Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Уватская средняя общеобразовательная школа»
Уватского муниципального района
Окружной конкурс профессионального мастерства «Метапредметный урок»
Номинация: конспект метапредметного урока для детей с ОВЗ
Конспект урока чтения и развития речи
по теме «Обобщение по разделу «Картины родной природы. Лето.»»
Ляшова Татьяна Петровна,
учитель начальных классов, высшей категории
Май 2020
Пояснительная записка
Тема | Обобщение по разделу «Картины родной природы. Лето». |
Программа | по чтению и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой (изд.центр ВЛАДОС, 2011 г.) и ориентирована на учебник: Чтение. 5 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (автор-составитель З.Ф. Малышева Москва «Просвещение», 2016 г.) |
Предмет, класс | Чтение и развитие речи, 5 класс |
Место урока в изучаемой теме, курсе | 9 урок в изучаемой теме /33 урок в курсе |
Краткая характеристика возрастной группы/ класса (количественная, психологическая, по уровню развития) | 1 учащийся, занимающийся на домашнем обучении по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) |
Цели и задачи урока | Цель: на материале произведений раздела обобщить полученные знания по теме «Лето». Задачи: образовательные: развивать интерес к чтению художественной литературы, отрабатывать навыки выразительного, осознанного чтения и рассказывания; коррекционно-развивающие: корригировать и развивать речь, память обучающегося, творческое воображение на основе развивающих заданий; воспитательные: воспитывать умение видеть прекрасное и положительные мотивации к предмету. |
Используемые методы и приемы | наглядный, словесный, репродуктивный, практический, проблемного изложения, «синквейн», игра, «интрига», выборочное чтение, чтение наизусть. |
Необходимое оборудование | учебник: Чтение. 5 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (автор-составитель З.Ф. Малышева Москва «Просвещение», 2016 г.); проектор, компьютерная презентация, карточки с заданием, графическая схема составления синквейна. |
Ход урока
этапы урока | действие учителя | действия ученика |
Организационный момент. Цель: психологическая подготовка учащегося к общению и предстоящему занятию, обеспечение благоприятного для работы климата на уроке. | - Давай наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу. | Ученик повторяет слова за учителем. |
Мотивационный момент Цель: подготовка к активному и сознательному усвоению материала | - Какое сегодня число? - Какой сегодня день недели? - Какой сейчас месяц? - Какой урок? - Чему мы учимся на уроках чтения? - Вот и сегодня мы с тобой будем учиться выразительно читать и понимать смысл того, что прочитали, отвечать на вопросы | Ученик отвечает на вопросы Ученик отвечает: правильно читать, понимать смысл прочитанного, пересказывать, отвечать на вопросы |
Выход на тему урока Цель: развитие инициативы и стремления к активной деятельности. | - Давай расшифруем тему сегодняшнего урока. - Выбери буквы, которые не повторяются (См. приложение 1): БббАааЛннНЕппррРртВввШшшЫЫОуу | Ученик обводит на карточке не повторяющиеся буквы. Из оставшихся букв получает слово «лето». |
Речевая разминка Цель: развитие речевого аппарата, формирование интонационной выразительности речи. | Работа со стихотворением (Слайд) Сколько солнца! Сколько света! Сколько зелени кругом! Что же это? Это лето! (Татьяна Бокова) | Ученик читает: шепотом, спокойно, громко выразительно |
Целеполагание Цель: организация и направление к цели познавательной деятельности учащегося. | - Лето - самое красивое, яркое время года. Оно дарит нам любимые праздники, весёлые игры, купание в реке, ягоды, грибы и многое другое. Сегодня на уроке мы повторим произведения, изученные нами по теме «Лето» (Слайд). | |
Работа по теме урока (проза) Цель: организация познавательной деятельности учащегося, формирование самоконтроля | - Рассмотри иллюстрацию на экране и скажи, к какому произведению она соответствует. (Слайд) - В каком рассказе ты прочитал о первой летней ягоде и о первых грибах? - Найди в рассказе отрывок, который подходит к иллюстрации, и выразительно прочитай вслух. - Рассмотри следующие иллюстрации. - Как называется рассказ А. Платонова? - Используя иллюстрацию, перескажи содержание отрывка рассказа. - Оцени свою работу на этом этапе урока. - Да, лето – удивительная пора. Можно целый день проводить на свежем воздухе, это ведь так полезно. | Ученик смотрит, рассказывает, что видит на экране, называет название произведения и автора: Г. Скребицкий «Июнь» Ученик находит отрывок, читает. Ученик смотрит, рассказывает, что видит на экране, называет название произведения: «Июльская гроза»; пересказывает; дает самооценку |
Физкультминутка с Крошем Цель: внесение эмоционального заряда, совершенствование общей моторики | - А ты знаешь, Крош летом любит делать зарядку на лужайке. Давай присоединимся к нему (См. приложение 2). | |
Работа по теме урока (поэзия) Цель: организация познавательной деятельности учащегося, формирование самоконтроля | - А ты любишь лето? Почему? - Твою любовь к лету разделяют (предложение строится в зависимости от ответа ученика) и поэты. Мы с тобой прочитали в этом разделе три стихотворения. Давай вспомним их авторов. Посмотри на карточку, прочитай названия и авторов. Твоя задача соединить названия стихотворений, записанных на карточке с авторами, которые их написали (См. приложение 3). - Проверь с экрана (Слайд). Нажимай на названия стихотворений, смотри правильный ответ, сравни со своим ответом. Если верно, то поставь +. - Прочитай наизусть стихотворение, которое произвело на тебя особенное впечатление. | Ученик отвечает на вопрос, рассказывает, почему любит (или не любит) лето. Ученик работает самостоятельно; проверяет по образцу; комментирует и оценивает свою работу. Ученик читает наизусть. |
Творческая рефлексия Цель: подведение итога, изложение чувств и представления в нескольких словах. | - В заключение урока предлагаю тебе составить синквейн «Лето», который поможет тем, кто будет его слушать, показать все прелести этого времени года. - Вспомни правила составления синквейна (См. приложение 4). | Ученик самостоятельно по графической схеме вспоминает алгоритм составления синквейна, работает над его составлением; читает синквейн вслух (См. приложение 5) |
Итог урока Цель: углубление осмысления учащимся учебного материала, проверка понимания сущности новых понятий. | - Какие произведения о лете прозвучали сегодня на уроке? - Какое из них помогло лучше представить лето? - Что особенно запомнилось на уроке? - Какая работа понравилась больше всего? | Ученик отвечает на вопросы |
Оценивание Цель: формирование положительного умения самоконтроля | Оценка работы с комментарием педагога. | Ученик оценивает свою работу и настроение на уроке |
Домашнее задание Цель: объяснение особенности выполнения домашнего задания, мотивирование ученика к выполнению домашнего задания. | с. 63, задание 6 (расскажи другу по предложенному в задании плану о лете) | Ученик записывает задание в дневник, задает вопросы по выполнению задания |
Список используемой литературы и интернет-ресурсов:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой.
Калабух Т.В., Клейменова Е.В. Формирование УУД у младших школьников с особыми образовательными потребностями. Коррекционно-развивающие задания и упражнения.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E8%ED%EA%E2%E5%E9%ED правила составления синквейна
Приложение 1.
Выбери буквы, которые не повторяются
БббАааЛннНЕппррРртВввШшшЫЫОуу
Приложение 2.
Физминутка с Крошем на летней лужайке.
https://youtu.be/wje-YR3r-7I
Приложение 3.
«Берёзка» | | Юрий Гордиенко |
«Ярко солнце светит» | | Иван Суриков |
«Вот и клонится лето к закату…» | | Сергей Есенин |
Приложение 4.
Графическая схема составления синквейна
Приложение 5.
Синквейн «Лето» https://youtu.be/1oLh1N9TbV4
Самоанализ урока
Урок по предмету «Чтение и развитие речи» проводился в соответствии с рабочей программой и срокам календарного планирования. Поставленные цели носят коррекционную и практическую направленность. Содержание учебного материала соответствует программным требованиям и направлен на формирование базовых учебных действий с использованием ИКТ, словесных и поисковых методов, приемов сравнения, обобщения, классификации.
Цели и задачи реализовала через современные образовательные технологии: ИКТ – использовала ТСО, ресурсы Интернета при подготовке к уроку, авторский медиапродукт: электронная презентация; элементов здоровьесберегающих технологий (смена видов деятельности, физкультминутка, артикуляционная гимнастика, посадка за партой при чтении); коррекционной технологии: создание ситуации успеха, развитие коммуникативных навыков через побуждение к речемыслительной деятельности, коррекция речи, зрительного и слухового восприятия.
Задачи урока я сообщила в доступной форме для учащегося. При подведении итога каждого этапа урока ученик выполнял анализ своей работы.
Анализируя урок, отмечу, что материал, предлагаемый учащимся, я составляла, учитывая возможности и индивидуальные особенности учащегося, его уровнем развития. В течение всего урока осуществляла дифференцированный подход и индивидуальную работу в соответствии со способностями и психофизическими возможностями данного ученика. Задания, примененные на уроке, были адекватны целям данного урока. Многие задания, игровые приёмы, художественное слово, дидактические игры, наглядность, используемая в ходе уроке, раздаточный материал и физкультурная пауза, способствовали повышению интереса ученика к уроку, формированию положительной школьной мотивации. Содержание заданий было доступно учащемуся. Тема урока имела непосредственную связь с жизнью, а также межпредметные связи с уроками: окружающий мир, СБО. Надо отметить, что ученик имеет дефекты в речи. В ходе всего урока я опиралась на пассивный словарь учащегося, переводя его в активный, обогащала лексико-грамматический строй речи, а также уделяла большое внимание развитию речи у учащегося: была проведена речевая разминка, отвечал на вопросы, выборочно читал из учебника, рассказывал наизусть. В течение урока я следила за правильной речью учащегося, учитывая нарушения в речи, добивалась ответов на поставленные вопросы, побуждая вступать в диалог, монолог.
В целях сохранения и укрепления здоровья учащегося был проведена физкультминутка для снятия мышечного напряжения.
Считаю, что в целом достигла планируемого результата.