СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока чтения и развития речи по теме «Обобщение по разделу «Картины родной природы. Лето.»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока составлен на основе учебника Чтение 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций,реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /автор-составитель: З.Ф.Малышева.–. М.: Просвещение, 2016. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока чтения и развития речи по теме «Обобщение по разделу «Картины родной природы. Лето.»»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Уватская средняя общеобразовательная школа»

Уватского муниципального района

Окружной конкурс профессионального мастерства «Метапредметный урок»








Номинация: конспект метапредметного урока для детей с ОВЗ

Конспект урока чтения и развития речи

по теме «Обобщение по разделу «Картины родной природы. Лето.»»













Ляшова Татьяна Петровна,

учитель начальных классов, высшей категории







Май 2020

Пояснительная записка

Тема

Обобщение по разделу «Картины родной природы. Лето».

Программа

по чтению и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой (изд.центр ВЛАДОС, 2011 г.) и ориентирована на учебник: Чтение. 5 класс учебник  для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (автор-составитель З.Ф. Малышева Москва «Просвещение», 2016 г.)

Предмет, класс

Чтение и развитие речи, 5 класс

Место урока в изучаемой теме, курсе

9 урок в изучаемой теме /33 урок в курсе

Краткая характеристика возрастной группы/ класса (количественная, психологическая, по уровню развития)

1 учащийся, занимающийся на домашнем обучении по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Цели и задачи урока

Цель: на материале произведений раздела обобщить полученные знания по теме «Лето».

Задачи:

образовательные: развивать интерес к чтению художественной литературы, отрабатывать навыки выразительного, осознанного чтения и рассказывания;

коррекционно-развивающие: корригировать и развивать речь, память обучающегося, творческое воображение на основе развивающих заданий;

воспитательные: воспитывать умение видеть прекрасное и положительные мотивации к предмету.

Используемые методы и приемы

наглядный, словесный, репродуктивный, практический, проблемного изложения, «синквейн», игра, «интрига», выборочное чтение, чтение наизусть.

Необходимое оборудование

учебник: Чтение. 5 класс учебник  для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (автор-составитель З.Ф. Малышева Москва «Просвещение», 2016 г.); проектор, компьютерная презентация, карточки с заданием, графическая схема составления синквейна.

Ход урока

этапы урока

действие учителя

действия ученика

Организационный момент.

Цель: психологическая подготовка учащегося к общению и предстоящему занятию, обеспечение благоприятного для работы климата на уроке.

- Давай наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.




Ученик повторяет слова за учителем.


Мотивационный момент

Цель: подготовка к активному и сознательному усвоению материала

- Какое сегодня число?

- Какой сегодня день недели?

- Какой сейчас месяц?

- Какой урок?

- Чему мы учимся на уроках чтения?



- Вот и сегодня мы с тобой будем учиться выразительно читать и понимать смысл того, что прочитали, отвечать на вопросы

Ученик отвечает на вопросы




Ученик отвечает: правильно читать, понимать смысл прочитанного, пересказывать, отвечать на вопросы

Выход на тему урока

Цель: развитие инициативы и стремления к активной деятельности.

- Давай расшифруем тему сегодняшнего урока.

Выбери буквы, которые не повторяются (См. приложение 1):

БббАааЛннНЕппррРртВввШшшЫЫОуу



Ученик обводит на карточке не повторяющиеся буквы. Из оставшихся букв получает слово «лето».

Речевая разминка

Цель: развитие речевого аппарата, формирование интонационной выразительности речи.

Работа со стихотворением (Слайд)

Сколько солнца! Сколько света!

Сколько зелени кругом!

Что же это? Это лето!   (Татьяна Бокова)



Ученик читает: шепотом, спокойно, громко выразительно

Целеполагание

Цель: организация и направление к цели познавательной деятельности учащегося.

- Лето - самое красивое, яркое время года. Оно дарит нам любимые праздники, весёлые игры, купание в реке, ягоды, грибы и многое другое. Сегодня на уроке мы повторим произведения, изученные нами по теме «Лето» (Слайд).


Работа по теме урока (проза)

Цель: организация познавательной деятельности учащегося, формирование самоконтроля

- Рассмотри иллюстрацию на экране и скажи, к какому произведению она соответствует. (Слайд)

- В каком рассказе ты прочитал о первой летней ягоде и о первых грибах?



- Найди в рассказе отрывок, который подходит к иллюстрации, и выразительно прочитай вслух.

- Рассмотри следующие иллюстрации.


- Как называется рассказ А. Платонова?


- Используя иллюстрацию, перескажи содержание отрывка рассказа.

- Оцени свою работу на этом этапе урока.

- Да, лето – удивительная пора. Можно целый день проводить на свежем воздухе, это ведь так полезно.



Ученик смотрит, рассказывает, что видит на экране,

называет название произведения и автора: Г. Скребицкий «Июнь»

Ученик находит отрывок, читает.


Ученик смотрит, рассказывает, что видит на экране,

называет название произведения: «Июльская гроза»;

пересказывает;


дает самооценку

Физкультминутка с Крошем

Цель: внесение эмоционального заряда, совершенствование общей моторики

- А ты знаешь, Крош летом любит делать зарядку на лужайке. Давай присоединимся к нему (См. приложение 2).


Работа по теме урока (поэзия)

Цель: организация познавательной деятельности учащегося, формирование самоконтроля

- А ты любишь лето? Почему?



- Твою любовь к лету разделяют (предложение строится в зависимости от ответа ученика) и поэты.

Мы с тобой прочитали в этом разделе три стихотворения. Давай вспомним их авторов. Посмотри на карточку, прочитай названия и авторов. Твоя задача соединить названия стихотворений, записанных на карточке с авторами, которые их написали (См. приложение 3).

- Проверь с экрана (Слайд). Нажимай на названия стихотворений, смотри правильный ответ, сравни со своим ответом. Если верно, то поставь +.

- Прочитай наизусть стихотворение, которое произвело на тебя особенное впечатление.

Ученик отвечает на вопрос, рассказывает, почему любит (или не любит) лето.









Ученик работает самостоятельно;

проверяет по образцу;


комментирует и оценивает свою работу.


Ученик читает наизусть.

Творческая рефлексия

Цель: подведение итога, изложение чувств и представления в нескольких словах.


- В заключение урока предлагаю тебе составить синквейн «Лето», который поможет тем, кто будет его слушать, показать  все прелести этого времени года.

- Вспомни правила составления синквейна (См. приложение 4).







Ученик самостоятельно по графической схеме вспоминает алгоритм составления синквейна, работает над его составлением;

читает синквейн вслух (См. приложение 5)

Итог урока

Цель: углубление осмысления учащимся учебного материала, проверка понимания сущности новых понятий.

- Какие произведения о лете прозвучали сегодня на уроке?

 - Какое из них помогло лучше представить лето?

 - Что особенно запомнилось на уроке?

- Какая работа понравилась больше всего?

Ученик отвечает на вопросы

Оценивание

Цель: формирование положительного умения самоконтроля

Оценка работы  с комментарием педагога.

Ученик оценивает свою работу и настроение на уроке

Домашнее задание

Цель: объяснение особенности выполнения домашнего задания, мотивирование ученика к выполнению домашнего задания.

с. 63, задание 6 (расскажи другу по предложенному в задании плану о лете)

Ученик записывает задание в дневник, задает вопросы по выполнению задания



Список используемой литературы и интернет-ресурсов:


Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой.

Калабух Т.В., Клейменова Е.В. Формирование УУД у младших школьников с особыми образовательными потребностями. Коррекционно-развивающие задания и упражнения.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E8%ED%EA%E2%E5%E9%ED правила составления синквейна




























Приложение 1.





Выбери буквы, которые не повторяются



БббАааЛннНЕппррРртВввШшшЫЫОуу







































Приложение 2.

Физминутка с Крошем на летней лужайке.

https://youtu.be/wje-YR3r-7I













































Приложение 3.



«Берёзка»


Юрий Гордиенко

«Ярко солнце светит»


Иван Суриков

«Вот и клонится лето к закату…»


Сергей Есенин









































Приложение 4.

Графическая схема составления синквейна















































Приложение 5.

Синквейн «Лето» https://youtu.be/1oLh1N9TbV4













































Самоанализ урока

Урок по предмету «Чтение и развитие речи»  проводился в соответствии с рабочей программой и срокам календарного планирования. Поставленные цели носят коррекционную и практическую направленность. Содержание учебного материала соответствует программным требованиям и направлен на формирование базовых учебных действий с использованием ИКТ, словесных и поисковых методов, приемов сравнения, обобщения, классификации.

Цели и задачи реализовала через современные образовательные технологии: ИКТ – использовала ТСО, ресурсы Интернета при подготовке к уроку,  авторский медиапродукт:  электронная презентация; элементов здоровьесберегающих технологий (смена видов деятельности,  физкультминутка, артикуляционная гимнастика, посадка за партой при чтении); коррекционной технологии: создание ситуации успеха, развитие коммуникативных навыков через побуждение к речемыслительной деятельности, коррекция речи, зрительного  и слухового восприятия.

Задачи урока я сообщила в доступной форме для учащегося. При подведении итога каждого этапа урока ученик выполнял анализ своей работы.

Анализируя урок, отмечу, что материал, предлагаемый учащимся, я составляла, учитывая  возможности и индивидуальные особенности учащегося, его уровнем развития. В течение всего урока осуществляла дифференцированный подход и индивидуальную работу в соответствии со способностями и психофизическими возможностями данного ученика. Задания, примененные на уроке, были адекватны целям данного урока. Многие задания, игровые приёмы, художественное слово,  дидактические игры, наглядность, используемая  в ходе уроке, раздаточный материал и физкультурная пауза, способствовали повышению интереса ученика к уроку, формированию положительной школьной мотивации. Содержание заданий было доступно учащемуся. Тема урока имела непосредственную связь с жизнью, а также межпредметные связи с уроками: окружающий мир, СБО. Надо отметить, что ученик имеет дефекты в речи. В ходе всего урока я опиралась на пассивный словарь учащегося, переводя его в активный, обогащала лексико-грамматический строй речи, а также  уделяла большое внимание развитию речи у учащегося: была проведена речевая разминка, отвечал на вопросы, выборочно читал из учебника, рассказывал наизусть. В течение урока я следила за правильной речью учащегося, учитывая нарушения в речи, добивалась ответов на поставленные вопросы, побуждая вступать в диалог, монолог.

В целях сохранения и укрепления здоровья учащегося был проведена физкультминутка для снятия мышечного напряжения.

Считаю, что в целом достигла планируемого результата. 








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!