I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. | 1. – Сравните два мнения: Николай Коперник: Люди, считавшие в течение столетий твёрдо установленным, будто Земля покоится неподвижно среди неба и в центре его, неизбежно признают бессмысленным мои утверждения о движении Земли вокруг Солнца. А.К. Дойл. «Этюд в розовых тонах»: Доктор Ватсон как-то в разговоре обронил, что Земля вертится вокруг Солнца. На что знаменитый сыщик Шерлок Холмс ответил, что принял этот факт к сведению и постарается поскорее о нём забыть, т.к. в его деятельности он (факт) не найдёт практического применения, а «засорять» мозг ненужными знаниями он не хочет. – В чём их отличие? 1 Чему будет посвящён урок? Предложите свой вариант проблемного вопроса. 1 Что позволит объяснить знание о движении нашей планеты? – Какие у вас будут гипотезы? 1 2 2. – В каких движениях принимает участие Земля? Почему происходит смена времён года, дня и ночи? 1 | Познавательные УУД 1) Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2) Вычитывать все уровни текстовой информации. 3) Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. 4) Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. 5) Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания. 6) Устанавливать причинно-следственные связи. 7) Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. |
II. Поиск решения. | 1. – Работа со словарём: что такое ритм, ритмичность? Что значит ритмы географических процессов и явлений? 1 2 4 2. – Используя текст параграфа (прочитайте просмотровым чтением), заполните схему: «Ритмы географических процессов и явлений» (суточные, сезонные, многолетние, многовековые). Приведите примеры. 1 2 3 4 5 7 3. – В чём причина ритмичности географических процессов и явлений? (Космические движения Земли.) 1 4 6 4. – Какие следствия космического движения Земли мы можем наблюдать? 1 4 5. – Используя текст учебника, приведите примеры суточных и сезонных ритмов. 1 2 4 5 6 1 2 3 I гр. – Расскажите о суточных ритмах, используя текст на с. 29. (Определите причину суточных ритмов. Какова скорость осевого вращения Земли? Каковы следствия осевого вращения Земли?) II гр. – Расскажите о сезонных ритмах, используя текст на с. 33. (Определите причину сезонных ритмов. Каковы следствия движения Земли вокруг Солнца?) 6. – Выполните задание на с. 31. Зачем нужно знать об осевом вращении Земли? 1 2 4 7. – Существуют ли природные часы и календарь? Комментированное чтение текста на с. 31–32. 2 4 8. – Где начинается новый день? Когда начинаются новые сутки? Что значит линия перемены дат? Как вы это понимаете? Выполните задание на с. 33. 1 2 9. – Учёные ещё говорят о многолетних ритмах. Как вы думаете, возможно ли их изучение? 1 10. – Почёму Северный и Южный полюсы – самые уникальные места на Земле? 1 11. – Что вы знаете о влиянии Луны на нашу планету? Надо ли учитывать её воздействие? Найдите и покажите на карте места самых высоких приливов на Земле и в нашей стране. Объясните их причину. Составьте памятку для путешественников в места приливов. 1 2 3 4 6 12. – Как ответим на вопрос урока? 3 | Коммуникативные УУД 1) Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2) Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3) Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные УУД 1) Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2) Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3) Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 4) В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Личностные УУД 1) Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей. 2) Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. |
ΙV. Итог урока. | – Сделайте вывод по уроку. 3 4 Домашнее задание: § 5, задания 13, 14, с. 37 (на выбор). – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто получил отметку в дневнике? За что? | ТОУУ |