СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Двудольные. Семейство пасленовые" ( 2 урока)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для коррекционного образовательного учреждения YIII вида.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Двудольные. Семейство пасленовые" ( 2 урока)»


Двудольные растения. Семейство Пасленовые.

Цель: познакомить учащихся с растениями семейства пасленовых, сформировать общее понятие о них.

Задачи:

Образовательные: Продолжать формировать представление о многообразии растений; закрепить знания учащихся об отличительных особенностях растений класса однодольные и класса двудольные;

Коррекционно-развивающие: развивать внимание, память, умение анализировать, самостоятельно делать выводы;

Воспитательные: Воспитывать любовь к природе, интерес к изучению растений. Экологическое воспитание школьников.



Оборудование: Таблица “Отличительные признаки однодольных и двудольных

растений ” и карточки с признаками; иллюстрации с представителями семейства; схема «Семейство Пасленовые»; таблица «Растения семейства Пасленовые», подписанные карточки с иллюстрациями; таблички с основными понятиями и ключевыми словами.

Основные понятия и ключевые слова: класс двудольные, семейство паслёновые, томат, баклажан, перец, белена, дурман.

I.Организационный момент

II. Актуализация знаний


- Какой раздел мы изучаем? (Многообразие покрытосеменных растений)

- По каким признакам растения объединяют в одно семейство?

(растения объединяют в одно семейство по сходным признакам: корневая система, строение цветка, жилкование листьев)

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Вспомните, о растениях какого семейства мы говорили с вами на прошлом уроке?

- А к какому классу относится семейство Лилейные?

(при ответах на вопросы учащиеся могут опираться на свои записи в тетрадях, сделанные на прошлых уроках)


- Давайте вспомним, каковы признаки класса однодольных и двудольных растений.

(Беседа о признаках однодольных и двудольных растений)


Затем ученик вызывается к доске для составления таблицы:

“Отличительные признаки однодольных и двудольных растений ”


На доске таблица:

ОДНОДОЛЬНЫЕ

ДВУДОЛЬНЫЕ





Ученику предлагаются таблички с признаками растений, которые он должен распределить по двум классам.

1 семядоля;

мочковатая корневая система;

дуговое или параллельное жилкование листьев;

лепестков обычно 6;

2 семядоли;

стержневая корневая система;

сетчатое жилкование листьев;

лепестков и чашелистиков по 5 или 4.



III. Изучение нового материала

Объявление темы урока.

Рассказ учителя о семействе Пасленовых.

Пасленовые – крупное семейство двудольных. Большинство представителей семейства – травянистые растения. Строение цветка растения семейства пасленовые: чашечка состоит из пяти сросшихся листочков; венчик состоит из пяти сросшихся листочков; пять тычинок и один пестик. Плоды пасленовых – ягода или коробочка. Овощные растения: томат, перец, баклажан – представители семейства пасленовые. Декоративные пасленовые – петуния и табак. Белена, дурман – ядовитые пасленовые.

По ходу рассказа учитель демонстрирует детям схему «семейства пасленовые» и иллюстрации растений этого семейства.

В рассказе используются следующие основные понятия: класс двудольные, семейство пасленовые, томат, баклажан, перец, белена, дурман.

Все опорные слова вывешиваются на доску по мере их употребления учителем в своем рассказе.

Наглядные пособия, используемые учителем в процессе сообщения нового материала:

Схема «Семейство ПАСЛЕНОВЫЕ»

















Иллюстрация «Ядовитые растения семейства Пасленовые»



















IV. Обобщение

- О каком семействе растений я вам сейчас рассказала?

- Итак, почему же семейство Пасленовые относится к классу двудольных?

- Какие растения относятся к семейству Пасленовые?

- Скажите, почему растения, о которых мы с вами сейчас разговаривали, относятся к семейству Пасленовые?

V. Закрепление нового материала

Теперь, ребята, когда вы познакомились с таким многообразием растений семейства пасленовых, давайте выполним следующую работу.

  • Пользуясь схемой, иллюстрациями на доске выделить главные отличительные признаки цветка и плода семейства Пасленовые.

  • Работа в тетрадях.

Запись темы урока.

Запись основных положений урока (они прикреплены на доске):

Пасленовые – семейство двудольных. Большинство представителей семейства – травянистые растения. Плоды пасленовых – ягода или коробочка. Овощные растения семейства Пасленовые: томат, перец, баклажан. Декоративные пасленовые – петуния и табак. Белена, дурман – ядовитые пасленовые.

Обсуждение записанного. Учитель задает вопросы учащимся. Один из учеников читает записанный текст вслух.


  • Работа в рабочих тетрадях.


Заполнение одним учеником с помощью учителя таблицы «Семейство ПАСЛЕНОВЫЕ» у доски.

Все остальные ученики заполняют ее у себя в рабочих тетрадях (Задание 3).




Растения семейства ПАСЛЕНОВЫЕ.

Растения, употребляемые человеком в пищу.

Декоративные растения.

Ядовитые растения.











Необходимо расставить подписанные иллюстрации растений семейства пасленовые в соответствующие колонки.

Предлагается следующий перечень растений: томаты, дурман, баклажаны, петуния, табак душистый, перец, белена, картофель.


VI. Итог урока

- С растениями какого семейства мы с вами познакомились?

- С какими именно растениями семейства паслёновые вы познакомились?

- Каковы общие признаки растений этого семейства? (Работа по таблице)

- Назовите растения пасленовых, которые человек употребляет в пищу.

- Какие ядовитые растения этого семейства вы знаете?

- Какие растения среди них относят к лекарственным?

- Какие декоративные растения данного семейства вам известны?


Оценивание работы учащихся.


VII. Домашнее задание

Читать § 37 на стр. 120-123. Отвечать на вопросы после параграфа. Выполнить задания №1

1. Заполни таблицу «Растения семейства Пасленовые».


Впиши названия растений в соответствующие столбики.



Растения семейства ПАСЛЕНОВЫЕ.


Растения, употребляемые человеком в пищу.

Декоративные растения.

Ядовитые растения.




























Тема § 38: Картофель – пищевое пасленовое растение.



Цель: Познакомить учащихся с растением картофель – представителем семейства пасленовые.

Задачи:

Обучающие: Продолжать знакомить с растениями семейства пасленовые; познакомить учащихся с особенностями строения картофеля, биологическими основами выращивания картофеля

Коррекционно – развивающие: Развивать связную устную и письменную речь учащихся, внимание путем выполнения заданий на закрепление материала; развитие мыслительной деятельности путем нахождения причинно-следственных связей между строением картофеля и особенностями его выращивания.

Воспитательные: Воспитывать любовь к природе, интерес к изучению растений. Воспитывать у школьников уважение к сельско - хозяйственному труду.


Оборудование: Карточки с опорными и ключевыми словами; подписанные иллюстрации растений (для этапа актуализации знаний); ребус; таблица «Строение растения картофель»; изображения листа, клубня картофеля; модель цветка картофеля.



Основные понятия и ключевые слова:

Класс двудольные, семейство пасленовые, картофель, клубни, окучивание.

I.Организационный момент

II. Актуализация знаний


- Какой раздел мы изучаем? (Многообразие покрытосеменных растений)

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Вспомните, о растениях какого семейства мы говорили с вами на прошлом уроке?

- По каким признакам мы можем отличить растения семейства пасленовые?

- К какому классу растений относятся растения семейства пасленовые?

- Каково строение цветка?

- Какой тип плода?

-Давайте вспомним представителей этого семейства.

Один из учеников выходит к доске (на доске закреплены подписанные иллюстрации растений). Необходимо выбрать только растения, относящиеся к семейству пасленовых.


Кукуруза

Перец

Рис

Петуния




Пшеница

Тюльпан

Картофель

Ландыш



Томат

Баклажан

Лук

Белена





III. Изучение нового материала

- Сегодня мы с вами поговорим об одном из представителей семейства пасленовые. А для того, чтобы узнать о каком именно, нам нужно разгадать ребус.













Объявление темы урока.

Рассказ учителя о картофеле – пищевом пасленовом растении.

Картофель – пищевое пасленовое растение. Картофель – травянистое растение. Рассмотрение строения цветка картофеля. Листья простые сильно рассеченные. В пищу употребляют его видоизмененные побеги – клубни. На клубнях находятся почки (глазки). Из них развиваются новые растения картофеля. После отцветания образуются плоды – ягоды. Картофель выращивают из целых клубней или их половинок. Сажают весной. Окучивание картофеля. Картофельный вредитель – колорадский жук.

По ходу рассказа учитель демонстрирует детям иллюстрации картофеля (лист, клубни), таблицу «Строение растения картофель», модель цветка картофеля.

В рассказе используются следующие основные понятия: класс двудольные, семейство пасленовые, картофель, клубни, окучивание.

Все опорные слова вывешиваются на доску по мере их употребления учителем в своем рассказе.

Наглядные пособия, используемые учителем в процессе сообщения нового материала:













































IV. Обобщение

- Почему картофель относится к семейству пасленовых?

- Какую часть растения употребляют в пищу? Почему не плоды?

- Зачем производят окучивание?

V. Закрепление нового материала

  • Работа с таблицей «Строение растения картофель»

Ученик выходит к доске и с опорой на схему (на которой подписаны все основные части растения) рассказывает об особенностях строения растения картофель.

  • Выполнение задания №2 по рабочей тетради.

  • Работа в тетрадях.

Запись темы урока.

Запись основных положений урока (они прикреплены на доске):


Картофель – травянистое растение.

Листья простые сильно рассеченные.

В пищу употребляют его видоизмененные побеги – клубни.

На клубнях находятся почки (глазки).

Из них развиваются новые растения картофеля.

Плоды картофеля – ягоды ядовиты.

Картофель выращивают из целых клубней или их половинок.

Картофельный вредитель – колорадский жук.

После записи один из учеников читает записанное вслух.

VI. Итог урока

- Итак, с каким представителем семейства пасленовые мы познакомились сегодня на уроке?

- Какую часть растения картофель человек употребляет в пищу?

- Чем являются клубни картофеля?

- Что есть на клубнях картофеля?

- Из чего выращивается картофель?

- Как выращивают картофель?


Оценивание работы учащихся.


VII. Домашнее задание

Читать § 38 на стр. 123-125. Отвечать на вопросы после параграфа. Выполнить задание №1



1. Дорисуй лист картофеля. Опиши его строение.













Тип листа (простой или сложный)_________________________________________

Рассеченный или цельный______________________________________________________

Прикрепление листа (черешковый или сидячий)____________________________________

Жилкование (сетчатое, дуговое или параллельное)__________________________________



«Лабораторная работа. Строение клубня картофеля»


Цель: провести лабораторную работу, формировать представление о строении клубня картофеля.

Задачи:

Образовательная:

  1. формирование представлений о строении клубня картофеля, о верхушке и основании картофеля, о содержании крахмала в клубне картофеля.

  2. развитие навыков проведения лабораторной работы.


Коррекционная:

  1. коррекция и развитие мыслительной деятельности, внимания, восприятия, речи, памяти (на этапах актуализации знаний, проведения лабораторной работы и закрепления пройденного материала).


Воспитательная:

  1. воспитывать интерес к учебе, предмету;

  2. воспитывать самостоятельность;

  3. воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к природе, окружающей среде, трудолюбие);


Оборудование: клубень картофеля, срез стебля другого растения, йод.


Понятия: клубень, верхушка, основание, йод, крахмал.


  1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку естествознания, к проведению лабораторной работы.


  1. Актуализация опорных знаний.

Беседа с опорой на наглядность (картинки с изображением картофеля).

- Перечислите признаки паслёновых растений. Какие растения относятся к семейству паслёновых. Назовите дикорастущих и культурных представителей этого семейства. Расскажите, как выращивают картофель.


  1. Объяснение хода выполнения работы.

На доске план работы. Учитель вместе с учениками читают план.

План работы:

  1. Рассмотрите клубень картофеля. Найдите на нём участок с наибольшим количеством глазок – почек. Этот участок клубня называют верхушкой. Противоположный конец клубня (нижняя часть) – основание. Подсчитайте число глазков на клубне. (Учитель с детьми считают клубни картофеля у каждого ученика. Учитель спрашивает сколько побегов разовьется из этого клубня, дети отвечают).

  2. Возьмите разрезанный поперёк клубень картофеля и стебель любого другого растения. Сравните оба среза. Постарайтесь найти на них участки: пробку, кору с сосудами, сердцевину. Зарисуйте внутреннее строение клубня картофеля. Подпишите его части.

  3. Чтобы определить, какие органические вещества запасаются в клубне, капните йодом на мякоть клубня. Внимательно следите за цветом мякоти.


  1. Выполнение лабораторной работы учениками.

Учащиеся по плану работы начинают выполнять все действия. Учитель помогает учащимся. По мере проведения работы учитель объясняет понятия: верхушка, основание.

На втором этапе дети зарисовывают внутреннее строение клубня, подписывают его части. На этом же этапе учитель задает вопрос: Объясните, почему клубень картофеля – это видоизмененный побег?

На третьем этапе учитель помогает вспомнить детям, что крахмал синеет от йода, что органическое вещество крахмал образуется в зелёных частях растения. Оттуда крахмал передвигается в подземные органы растения.

Делается вывод: в клубне картофеля содержится много крахмала, от зеленых частей растения крахмал передвигается в подземные органы растения – клубни у картофеля.


  1. Закрепление материала.

Вопросы: Что такое клубни? Что накапливается в клубнях?


Работа в тетрадях.

Дети выполняют задания №1, №2, №3. По одному ученику делают у доски, другие в тетради.


  1. Заполни таблицу.

Употребляется в пищу

Не употребляется в пищу











Паслёновые: баклажан, белена, картофель, томат, дурман, перец.





  1. Вставь в тексте пропущенные слова.

У картофеля образуются видоизмененные побеги – …. . На клубнях имеются маленькие почки. Их называют …. . После отцветания образуются зелёные плоды – …. . В них содержатся …. . Чтобы образовывалось больше подземных побегов, необходимо производить …. .

Слова: клубни, семена, глазки, ягоды, окучивание.



  1. Соедините стрелочкой, что из чего изготавливается.



перловка

картофель





пшеница

крахмал



мука

ячмень








  1. Итог урока.

- Итак, что мы делали с вами сегодня на уроке? Что мы узнали о клубнях картофеля?

7. Домашнее задание.

Вырастить картофель. Клубень картофеля положить на подоконник на свет на 3 дня. Потом, когда появятся глазки и прорастут ростки, разрезать на несколько частей клубень и посадить в землю.

  1. Оценки.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!