СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Есенин-больше, чем поэт!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Сергей Есенин больше чем поэт» (урок,  посвящённый лирике С.А. Есенина).

«Какой чистый и русский поэт»

Алексей Толстой

Цель: дать представление о жизни и творчестве С. А. Есенина.

Задачи: -определить основные темы его творчества;

     -показать своеобразие лирики поэта, её связь с устным народным творчеством;

-развивать речь учащихся в ходе выступлений с сообщениями;

-умение выразительно читать  стихи наизусть.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Есенин-больше, чем поэт!"»

Открытый урок литературы в 5 классе

Учитель: Болдырева Н.Н.

Тема: «Сергей Есенин больше чем поэт» (урок, посвящённый лирике С.А. Есенина).

«Какой чистый и русский поэт»

Алексей Толстой

Цель: дать представление о жизни и творчестве С. А. Есенина.

Задачи: -определить основные темы его творчества;

-помочь учащимся увидеть специфику поэзии Есенина;

-показать своеобразие лирики поэта, её связь с устным народным творчеством;

-развивать речь учащихся в ходе выступлений с сообщениями;

-умение выразительно читать стихи наизусть;

-воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: портрет С.Есенина, презентация урока, картины природы,

сборник стихов, учебник-хрестоматия.

Ход урока:

1.Орг.момент. Здравствуйте дорогие гости! Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведём урок в необычной обстановке. Наш урок пройдёт в рамках проекта год литературы 2015.

2. Введение в тему урока: На уроках литературы мы читаем и учим наизусть много стихотворений самых разных авторов. Сейчас я хочу вам напомнить несколько строк. Прошу вас продолжить эти строки.

1. Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу

(Только серые вороны

Расшумелись на лугу.)

2. «Поёт зима - аукает

(Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка…»)

Учитель: Назовите автора этих строк. Да! Это Сергей Александрович Есенин. Тема нашего урока «Сергей Есенин больше, чем поэт» и течении урока мы постараемся в этом убедиться. Почему мы посвятили наш урок этому поэту?

Дети: В этом году исполняется 120 лет со дня его рождения.

4. Постановка цели урока:

Учитель: Душа поэта тонкая струна,

Дотронешься и зазвенит она.

И мир Есенина нам предстоит постигнуть,

В секреты слова красоты проникнуть.

Цели урока: на уроке нам предстоит достичь следующих целей. (Читать с доски:)

КИРИЛЛ МАЛЬЦЕВСКИЙ и Ваня Приходько (СЕМЬЯ)

Учитель: Итак ребята, начнём урок с нам некоторых страниц из биографии поэта. Кто расскажет о семье поэта?

Кирилл Мальцевский : Есенин Сергей родился 3 октября 1895 году. Маму звали Татьяна Фёдоровна, отца звали Александр Никитич.

Ваня: Они жили в селе Константиново Рязанской губернии. Старинное село Константиново - привольно раскинулось среди рязанских полей и лесов, в центре России, на высоком правом берегу Оки.

Кирилл: Серёжа ещё был небольшим мальчиком, когда родители уехали на заработки в Москву.

Ваня: он воспитывался в доме бабушки и дедушки. Бабушку звали - Наталья Евтихиевна;

Кирилл: дедушку звали - Фёдор Андреевич;

Учитель: Спасибо, ребята, садитесь. Мы услышали небольшой рассказ о семье Сергея Александровича Есенина. Сейчас мы должны выполнить задания в технологической карте в приложении к уроку: (объяснение). Тех.карта – это лист с заданиями расположенными в хронологическом порядке. В ней задания разделены на блоки. Для вашего удобства есть баллы, которые вам необходимо выставлять в колонку справа, после самопроверки у доски. Итак, первый блок называется «СЕМЬЯ»- за каждый правильный ответ вы заработаете по 1 баллу и так далее.

Уважаемые гости я прошу вас по возможности поучаствовать в нашем уроке и выполнить задания в карте. Мне было бы очень приятно оставить её на память.

Блок «Детство»

Учитель: продолжим наш разговор о Сергее Есенине. Напомните, как и где рос Серёжа в детстве? (вызвать Ваню Приходько и Кирилла Мальцевского).

Ваня: Красивый, задорный, добрый мальчик жил с дедом и бабкой в селе до 13 лет. Тогда впервые узнал маленький Серёжа, как ломаются берёзы, отражаясь в пруду, как играет солнечный зайчик в бороде старого деда

Кирилл Мальцевский: Чего только не делал Сергей: лазил по деревьям, чтобы снять мешавшие гнезда грачей.

Ваня Приходько: Среди мальчишек он был главным коневодом и всегда ходил в синяках, так как не мог пропустить ни одной драки.

Кирилл Мальцевский : На что дед говорил: “Ничего, крепче будет!”

Учитель: В своих стихах он пишет о своём детстве и нам прочитает Иван Приходько отрывок из стихотворения «Всё живое особой метой»:

Ваня Приходько: (стих) «Всё живое особой метой»:

Всё живое особой метой,

Отмечается с ранних пор.

Если б не был бы я поэтом,

То, наверное, был мошенник и вор.

Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.

И навстречу испуганной маме

Я цедил сквозь кровавый рот:

«ничего, я споткнулся о камень,

Это к завтрему всё заживёт».

Учитель: Спасибо Ваня, молодец! Садись! (Ваня уходит)

Кто может продолжить рассказ о детстве Сергея? (вызвать Кирилла Афанасьева) – (выходит Кирилл Афанасьев)

Кирилл Мальцевский: Детство у него было свободное, беззаботное.

Кирилл Афанасьев: Он не был знаком с тяготами труда, среди полей, степей. Его любили дед и бабушка.

Кирилл М: Сергей Есенин любил свою семью. Но больше всего он любил свою маму и самые нежные стихи он посвятил ей!

Учитель: Кирилл Мальцевский подготовил стихотворение о маме и прочтёт его наизусть. (Стих) «Ты жива ещё, моя старушка?» (Кирилл М. уходит тогда, когда говорит Кирилл Аф. )

Кирилл Аф.: Бабушка очень любила внука. Она учила его молитвам, рассказывала сказки.

Бабушке он впоследствии посвятил стихи, которые так и назвал «Бабушкины сказки».

Учитель: Хорошо Кирилл Аф., присаживайся. (К.Аф. уходит ) . Полина прочтёт наизусть стихотворение «Бабушкины сказки»

Полина: (стих) «Бабушкины сказки»

Учитель: Спасибо Полина. (садится). (музыка). Пришло время обратиться к технологической карте урока и проверить себя по разделу «Детство»

Учитель: продолжим урок. Кто может рассказать о школьных годах Сергея Есенина? (лес рук)-(вызвать Кирилла Афанасьева).

Кирилл Афанасьев: В девять лет Сергей начал ходить в школу. На уроках он отвечал хорошо, особенно, когда читал стихи наизусть.

Полина: Школу окончил с похвальным листом.

Кирилл Афанасьев: по решению старших в семье Сергей Есенин был отправлен в церковно-учительскую школу.

Полина: Когда он закончил эту школу, Сергей Есенин получил звание «учителя школы грамоты».

Учитель: Хорошо! Присаживайтесь. (Полина и Кирилл уходят). Ребята, кто может рассказать о внешности поэта? Как он выглядел? (вызвать Алину).

Алина: Есенин Сергей Александрович был русским человеком. Его цвет глаз можно сравнить с голубыми озёрами России, с синим небом и с васильками. Волосы были такого же цвета, как поле пшеницы.

Учитель: Да, он действительно сравнивает цвет своих глаз с васильками:

«Сердцем я всё такой же,

как васильки во ржи,

цветут в лице глаза»

Спасибо, Алина, присаживайся. Чувство любви к родному краю выражено радостно и громко. Однако уже в ранней лирике проявляются трагические нотки, особенно они заметны, когда поэт пишет о «братьях наших меньших». Ваня Приходько выполнил домашнее задание в виде творческого проекта. И сейчас нам его представит.

Ваня: Мой проект называется «Образы животных в творчестве С. Есенина». Я выписал из стихов Сергея Есенина некоторые строки о животных. (Защита проекта). Я нашёл в стихах Есенина упоминание множества животных. С. Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. С древних времен конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелегком труде, делили с ним и радости, и беды.
Конь был помощником при работе в поле, в перевозке грузов, в ратном бою. Собака приносила добычу, охраняла дом.  _____________________________________________________________________________Корова была кормилицей в крестьянской семье, а кошка ловила мышей и просто олицетворяла домашний уют. _____________________________________________________________________________В стихах русского поэта присутствует чувство жалости, боль о незащищенности животных оборачивается способностью словом передать состояние их души, говорить от их имени. Это не просто стихи о животных, это стихи о жестокости человека, его бессердечии.__________________________________________________________________ В стихотворении «Лисица» есть такие слова_________________________________________________________________________

Учитель: Ваня, какие выводы ты можешь сделать после выполнения проекта? Выводы: Ваня: Есенин был…

Учитель: Благодарю за проделанную работу. Ты справился с домашним заданием. Присаживайся. (Ваня уходит). (Музыка). Обратимся к технологической карте урока и выполним задание по разделу «Лирика. Образ животных». Проверка.

Учитель: Продолжим урок. И речь пойдёт о родине, образ которой воспевал Сергей Есенин. Кирилл Афанасьев и Василенко Александр выполняли задание по теме «Родина в поэзии Сергея Есенина». Прошу Кирилла и Александра представить свою работу и продолжить рассказ.

Кирилл Афанасьев: Картины деревенской жизни меняются в связи с происходящими в стране событиями. И если в первом стихотворении мы видим "в холмах зеленых табуны коней", то потом но пишет: Покосившая избенка,  Плач овцы, и вдали на ветру Машет тощим хвостом лошаденка, Заглядевшись в неласковый пруд. ("Этой грусти теперь не рассыпать…", 1924 г.) Саша Василенко: Деревня пришла в упадок и гордый и величественный конь "превратился" в "лошаденку", которая олицетворяет собой бедственное  положение крестьянства в те годы.

Кирилл Афанасьев: К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни.

Саша Василенко: Просторные рязанские поля были страной его детства, поэтому вся красота родного края отлилась в стихи, полные любви к Русской земле.

Кирилл Афанасьев: Мне кажется, что для Есенина не существовало ничего важнее и дороже Родины, без которой он просто себя не мыслил.

Но я люблю тебя, родина кроткая!

А за что – разгадать не могу.

Саша Василенко: Сергей Есенин - великий патриот страны. В нём видится Россия. Это и широкое поле, и русская берёза. Каждая его строчка наполнена глубокой любовью к Родине.

Учитель: И в подтверждении этого Кирилл Афанасьев прочтёт нам стихотворение «Гой, ты Русь!» Кирилл Афанасьев: (стих) «Гой, ты Русь!»

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа…

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс. На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!» —

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою». 1914

Учитель: Хорошо! Спасибо.

Саша Василенко: Есенин умеет почувствовать в дремлющей Руси - накопление богатырских сил.

Кирилл Афанасьев: Да! Россия видится Есенину огромной птицей, приготовившейся к дальнейшему полёту.

“О Русь, взмахни крылами” –так он говорит о родине!

Саша: В основе ранней есенинской поэзии лежит любовь к родной земле. Именно к родной земле крестьянской земле, а не к России с её городами, заводами, фабриками. Кирилл Афанасьев: России в том смысле, как мы её понимаем, он в сущности не знал. Для него родина - своя деревня да те поля и леса, в которых она затерялась. Россия - Русь, Русь - деревня.

Учитель: в стихотворение «Русь моя, деревянная Русь!» Сергей Есенин пишет о малой родине и нам прочтёт Василенко Александр отрывки из стихотворений.

Саша: (Стих «Русь моя, деревянная Русь!»)

Русь моя, деревянная Русь!

Я один твой певец и глашатай,

Звериных стихов моих грусть

Я кормил резедой и мятой….

…О пашни, пашни, пашни,

Коломенская грусть,

На сердце день вчерашний,

А в сердце светит Русь…


Кирилл: Сергей Александрович говорит: «Нет поэта без Родины». Для нее берег он самые заветные эпитеты. Слово «Русь» было для него любимой рифмой. Учитель: Благодарю, ребята, присаживайтесь! Сейчас мне хочется обратиться к классу. Какие строчки о родине вам запомнились больше всего? Прошу, Алина. Алина: Даже имя ее он произносил с восхищением: «Россия…Какое хорошее слово…и «роса», и «сила», и «синее что-то…». В поэзии Есенина Сергея много красок. Учитель: Алина Гусева выполнила домашнее задание в виде проекта, который называется «Краски в поэзии Сергея Александровича Есенина» Прошу её представить нам свое исследование. Алина: Я прочитала всего несколько стихотворений и заметила, что в них много красочных образов. С их помощью Сергей Есенин воспевал красоту родной природы. Я выписала из стихов строчки, в которых есть цветные слова. Учитель: Алина решила попробовать изобразить цветовую гамму стихотворений русского поэта. Вот посмотрите, что у неё получилось. (Фото) Алина: Я выписала несколько строк и сейчас хотела бы вам их прочесть. ____(читает с экрана) Учитель: Спасибо Алина ты проделала большую работу. Как ты думаешь, есть цвет, который повторяется чаще всего в стихотворениях у Сергея Есенина? Алина: да, я поняла, какой цвет у Есенина был самым любимым. Учитель: Хорошо! Алина, пусть это будет пока загадкой! Присаживайся! (Музыка) Ребята! Обратимся к технологическим картам к заданию №__ и выполним его. Вам предстоит найти самый любимый цвет Есенина. И второе задание соединить стрелками цвет и предмет. Проверка. Учитель: обратите внимание на экран и проверьте свои предположения. Поставьте себе оценку.

Учитель: Сергей очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Поираем в игру «Загадки». Это работа в парах. Не стесняйтесь и помогайте друг другу. Вас на столах есть для этого всё необходимое. Запишите отгадки в технологическую карту. Благодарю.

Учитель: Многие стихи вы учили наизусть. Сейчас мы вам предстоит выполнить необычное задание за которое получит два балла только та пара, которая быстрее соберёт стихотворение из лоскутков. Прочитайте выразительно. (Музыка). Спасибо, вы справились с заданием.

Учитель: Продолжим урок. Есенин безмерно любил свою малую родину, считал Рязанский край самым прекрасным местом на земле. Я сейчас прочту стихотворение «Черёмуха», а вы обратите внимание на экран. (Музыка).

ЧЕРЕМУХА
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые
Что кудри завила.

Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.

И кисточки атласные
Под жемчугом росы
Горят, как серьги ясные
У девицы-красы.

А рядом, у проталинки,
В траве между корней
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.

Черемуха душистая
Развесившись стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.

Учитель: Кто заметил разницу? Да это четверостишие не вошло в школьные учебники. Нам предстоит его проанализировать. Читайте строки и объясняйте их.

Учитель: Да это удивительная особенность поэта Есенина так красиво описать казалось бы обыкновенное дерево.

Учитель: Он любил дорогу: он ездил по России, бывал на Кавказе, посетил многие европейские страны, жил в Америке. Много передумал и перечувствовал Есенин в то время. Одинок и неприкаян был он в последние месяцы перед гибелью. Ослабленный болезнью, издерганный поэт не выдержал очередного приступа депрессии. Ночью 27 декабря поэт ушел из жизни…

Учитель: Есенин ушел из жизни трагически, преждевременно. Но и то, что успел сделать поэт, стало бесценным национальным достоянием. И сейчас в родном селе Константиново открыт музей-заповедник имени Сергея Есенина.

Учитель: Летом этого года наша ученица Полина Алфимова побывала на родине поэта. Она с таким восторгом рассказывала нам об этом.

Полина: Мы с родителями ездили в гости в город Рязань. И нам предложили посетить усадьбу родителей поэта. МЫ с удовольствием согласились и поехали туда. По пути мы увидели бескрайнее поле, вдали виднелась лесополоса, и за ней можно было увидеть купола собора. Когда мы подошли ближе мы увидели маленький, бревенчатый домик. Окна домика были украшены деревянной резьбой и покрашены в белый цвет. У дома я увидела высокую стройную берёзу. И я подумала, что это самая знаменитая белая берёза, которой Есенин посвятил своё стихотворение «Берёза».

Учитель: Благодарю Полина за такой рассказ. Присаживайся! Скажите, ребята, кто хотел побывать на родине Есенина? Да! Надо обязательно посетить это место.

Учитель: Вы это стихотворение учили наизусть. Кто может его сейчас нам рассказать?

Алина: Я могу прочесть это стихотворение наизусть. (Чтение стихотворения «Берёза»)

Учитель: Все этапы пройденной жизни Есенина запечатлены на страницах его поэм и стихотворений. Перед смертью он написал грустное стихотворение, которое прочтёт нам Кирилл Мальцевский.

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки и слова,

Не грусти и не печаль бровей, —

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Учитель: Поэт ушёл безвременно из жизни и памятник на Ваганьковском кладбище всегда украшен живыми цветами. Можно просто прочитать стихотворение «Клён ты мой опавший…», но можно услышать и особую мелодичность его стихов. (Поёт). Композиторы подметили это и написали музыку ко многим стихам Есенина. Кирилл Афанасьев исполнит нам романс «Отговорила роща золотая…». А вам, ребята предстоит выполнить творческое задание. Сделайте зарисовку образа, который представился вам при прослушивании этого романса. И напишите, что для вас значит слово родина. (Поёт)

Учитель: Прошу вас, ребята, аплодисменты. Он достоин этого.

Учитель: Подведём итоги нашего урока.

Учитель: подсчитайте баллы, которые вы заработали и поставьте оценку одноклассникам. Выполните домашнее задание.

Учитель: Итак мы с вами убедились, что
Сергей Есенин – больше чем поэт! И в этом никаких сомнений нет!
Учитель: На этом наш урок подошёл к концу! Спасибо вам, ребята проделанную работу! Вы справились со всеми заданиями! Благодарю за внимание!
(Музыка).

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!