СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка.

 

Цель: знание понятий: духовная и светская музыка, умение приводить музыкальные примеры, знание основ православной и католической музыки.

 

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран, баян, презентация «Светская и духовная музыка»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка.»

Тема: Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка.


Цель: знание понятий: духовная и светская музыка, умение приводить музыкальные примеры, знание основ православной и католической музыки.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, баян, презентация «Светская и духовная музыка»


Ход урока

.

Учитель.

Музыкальная культура всегда развивалась во взаимодействии двух основных направлениях - светского и духовного, т.е. церковного.


Светская музыка в своих истоках всегда опиралась на народно-песенную и танцевальную культуру.

Духовная музыка всегда была связана с богослужением.


Наша русская культура развивалась несколько иначе, чем зарубежная. До своего расцвета она прошла очень большой путь развития. Началом русской музыки можно считать 9 век, когда появляются первые музыканты на Руси.

Назовите их.

Дети: Первые музыканты на Руси были скоморохи.

Учитель: Вплоть до 18 века светская музыка в нашем государстве не была профессиональной. Основные музыкальные жанры лежали в области народного фольклора. Только с 19 века русская музыка вступает на путь развития и во II четверти 19 века наступает её расцвет.

Опираясь на народную музыку и исторические события, русские композиторы создают национальную школу, ведущими жанрами которой стали эпическая опера и симфония. Основоположником русской классической музыки считается М.И. Глинка. Мы с вами уже знаем, что большое значение для русской светской музыки имело творчество музыкального сообщества, которое продолжало идею М.И. Глинки – сохранение и развитие русской национальной музыки.

Как называлось это сообщество?

Дети.

«Могучая Кучка». Её представители: Балакирев(руководитель), Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Кюи.

Учитель.

Итак, давайте вновь вернёмся в 9 век.

С этого времени до 18 века русская музыка развивалась в двух направлениях: народной и церковной.

После крещения Руси вместе с богослужебным ритуалом мы получили от Византии славянские переводы церковных песнопений, в основу которых легли тексты Евангелия, это псалмы ветхозаветного царя Давида. Давид был талантливым музыкантом, певцом и поэтом. Он сложил много хвалебных песен – псалмов, которые пел под аккомпанемент псалтири (музыкальный инструмент, который и дал название книге для церковных богослужений. Псалтирь был переведён на славянский язык братьями Кириллом и Мефодием вместе с Евангелием). Библейское слово и его преломление в мелодиях церковных распевов определяли высокую художественно-нравственную силу воздейст вия духовной музыки.

Древнерусская церковная музыка существовала в виде хорового пения без инструментального сопровождения (а. капелла).

Русская народная музыка, как хоровая, так и инструментальная в те времена не записывалась, а вот культовое, церковное, пение записывалось. Записывалось оно особыми знаками – знаменами, и поэтому одноголосие, которое господствовало на протяжении многих веков в церковном пении так и называлось «Знаменный распев». Но к концу 18 века нотная запись вытеснила знаменный распев и появляется новый стиль – «партесное пение», т е. пение по партиям, по голосам – многоголосие. Основными жанрами были кант (многоголосная песня) и хоровой концерт, который и явился важной переходной ступенью от церковной к профессиональной светской музыке.

В церковном обряде музыка и слово в единстве с другими видами искусства определяют целостность драматического действа, построенного на контрастах различных образов. В восточной, православной церкви это литургия и всенощная, венчание и молебен, в истоках которых лежит знаменный распев. В западной, католической церкви — месса, реквием, страсти, кантаты и др. В их основе - хорал, многоголосное пение в сопровождении органа или оркестра.

Религиозные сюжеты и формы церковной музыки преобладают в творчестве немецкого композитора И.-С. Баха и русского композитора М. Березовского. Бах чаше всего писал музыку для органа и хора, а Березовский — для хора a capella. Благодаря полифонии, основная мысль каждого их сочинения получает глубокое и многогранное развитие. Содержание хора «Kyrie, eleison!» из «Высокой мессы» И.-С. Баха и 1-й части духовного концерта «Не отвержи мене во время старости» М. Березовского развертывается в совершенной полифонической форме — фуге.

Послушайте и сравните названные хоры Баха и Березовского.

СЛУШАНИЕ


С 16 в. начинает развиваться камерная музыка (от лат. Camera комната). Так, в отличие от церковной и театральной, называют инст рументальную или вокальную светскую музыку. С середины XVIII в. активизируется светская концертная жизнь, свободная от влияния церкви. Увеличивается количество оркестров, ансамблевых и сольных концертов, развивается домашнее музицирование. Появляются такие жанры, как комическая опера, лирический романс, вариации на русские темы.

. В отличие от церковной и театральной, называют инструментальную или вокальную светскую музыку, с середины XVIII в. активизируется светская концертная жизнь, свободная от влияния церкви.

В творчестве венских композиторов-классиков — Гайдна, Моцарта, Бетховена и др. — сформировались классические виды инст рументального ансамбля - соната, трио, квартет и др.

Написанная для небольшого состава исполнителей, камерная музыка звучала в домашней обстановке или при дворах знатных вельмож. Исполнителей, работавших в придворных ансамблях, называли камермузыкантами. Постепенно камерная музыка стала исполняться не только в узком кругу знатоков и любителей музыки, но и в больших концертных залах.

Разнообразны камерные вокальные и инструментальные миниатюры композиторов-романтиков XIX в. К ним относятся песни Ф. Шуберта, фортепианные песни без слов Ф. Мендельсона, каприсы Н. Паганини, вальсы, ноктюрны, прелюдии, баллады Ф. Шопена, ро мансы М. Глинки, пьесы П. Чайковского и многое другое.

СЛУШАНИЕ: ЭТЮД№12 ШОПЕН, ЭТЮД «МЕТЕЛЬ» ЛИСТ.

Учитель. Что общего между ними? Какие чувства вызывали у вас эти пьесы? Какой музыкальный образ создан в каждом из этих сочинений?


Сегодня мы с вами познакомились с двумя направлениями в музыке, светской и духовной. Духовная музыка – её предназначение велико – возвысить человека, дать ему понятие его предназначения в этом мире.

Вам, ребята, сейчас более понятны простые жанры в музыке, в которых тоже очень хорошо благодаря текстовому содержанию и музыкальной варазительности определяется предназначение делать добро, созидать и преумножать его.

СЛУШАНИЕ: ГЕРШВИН. МОЛИТВА СИРЕНЫ И РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ Ю. ЭНТИНА «ДОРОГА ДОБРА»

Учитель: прослушав два разножанровых произведения, мы убедились как едины нравственные начала – в одном случаи – в молитвенном характере музыки, а в другом – в современном ритмическом оформлении, которое в единстве со словом обретает силу внушения


Итог урока.

Домашнее задание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!