СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по чтению на тему: «Встреча зимы» И. Никитин (6 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого урока чтения в 6 классе. Тип урока: комбинированный. На этом уроке дети  познакомятся  с биографией и  произведением И. Никитина  «Встреча зимы», будут совершенствовать навык  правильного выразительного чтения, развивать умение ориентироваться в тексте, делить произведение на смысловые части, сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию, связно рассказывать о своих впечатлениях.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по чтению на тему: «Встреча зимы» И. Никитин (6 класс)»

Урок по теме: «Встреча зимы». И. Никитин.

Класс: 6

Цель: познакомить учащихся с произведением И. Никитина «Встреча зимы»,

совершенствовать навык правильного выразительного чтения, развивать умение ориентироваться в тексте, делить произведение на смысловые части, сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию, связно рассказывать о своих впечатлениях.

Задачи:

  1. Образовательные.

Познакомиться с биографией И. Никитина, формировать навык полноты, точности, последовательности восприятия содержания, обучать выразительному чтению на примере выразительного чтения известных мастеров слова.

  1. Коррекционно-развивающие.

Корригировать мышление, аналитико-синтетическую деятельность, обогащать словарный запас. Развивать навык правильного чтения бегло, целыми словами, трудные по структуре слова читать в соответствии с орфоэпическими нормами.

  1. Воспитательные.

Прививать любовь к художественному слову, воспитывать любовь, бережное отношение к природе, умения видеть прекрасное.


Ожидаемые результаты в учебной деятельности:


Предметные: уметь работать с текстом лирического произведения, давать полные ответы по содержанию прочитанного на вопросы учителя; читать осмысленно, выразительно и эмоционально.


Личностные: проявлять интерес к изучению темы, желание читать лирические произведения о русской природе; уметь выражать своё мнение, оценивать собственную учебную деятельность.


Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, сюжетные картинки, портрет поэта.

УМК: «Чтение» 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/автор-составитель И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина: Москва «Просвещение» 2021 г.

Раздаточный материал: конверты с разрезной картиной, поле с цифрами, карточки.


Ход урока

Слайд 1

I.Организационный момент

1. –Доброе утро, дорогие ребята. Мне приятно видеть вас на нашем уроке. Пусть этот день принесет всем радость общения, наполнит теплом и добротой. Улыбнёмся и тихо, но дружно скажем: «Здравствуйте!».

Чтение – интересный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стихотворение, сказка, рассказ –

Пусть это будет сюрпризом для вас

Сегодня главными на уроке будут такие слова:

Внимательно слушай – и всё услышишь.

Внимательно смотри – и всё увидишь.

Думай – и всё поймёшь!

У каждого на парте лежит конверт и поле с цифрами. (Приложение 1) За правильный ответ вы будете доставать из конверта один квадрат, и класть его на поле цифрой вниз. Тот, кто соберет картину, за урок получит оценку «5».

Слайд 2

2. Дыхательная гимнастика.

- Перед тем, как приступить непосредственно к уроку, давайте выполним следующее упражнение:

  1. «Работа с таблицей»

Прочитайте слоги на одном выдохе со сменой темпа речи.

ЦА-ЦЫ-ЦУ-ЦО-ЦЭ (медленно)

СА-СЫ-СУ-СО-СЭ

ЦА-ЦЫ-ЦУ-ЦО-ЦЭ (в среднем темпе)

СА-СЫ-СУ-СО-СЭ

ЦА-ЦЫ-ЦУ-ЦО-ЦЭ (быстро)

СА-СЫ-СУ-СО-СЭ



Слайд 3

  1. Чередование повышения и понижения голоса (имитация укачивания куклы, ребенка):


А А А А А А А А А А А

А А А А А А А А А А А

О О О О О О О О О О О

О О О О О О О О О О

У У У У У У У У У У У

У У У У У У У У У У

М М М М М М М М М М М

М М М М М М М М М М


3. Речевая разминка. (На доске стихотворение).

Слайд 4

О чем ты печалишься,

Осень?

Ведь убрано все

На полях.

И травы мы больше

не косим,

И яблоки сняты

В садах,

Но осень

Дождем зашумела:

«Несладко

Лентяйкою жить!

Но если

Мне нечего делать,

То, значит,

Осталось грустить»

-Прочитайте предложение «птичьим базаром». Приготовьтесь читать вслух.

-Подумайте, что мы должны передать.

-Послушаем несколько ребят.

-Можно ли это стихотворение прочитать по ролям?

-Кто будет читать за автора? Кто за осень? Каким тоном будем читать за автора? За осень?

(Чтение по ролям. Анализ качества выполненных ролей)

II. Актуализация опорных знаний

-Вспомните, о каком времени года мы читали произведение на прошлом уроке.

(На доске крепится карточка с названием времени года).

Послушайте загадки о зимних месяцах.

Мы в чулан поставим
Летние игрушки -
И достанем сани,
Варежки и клюшки!
Я смотрел на календарь:
Всё - зима! Пришёл ...
(декабрь)

В этом месяце подарки
Получают! И не зря -
Разве месяцы бывают
Веселее ...?
(Января)

После брата Января
Будет очередь моя.
В помощь мне спешат два друга:
Снежная метель и вьюга.
Снег пушистый по земле
Гонит ветер в ...
(феврале)

(После каждой отгаданной загадки вывешиваю на доску карточку с названием месяца)

Назовите зимние месяцы. На доске вы видите картины с изображением зимних месяцев, помогите мне определить, где из них какой.

(Дети подбирают карточку с названием месяца, крепят под иллюстрацией).

  1. Дидактическая игра «Признаки зимы»

Из предложенных слов нужно выбрать те слова, которые соответствует признакам зимы. Подчеркнуть эти слова.

(Работа в парах)

Карточки со словами.

(сосульки, листопад, мороз, гроза, снег, дождь, иней, град, снежинки).

(Приложение 2)

Хором читают правильные ответы

- Какое произведение о зиме мы с вами читали?

- Рассказ В. Бианки «Декабрь»

- Какое домашнее задание вы должны были выполнить?

- Подготовить пересказ. (Один из учащихся пересказывает рассказ)

III. Введение в тему

Зима является любимым временем года многих поэтов и писателей. В стихах и рассказах они передавали свое настроение, чувства.

- Какая пора зимы описывается в рассказе?

- О каких приметах зимы упоминает писатель в рассказе?

- Объясните, почему так говорят: «Декабрь год кончает, а зиму начинает».

- Как вы понимаете слово студень применительно к месяцу года?

-Приведите примеры из своих наблюдений.

IV. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с известным поэтом, который любил русскую природу и очень точно умел ее описывать.

Слайд 5

«Пойми живой язык природы - И скажешь ты: прекрасен мир!» Так писал поэт.

Фамилию поэта вы мне скажете сами, если выполните следующее задание. Послушайте внимательно стихотворение.

Учитель читает стихотворение наизусть.

Слайд 6

Нежный сон сейчас мне снится:

Из осенних серых тучек

Как лебяжий пух кружится

И сверкает снег летучий.

Так кружится и ложится,

Искрой яркою блистает,

Но он первый, быстро тает.

- Такой вид стихотворений называется акростих. Стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют слово.

Прочитайте сверху вниз первые буквы стихотворных строчек, и вы сможете назвать фамилию поэта.

Слайд 7

- Мы поработаем над выразительным чтением стихотворения Ивана Саввича Никитина  «Встреча зимы»

Слайд 8

V. Изучение нового материала

Пересказ биографии (индивидуальное домашнее задание)

Слайд 9

Иван Саввич Никитин  родился в 1824 г. В г. Воронеже в семье небогатого торговца. Отец мечтал, что сын станет врачом, но эта мечта не сбылась. Дела отца пошли очень плохо, и чтобы не разориться, он завел постоялый двор, где останавливались люди на ночлег. Ваня помогал отцу, ему приходилось даже торговать на базаре. Но все свободное время Иван отдавал чтению, начал писать стихи. С годами любовь к поэзии росла в его сердце. И в дальнейшем Ивану Никитину с помощью друзей удалось открыть в Воронеже книжную лавку, т.е. маленький магазин. Для бедных людей, которые не могли купить книгу, Иван устроил библиотеку. Здесь он мог читать гостям свои стихи.

Главная тема стихов Ивана Саввича Никитина - родная природа. Всю свою жизнь Никитин прожил в городе Воронеже и в возрасте 37 лет, умер от чахотки.

Но замечательные стихи этого поэта до сих пор мы помним и любим.

1. Словарная работа

- Прежде, чем познакомиться со стихотворением, давайте прочитаем слова, которые вам могут быть непонятны. Давайте их разберем.

Слайд 10

Полотно – гладкая льняная ткань.

Простор – свободное, обширное пространство.

Алмазы – твёрдый прозрачный драгоценный камень.

Раздолье – широкое свободное пространство.

Ответ на вопрос.

- А вы ничего не заметили?

- Перечитайте еще раз значение слов простор и раздолье. (Находят слова в словаре)

Пишутся эти слова по-разному, но обозначают одно и то же. Такие слова называются синонимы.

  1. Прослушивание стихотворения в записи.



Слайд 11

- Прослушайте стихотворение «Встреча зимы» в исполнении актёра художественного театра.

Слайд 12

Физкультминутка

Снежинки

- Волшебная снежинка с неба упала,

И на ноты к композитору попала.

- А сейчас мы узнаем, как наступление зимы передают музыканты.

Слайд 13

- Закройте глаза и послушайте отрывок из пьесы «Фея зимы» композитора Сергея Прокофьева.

3. Ответы на вопросы по тексту.



- Какую картину вы представили, когда слушали стихотворение? Что вы почувствовали?

-Какое время года описывает автор в этом стихотворении?

-Как поздней осенью меняется погода в течение дня?

-Прочитайте об этом в стихотворении.

-Объясните выражение: угрюмые небеса, плакал сумрачный лес.

-Что меняется в природе, когда выпадает первый снег, и ударяют первые морозы? (Приведите примеры из стихотворения)

– Перечитайте приветствие зиме.

-Почему люди радуются приходу зимы?

Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? (Да, он называет зиму гостьей, приглашает к себе.)

- А теперь найдите в тексте еще слова, которые рисуют явления и предметы природы, как живых существ:

«дождь в стекла окон стучал».

«Смотрит весело лес из-под черных кудрей».

«Словно рад он чему».

«Капли сдержанных слез».

- Кто из вас наблюдал, как выпадает первый снег? Какие чувства вы испытывали при этом? Радовало вас это или огорчало?

- А как поэт относится к наступающей зиме?

  1. Работа над выразительным чтением стихотворения

Чтение стихотворения учащимися по строфам.

- Сколько строф в стихотворении?

-Какую картину нарисовал автор? Опишите ее кратко своими словами, а потом прочитайте нужные строчки.

- Первые три строфы описывают осень и дождь, они читаются немного грустно.

(Один ученик читает первую часть)

- Вторая часть описывает первый снег и то, как преобразилась природа к утру. Начинается этот отрывок, спокойной интонацией постепенно переходя в восторженную.

(4-7 строфу читает следующий ученик)

- Далее идет обращение к зиме, и оно читается торжественно. Зима для автора дорогая гостья, которую нужно уважать, но не бояться.

(Ученик читает 8 строфу)

-При чтении передайте голосом настроение природы, её грустные и веселые краски.

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

  1. Редактировение синквейна

Слайд 14

(Предлагаю стихотворение, в котором не указана тема, применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь)

-Нужно дописать синквейн.

- Прочитайте стихотворение, определите недостающую часть и дополните её.

……….

Морозная, красивая.

Веселит, радует, бодрит.

Под ногами скрипит снег.

Радость!

-Какой части синквейна не хватает? (Темы)

-Какова тема этого стихотворения? (Зима)

Слайд 15

VI. Итог урока

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Кто его автор?

- О чем оно?

- Что описывалось в стихотворении?

- Какие новые слова вы узнали?

- Вы сегодня молодцы. Все внимательно слушали, все увидели, все поняли. У кого-то, может, есть вопросы по теме урока?

VII. Домашнее задание

Слайд 16

Подготовить выразительное чтение стихотворения

Стр. 82-83

VIII. Рефлексия

Ребята, посмотрите на собранную картину и оцените свою работу.

(выставление оценок)

Слайд 17



Это картина русского художника Александра Аркадьевича Пластова «Первый снег».

– Посмотрите на картину А. А. Пластова «Первый снег». Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин. Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега.

– Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину? (Радостное, весёлое, хочется выбежать во двор, протянуть руки и поймать первые снежинки)



(На уроке внеклассного чтения мы узнаем об этом замечательном художнике и его картине).

Слайд 18

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!