СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока географии на тему "Международные отношения и политичская карта мира"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока географии на тему "Международные отношения и политическая карта мира".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии на тему "Международные отношения и политичская карта мира"»

Тема:   МЕЖДУНАРОДНЫЕ  ОТНОШЕНИЯ  и политическая карта  мира

Цели  и  задачи: рассмотреть влияние международных отношений на полит.карту

                            мира; познакомить учащихся с международными организациями;

                             научить характеризовать по картам особенности ПГП стран.

СОДЕРЖАНИЕ  И  ХОД  УРОКА

  1. Изучение  нового материала.

Полит.география – пограничная наука, возникшая на стыке географии и политологии –

Наука о террито-ой дифференциации полит.явлений и процессов. Основным направлением полит.географии является геополитика. Главной задачей ее является исследование географии междун-х отношений, расстановки сил между великими державами.

Геополит.факторы: 1. Географические (пространство, положение, прир.условия и ресурсы).

2. Полит.взаимотношения с др.гос-ми, тип гос.строя, социальная структура общества, участие в полит.блоках и союзах, характер гос.границ, наличие «горячих точек».

3. Экономические (уровень жизни населения, уровень развития отраслей хоз-ва, участие во внешних экон.связях.

4. Военные (уровень развития, боеспособность вооруж.сил, военные расходы и др.)

5. Экологические (степень деградации прир.среды и меры по ее охране).

6. Демографические (воспроизводство населения, состав, размещение).

7. Культурно-исторические (уровень развития науки, образования, здравоохранения, культурные и трудовые традиции, этнические и религиозные взаимоотношения, криминогенная обстановка.

Междун.отношения и их влияние на полит.карту.

А) рассмотреть изменения на полит.карте после второй мировой войны по тексту на стр.14

Б) Современный этап международных отношений и полит.карта.

Расширение блока НАТО – организация Североатлантического договора – военно-полит.союз, 16 стран, 1949 г.: США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Италия, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия. В 1952 г. присоединились Греция и Турция, в 1955 – ФРГ, в 1982 – Испания. Главная цель – ранее – противостояние «советской военной угрозе». После окончания «холодной войны» функции изменились. Пересмотрена военная доктрина, началось сокращение вооружений, были ликвидированы некоторые военные базы. В 1999 г. принято решение принять в НАТО Польшу, Венгрию, Чехию, за ними в 2004 г.  – страны Балтии, Словакия, Румыния, Болгария, Словения.

Нераспространение ядерного оружия  Договор о нераспространении ядерного оружия ДНЯО был заключен еще в 1970 г. Согласно ему в «ядерный клуб» получили право входить только США, СССР, Великобритания, Франция и Китай. В 1998 г. эти страны имели на вооружении около 6,5 тыс. ядерных боеголовок. ДНЯО подписали уже более 150 гос-в, но Индия, Пакистан, КНДР не входят в их число, хотя они давно уже разрабатывают системы ядерного оружия. Произвели взрывы Индия, Пакистан.

Предотвращение региональных конфликтов В середине 90-х гг в мире насчитывалось не менее 150 очагов. Больше всего территориально-пограничных конфликтов и споров – в Азии: противоречия между Индией и Пакистаном из-за штата Джампу и Кашмир, между Индией и Китаем из-за границы в Гималаях, между Ираком и Ираном, Ираком и Кувейтом, Кипром и Турцией, Китаем и Тайванем, между РФ и Японией. В Африке конфликты между Сомали и Эфиопией, Марокко и Алжиром, Марокко и Мавританией.

Конфликты на политико-религиозно-этнической основе: Югославия, Испания, Бельгия, Ольстер в Великобритании; Индия, Шри-Ланка, Бангладеш, Ливан, Ирак, Камбоджа, Индонезия и др.; СНГ (РФ, Украина, Армения, Азербайджан, Грузия, Таджикистан и др.

Большую роль в урегулировании конфликтов играет ООН, которая выступает в качестве посредника. Миротворческие контингенты ООН «голубые каски» задействованы почти в 20 странах мира – от Боснии и Герцеговины до Никарагуа.

П/Р № 1.Характеристика политико-географичесого положения страны (по выбору)

Используя необходимые карты, справочную литературу, дать письменное описание политического положения страны по плану:

  1. Полит-ая и эконом-ая оценка государственных границ:

А) уровень эконом-го развития соседних стран;

Б) принадлежность соседних стран к политическим блокам;

В) стратегическая оценка государственной границы.

  1. Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции:

А) возможность использования морского и речного транспорта;

Б) торговые отношения с соседними странами;

В) обеспеченность страны сырьем.

  1. Отношение к «горячим точкам» планеты;

А) прямое или косвенное отношение страны к региональным конфликтам;

Б) военно-стратегический потенциал и наличие военных баз за рубежом;

В) отношение правительства страны к международной разрядке, разоружению.

4. Общая оценка политического положения страны.

2. Задание  на  дом: выполнить п/р, на к/к –  страны «Большой восьмерки», параграфы 2, 4.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!