СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Что такое программирование. Алгоритмы работы с величинами"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Что такое программирование. Алгоритмы работы с величинами"»

Урок 13

Дата:

Класс: 9

Тема урока: Что такое программирование. Алгоритмы работы с величинами.

Цели урока: способствовать формированию у учащихся понятий “данные” и “величина”; представления структуры и принципа хранения данных в памяти компьютера; познакомить с системой команд исполнителя-компьютера; разобрать принципы работы команд присваивания, ввода и вывода.

Задачи урока:

  • образовательная – формирование навыков составления алгоритмов решения задач с использованием команд присваивания, ввода и вывода, решение заданий с ОГЭ ;

  • развивающая – развитие логического и алгоритмического мышления, памяти, внимательности;

  • воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.

Тип урока: урок изучения нового материала..

Место урока в учебном плане: второй урок в разделе: “Алгоритмизация. Основы программирования”. Учащиеся знакомы с понятиями “алгоритм” и “исполнитель”, со свойствами алгоритма.

Оборудование урока:

  • компьютер учителя;

  • проектор;

  • презентации, подготовленные в MS PowerPoint;

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Повторение пройденного материала.

  3. Сообщение темы и постановка цели урока.

  4. Изучение нового материала

  5. Закрепление нового материала: решение задач.

  6. Подведение итогов.

  7. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Повторение пройденного материала

Учитель. Давайте вспомним, какую тему мы изучили на прошлом уроке. (“Алгоритм. Свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов”.)

Что же мы будем понимать под словом “алгоритм”? (Под алгоритмом будем понимать понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату.)

Можно ли считать эту формулировку определением? (Нет, понятие алгоритма в информатике является фундаментальным, неопределяемым.)

В вашей формулировке о каком исполнителе идет речь? (Любой алгоритм строится в расчете на определенного исполнителя, способного правильно понимать и точно выполнять все предписания алгоритма. Исполнителем может быть человек, робот, компьютер.)

А какие команды умеет выполнять исполнитель? (Любой исполнитель имеет свою систему команд – СКИ).

А что такое программа? (Программа – это алгоритм, записанный на языке исполнителя.)

Я вижу, что вы хорошо усвоили пройденный материал, поэтому мы можем приступить к изучению новой темы.

3. Сообщение темы и постановка цели урока

Сегодня мы продолжим изучение раздела “Алгоритмизация. Основы программирования”. Тема нашего урока: “Алгоритмы работы с величинами”. Значит, мы будем работать над алгоритмами, и в качестве исполнителя мы будем рассматривать компьютер, оснащенный системой программирования на определенном языке. На уроке мы должны разобрать понятия “данные” и “величина”, СКИ компьютера.

4. Изучение нового материала

Учитель. Вы знаете, что компьютер работает с информацией. Информация, обрабатываемая программой, называется данными. Отдельный информационный объект, например число, символ, называется величиной 

Как вы помните, при составлении алгоритма данные делятся на исходные и результаты. Также в процессе вычислений можно использовать и промежуточные данные.

При работе с данными их нужно где-то хранить. Так как у нас исполнителем является компьютер, то данные, с которыми работает программа, должны находиться в памяти компьютера. Давайте вспомним структуру оперативной памяти компьютера [4].

Как вы видите, память состоит из ячеек, каждая из которых имеет свой порядковый номер, или адрес. В этих ячейках мы и будем хранить данные. Занесение данных в память, а также извлечение их из памяти, производится строго по адресам.

Вывод: всякая величина занимает свое определенное место в памяти компьютера.

Величины, которые меняются в ходе выполнения программы, называются переменными, а те, которые не меняются – постоянными или константами.

У всякой величины имеются три основных свойства: имя, значение и тип.

Для удобства ячейкам памяти принято давать имя, или идентификатор. Идентификатор составляется из латинских букв и цифр, но первым символом должна быть обязательно буква.

Величина, хранящаяся в ячейке, называется значением ячейки или переменной.

Основные типы величин: числовой, символьный и логический. Числовой тип бывает целый ивещественный.

Перейдем к системе команд исполнителя-компьютера, так как нам необходимо, чтобы алгоритм был понят и точно исполнен нашим исполнителем.

Алгоритм работы с величинами составляется из следующих команд:

  • присваивание

  • ввод

  • вывод

  • обращение к вспомогательному алгоритму

  • цикл

  • ветвление.

Действия над величинами, определяемые алгоритмом, основываются на следующей иерархии понятий: операция – выражение – команда – система команд [2]. Операции для основных типов данных мы рассмотрели в таблице на опорном листе №2. Работать с выражениями мы будем на следующих уроках.

На сегодняшнем уроке мы разберем команды присваивания, ввода и вывода.

Внимание на экран. (Объяснение учителя следует с параллельной демонстрацией слайдов презентации

Команда присваивания – одна из основных команд в алгоритмах работы с величинами [1]. Запись этой команды имеет следующий вид:

:= .

Знак “:=” надо читать как “присвоить”.

Эта команда выполняется справа налево. Это инструкция, которая обозначает последовательность действий:

  1. вычислить выражение;

  2. присвоить полученное значение переменной.

Это значит, в ячейку под именем переменной посылается значение выражения.

Рассмотрим примеры.

Пример 1. Выполнить команды присваивания:

X := 4

Y := 3

Z := X+Y.

Решение. В ячейку Х отправляется число 4, в Y – число 3. Затем, выполняется операция сложения: 4 + 3 и полученное значение 7 отправляется в ячейку Z.

Пример 2. Выполнить команды присваивания. Объяснить смысл второй команды.

X := 5

X := X +1.

Решение. В этом примере используется только одна ячейка Х. Ход выполнения алгоритма:

1) в ячейку под именем Х отправляется число 5;

2) из ячейки Х берется число 5, к нему прибавляется 1 и результат снова отправляется в ячейку под именем Х.

Значит, смысл команды X := X +1 заключается в том, что к значению переменной Х прибавляется единица и результат присваивается этой же переменной Х. То есть, данная команда увеличивает значение переменной Х на единицу.

Команда ввода. Запись:

ввод . Например, ввод А, В, С.

По команде ввода компьютер прерывает выполнение программы и ждет действий пользователя. Пользователь должен ввести значения переменных с клавиатуры. После ввода эти значения попадают в соответственные ячейки памяти компьютера.

Рассмотрим пример.

Пример 3. Ввести значения переменных А, В, С.

ввод А, В, С.

Компьютер ждет действий пользователя. Пользователь, например, вводит с клавиатуры через пробел: 8 -6 3. После нажатия эти значения попадают в ячейки А, В, С.

(

Команда вывода. Запись:

вывод . Например, вывод Х1, Х2.

1. Переменные величины получают конкретные значения в результате выполнения команды присваивания или команды ввода.

2. Результаты решения задачи сообщаются компьютером пользователю путем выполнения команды вывода.

5. Закрепление нового материала: решение задач.

Учитель. Итак, мы разобрали три команды, теперь нужно научиться применять полученные знания при решении задач.

При решении задачи для наглядности будем использовать таблицу, в которую будем вносить полученные значения переменных. Такая таблица называется трассировочной таблицей, а процесс ее заполнения называется трассировкой алгоритма [1].

Внимание на экран. (Запускается презентация, на слайдах используется эффект появления правильного решения после ответа учащихся)

Для решения задачи нужно еще раз вспомнить, как работает команда присваивания: сначала выполняется выражение справа от знака “=”, затем полученное значение отправляется в ячейку под именем переменной, записанной слева от знака “=”.

Задания к небольшой самостоятельной работы можно взять из тестовых заданий ОГЭ по информатике

1 Вариант
Задание1 

Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной b после вы­пол­не­ния алгоритма:

 

а := 3

b := 5

a := 6 + a*b

b := b + a/3

 

Задание 2

Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной a после вы­пол­не­ния алгоритма:

 

а := 17

b := 23

b := а + b + 1

а := b + а

 

Задание 3 

Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной a после вы­пол­не­ния алгоритма:

 

а := 100

b := 50

b := а - b/2

а := a/5 + b/3

 __________________________________________

2 Вариант

Задание 1 

Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной a после вы­пол­не­ния алгоритма:

 

а := 1

b := 2

b := 3 + a*b

а := b/5*a*4

 

Задание 2 

Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной a после вы­пол­не­ния алгоритма:

 

а := 1

b := 2 + a

b := a + b

а := b/2*2*a - 3

 

Задание

Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной b после вы­пол­не­ния алгоритма:

 

а := 5

b := 2 + a

а := a*b

b := 2*a - b

3 вариант

Задание 1

Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной b после вы­пол­не­ния алгоритма:

 a := 4

b := 5

a := b + 15

b := 100/a*4

 

Задание

Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной b после вы­пол­не­ния алгоритма:

 

а := 7

b := 2

а := b*4 + a*3

b := 30 - a

 

Задание 3 

Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной a после вы­пол­не­ния алгоритма:

 

b := 4

a := -3

b := 7 - 2*a - b

a := b/3 – a

(Решение задач проверяется всем классом с использованием слайдов презентации

Учитель. А теперь решим еще одну задачу, алгоритм решения которой часто встречается при программировании.

№2. Даны две переменные величины X и Y. Требуется произвести между ними обмен значениями [1].

Прежде чем прейдем к решению этой задачи, рассмотрим пример.

Внимание на экран. 

Пример. Имеются две клетки : в одном – заяц, в другом – волк. Нужно поменять их местами. Как поступить?

Нам понадобится дополнительная третья клетка


цел А,В,D

нач ввод A,B

D:=A

A:=B

B:=D

вывод A,B

кон













6. Подведение итогов

Учитель. С задачами вы справились, теперь можно подвести итоги. Давайте проверим, как вы поняли новый материал. Для этого ответьте мне, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. Где хранит данные исполнитель-компьютер для решения задач?

  2. Какие команды умеет выполнять исполнитель-компьютер?

  3. Каким образом переменные величины получают конкретные значения?

  4. Какой командой сообщаются пользователю результаты решения задачи?

  5. Как называется таблица, с помощью которой проверяется ход выполнения алгоритма?

После обсуждений ответов на вопросы, учителем выставляются оценки.

7. Постановка домашнего задания

Прочитать § 9,№7 стр. 69 (письменно)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!