимание на истинно русские, коренные свойства наши. С одной стороны,- это гостеприимство, хлебосольство, бережливость, а с другой стороны, - это мелочная хлопотливость, дубинноголовость, упрямство, подозрительность и тупость. Давайте заполним последнюю строку таблицы: почему Коробочка «мертвая душа» Слайд № 11 Вы правы. Не случайно, прощаясь с Коробочкой, Гоголь восклицает: «Коробочка ли, Манилов ли, хозяйственная жизнь или не хозяйственная – мимо них». Обращение к слайду 12, иллюстрирующему авторскую позицию. | Размышляют над вопросом, обращаются к описанию часов: «Понатужась всеми силами» часы прохрипели, значит, время ползет, как змея, «со страшным шипением», стрелки ходят – бродят по замкнутому кругу мимо «нарисованных цветов». И ничего не меняется в усадьбе Коробочки. Звуковой образ бьющих часов подчеркивает, что проходят десятилетия, а старушечий быт остается неизменным, она ничем не интересуется, живет в глуши, в ее жизни нет никаких событий, она примитивна, скучна, поэтому Коробочка духовно мертва, ее можно назвать «мертвой душой» | РУУД: осознание учащимся того, что усвоено. ЛУУД: соотнесение своей части работы с общим замыслом. ПУУД: обобщение, систематизация |