1.Организационный момент. Этап мотивации. Эмоциональное вхождение в урок | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. - Ребята, перед вами листочки разных цветов: красный, зеленый, синий. Выберите цвет, который вам сейчас больше всего нравится. - Что обозначают эти цвета? Красный – цвет огня, бодрость, активность , жизнеутверждающий Синий – цвет неба, чистота, стремление к совершенству, возвышенный. Зеленый – цвет земли, творческий, плодотворный, неординарный. - Ну что ж, мы готовы работать. Начнем. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку Выбирают карточки. Слушают, настраиваются на дальнейшую работу. |
2.Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии 3.Этап выявления места и причины затруднения | 1)Лингвистическая разминка. Надпишите нал всеми словами в предложении части речи. Если не знаете или не уверены, поставьте знак вопроса. Снежинки, тихо кружась в воздухе, опускаются на землю. Приём «Проблемный вопрос» - Ребята, определили ли вы части речи всех слов? - Почему? - Какая возникает проблема? 1) Постановка учебной задачи. - - Откройте учебники, п. 28, посмотрите, как называется параграф. - Как называется часть речи? Какова тема урока? - Какова же цель нашего урока? (узнать, понять, выучить, научиться применять…) 2) Работа с учебной информацией. Прием «Чтение с маркировкой» - Прочитайте параграф, делайте пометки V – знаю; + – узнал новое; ? – требуется разъяснить Обсуждение прочитанного. - Что вам понятно? - Что осталось для вас непонятным и требует дополнительного разъяснения? | Списывают предложение, над словами пишут части речи. Отвечают на вопросы учителя Читают в учебнике название параграфа. Формулируют тему урока Записывают тему урока в тетради. Формулируют цели урока Читают параграф 28 стр.76, делают в тексте пометки. Отвечают, аргументируют свои ответы. |
4.Этап построения проекта выхода из затруднения 5.Этап реализации построенного проекта 6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Работа в парах. Приём «Кластер» - Попробуем составить кластер «Деепричастие». Прием «Толстые и тонкие вопросы» - Составьте вопросы, ответы на которые можно найти в учебнике. Учитель хвалит ребят, при необходимости корректируя вопросы и ответы. 3) – Ребята, представьте, что вы исследователи, вам надо «открыть» новое знание. а) Работа в парах. Игра «Четвертый лишний». - Что общего между всеми словами в строке? Подумайте. Найдите лишнее слово. Обсудите со своим соседом. Объясните свой выбор 1) манит, открывать, поднялся, затягивая. 2) Высоко, изогнув, темно, вверху. 3) Разорванные, сияющий, раскинувшись, замершая. 4) Вывод. - Итак, что нужно уметь делать, чтобы найти, узнать, увидеть деепричастие? -Запишите предложение. Найдите орфограммы в окончаниях. Сверкая, полная луна озаряет огромный простор, раскинувшийся под таинственно сияющим небом. -Найдите грамматическую основу. Какой объект действует? Какое действие совершает? Какое добавочное действие выполняет? Поставьте вопрос к добавочному действию? Какая часть речи перед нами? Составление алгоритма. - Составим алгоритм действий: 1 шаг – находим подлежащее 2 шаг – находим сказуемое 3 шаг – от сказуемого задаем вопрос 4 шаг – смотрим, оба ли действия выполняет подлежащее. Проблемный вопрос. - Рассмотрите картинку (на слайде). - Как вы думаете, правильно ли построено предложение? - Что же неправильно? Сделайте вывод. Д относится к тому же объекту, который совершает основное действие). Работа с учебником. Комментированное выполнение упражнения 183. ( Упражнение дублируется на слайде). - Как вы думаете, какова роль деепричастий в речи? Зачем они нужны? Сравните два предложения. Пятак упал к ногам. Пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая. - В каком предложении более живописно нарисована картина? Почему? | Составляют кластер на доске и в тетради Составляют вопросы, отвечают на них. Анализируют слова, аргументируют свой ответ. Отвечают. Находят грамматическую основу, задают вопросы, находят деепричастие Составляют алгоритм, записывают на доске и в тетради. Анализируют предложение, отвечают, аргументируя свой ответ. Выполняют упражнение, объясняют. Анализируют предложение, отвечают, аргументируя свой ответ. |
7.Этап самостоятельной работы 8. Этап включения в систему знаний и повторения 9. Подведение итогов урока. Оценки за урок. Рефлексия Дом. задание: | - Вы знаете, что такое деепричастие и его роль в речи. 1)Творческое списывание: Спишите предложения, но при этом вставьте деепричастие, которое помогло бы более живописно нарисовать действие. В долине расползается туман. В небе парит орел. По дороге проехала машина. – Ребята, с деепричастием вы познакомились, на уроке учились находить его, попробуйте оценить себя, на полях тетради нарисуйте шкалу «знаний». Самостоятельная работа -Прочитайте вначале текст про себя. Прочитайте выразительно. Выпишите деепричастия. Ночь пролетела над миром, Сны на людей навевая; С темно-лазуревой ризы Сыпались звезды, сверкая. Радостно волны журчали, Образ ее отражая; Рожь наклонялась, сильнее Пахла трава луговая… Трепет чуть шепчущих листьев И соловьиные трели, В хоре хвалебном сливаясь, В воздухе тихом звенели. И улыбалася кротко Ночь, над землей пролетая; С темно-лазуревой ризы Сыпались звезды, сверкая. (А.Плещеев) Самооценка Оцените себя: 1. Нашел деепричастие правильно . 2. Нашел деепричастие неверно . 3. Вызвало затруднение. . Приём «Поиск ответов на поставленные вопросы» 1) - С какой частью речи вы познакомились сегодня на уроке? - Что обозначает деепричастие? - На какие вопросы отвечает деепричастие? Приём «Закончи фразу» На уроке Я узнал… Я научился… Я затруднялся… Дом. задание: п. 28, упр.181. | Записывают предложения, подчеркивают глагол, от него задают вопрос, вставляют деепричастие. Рисуют в тетради шкалу и определяют степень своей успешности Самостоятельная работа учащихся Оценивают себя. Отвечают на вопросы Учащиеся выбирают фразу, читают и заканчивают её Записывают домашнее задание |