СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Деепричастие

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Деепричастие»

Конспект урока русского языка в 7 классе с применением

технологии развития критического мышления



Тема: «Деепричастие как часть речи»

Урок открытия нового знания

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Виды работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, самостоятельная работа.

Цели урока:

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной.

Содержательная: развитие речевых способностей учащихся, формирование знания о деепричастии как части речи, его грамматических признаков и синтаксичекой функции.

Планируемые результаты:

личностные: формирование навыков развёрнутого анализа, познавательного интереса; устойчивой мотивации к обучению, самосовершенствованию; работы в парах по алгоритму, самопроверки и взаимопроверки.

предметные: способствовать формированию понятия «деепричастие», «часть речи», «неизменяемость», «синтаксическая функция; формированию умения отличать деепричастие от других частей речи; формированию начального представления о деепричастии в языке и речи;

метапредметные: формирование знаний по теме на основе полученной информации.

Познавательные УУД:

• выделять главное;

• подводить информацию до ключевых понятий;

• искать пути решения проблемы;

• строить логически обоснованные рассуждения;

• анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины;

• преобразовывать информацию из одного вида в другой, составлять кластер, алгоритм.

Коммуникативные УУД:

• использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания;

• отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

• формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы и работы в парах;

• управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия);

• планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

• соблюдать правила речевого поведения.

Регулятивные УУД:

• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии;

• определять степень успешности работы.



Средства обучения: компьютер учителя, проектор, презентация, учебник, карточки с текстом, алгоритм.



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Этап мотивации. Эмоциональное вхождение в урок


Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

- Ребята, перед вами листочки разных цветов: красный, зеленый, синий. Выберите цвет, который вам сейчас больше всего нравится.

- Что обозначают эти цвета?

Красный – цвет огня, бодрость, активность , жизнеутверждающий

Синий – цвет неба, чистота, стремление к совершенству, возвышенный.

Зеленый – цвет земли, творческий, плодотворный, неординарный.


- Ну что ж, мы готовы работать. Начнем.



Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Выбирают карточки.




Слушают, настраиваются на дальнейшую работу.

Стадия I. Вызов

2.Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии




















3.Этап выявления места и причины затруднения










1)Лингвистическая разминка. Надпишите нал всеми словами в предложении части речи. Если не знаете или не уверены, поставьте знак вопроса.

Снежинки, тихо кружась в воздухе, опускаются на землю.



Приём «Проблемный вопрос»

- Ребята, определили ли вы части речи всех слов?

- Почему?

- Какая возникает проблема?

1) Постановка учебной задачи.

-

- Откройте учебники, п. 28, посмотрите, как называется параграф.

- Как называется часть речи? Какова тема урока?

- Какова же цель нашего урока? (узнать, понять, выучить, научиться применять…)







2) Работа с учебной информацией.

Прием «Чтение с маркировкой»

- Прочитайте параграф, делайте пометки

V – знаю;
+ – узнал новое;
? – требуется разъяснить

Обсуждение прочитанного.

- Что вам понятно?

- Что осталось для вас непонятным и требует дополнительного разъяснения?






Списывают предложение, над словами пишут части речи.







Отвечают на вопросы учителя







Читают в учебнике название параграфа. Формулируют тему урока Записывают тему урока в тетради.

Формулируют цели урока





Читают параграф 28 стр.76, делают в тексте пометки.





Отвечают, аргументируют свои ответы.


Стадия II. Осмысление содержания

4.Этап построения проекта выхода из затруднения



















5.Этап реализации построенного проекта













































6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи


Работа в парах.

Приём «Кластер»

- Попробуем составить кластер «Деепричастие».









Прием «Толстые и тонкие вопросы»

- Составьте вопросы, ответы на которые можно найти в учебнике.

Учитель хвалит ребят, при необходимости корректируя вопросы и ответы.



3) – Ребята, представьте, что вы исследователи, вам надо «открыть» новое знание.

а) Работа в парах. Игра «Четвертый лишний».

- Что общего между всеми словами в строке? Подумайте. Найдите лишнее слово. Обсудите со своим соседом. Объясните свой выбор


1) манит, открывать, поднялся, затягивая.

2) Высоко, изогнув, темно, вверху.

3) Разорванные, сияющий, раскинувшись, замершая.




4) Вывод.

- Итак, что нужно уметь делать, чтобы найти, узнать, увидеть деепричастие?



-Запишите предложение. Найдите орфограммы в окончаниях.


Сверкая, полная луна озаряет огромный простор, раскинувшийся под таинственно сияющим небом.


-Найдите грамматическую основу. Какой объект действует? Какое действие совершает? Какое добавочное действие выполняет? Поставьте вопрос к добавочному действию? Какая часть речи перед нами?

Составление алгоритма.

- Составим алгоритм действий:

1 шаг – находим подлежащее

2 шаг – находим сказуемое

3 шаг – от сказуемого задаем вопрос

4 шаг – смотрим, оба ли действия выполняет подлежащее.

Проблемный вопрос.

- Рассмотрите картинку (на слайде).



- Как вы думаете, правильно ли построено предложение?

- Что же неправильно? Сделайте вывод.

Д относится к тому же объекту, который совершает основное действие).


Работа с учебником.

Комментированное выполнение упражнения 183. ( Упражнение дублируется на слайде).


- Как вы думаете, какова роль деепричастий в речи? Зачем они нужны?

Сравните два предложения.

Пятак упал к ногам.

Пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая.

- В каком предложении более живописно нарисована картина? Почему?


Составляют кластер на доске и в тетради








Составляют вопросы, отвечают на них.













Анализируют слова, аргументируют свой ответ.




Отвечают.











Находят грамматическую основу, задают вопросы, находят деепричастие


Составляют алгоритм, записывают на доске и в тетради.











Анализируют предложение, отвечают, аргументируя свой ответ.









Выполняют упражнение, объясняют.





Анализируют предложение, отвечают, аргументируя свой ответ.


Стадия III. Рефлексия
























7.Этап самостоятельной работы























8. Этап включения в систему знаний и повторения





9. Подведение итогов урока. Оценки за урок.

Рефлексия





Дом. задание:

- Вы знаете, что такое деепричастие и его роль в речи.

1)Творческое списывание:

Спишите предложения, но при этом вставьте деепричастие, которое помогло бы более живописно нарисовать действие.

В долине расползается туман.

В небе парит орел.

По дороге проехала машина.



– Ребята, с деепричастием вы познакомились, на уроке учились находить его, попробуйте оценить себя, на полях тетради нарисуйте шкалу «знаний».


Самостоятельная работа

-Прочитайте вначале текст про себя. Прочитайте выразительно. Выпишите деепричастия.

Ночь пролетела над миром,

Сны на людей навевая;

С темно-лазуревой ризы

Сыпались звезды, сверкая.

Радостно волны журчали,

Образ ее отражая;

Рожь наклонялась, сильнее

Пахла трава луговая…

Трепет чуть шепчущих листьев

И соловьиные трели,

В хоре хвалебном сливаясь,

В воздухе тихом звенели.

И улыбалася кротко

Ночь, над землей пролетая;

С темно-лазуревой ризы

Сыпались звезды, сверкая. (А.Плещеев)

Самооценка

Оцените себя:

1. Нашел деепричастие правильно .

2. Нашел деепричастие неверно .

3. Вызвало затруднение.

.

Приём «Поиск ответов на поставленные вопросы»

1) - С какой частью речи вы познакомились сегодня на уроке?

- Что обозначает деепричастие?

- На какие вопросы отвечает деепричастие?


Приём «Закончи фразу»

На уроке

Я узнал…

Я научился…

Я затруднялся…


Дом. задание: п. 28, упр.181.




Записывают предложения, подчеркивают глагол, от него задают вопрос, вставляют деепричастие.










Рисуют в тетради шкалу и определяют степень своей успешности





Самостоятельная работа учащихся















Оценивают себя.







Отвечают на вопросы




Учащиеся выбирают фразу, читают и заканчивают её




Записывают домашнее задание





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!