I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. | 1. – Как вы считаете, почему эти понятия определены в одну группу? 1 Понятия: пустыня, тундра, лиственные леса, степь, тайга. – Что мы будем изучать на ближайших уроках? – Какие вопросы вас интересуют? Предложите свой вариант проблемного вопроса к урокам данного раздела. 1 В чём особенности природных зон мира? 2. – Какие у вас будут гипотезы? 1 2 3. – Какие условия необходимы для жизни растений? Как эти условия распределены на суше? Что такое почва? Как она образуется? От чего зависит плодородие почвы? Что такое гумус? Какие растения характерны для вашей местности? Какие животные обитают вблизи вашего населённого пункта? 1 | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Вычитывать все уровни текстовой информации. 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. 4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. 5. Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания. 6. Устанавливать причинно-следственные связи. 7. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. |
II. Поиск решения. | 1. – Работа в группах: о каких особенностях зон идёт речь в следующих текстах? 2 1 2 3 1-я группа – Арктические пустыни. Здесь круглый год метёт пурга, Куда ни глянь, одни снега. Не всякий выживает тут, Без тёплой шубы холод лют. И даже летом и весной Покров не тает ледяной. 2-я группа – Тундра. Тундра порыжела и поникла, Лишь озёра линзами блестят. Буря залетела и затихла, Медленно в тише бредут олени, Чуткими ушами шевеля. Нам ещё далёко до селений, Под ногами мёрзлая земля. 3-я группа – Тайга. Тайга гудит, встаёт она в полнеба, Живая вся, и вся из сказки – небыль. – Задания группам: 1) Используя дополнительный материал, выясните, что означает название природной зоны. 1 2 (Слова «тундра» имеет происхождение от «тунтури», что в переводе с языка народов саами означает «сопки» – невысокие вершины, не покрытые лесом. «Тайга» по-якутски значит «большой лес».) 2) Заполните таблицу необходимой информацией: 1 2 3 4 Название природной зоны | Особенности климата | Почвы | Особенности | средние температуры | количество осадков | режим осадков | растительного мира | животного мира | 1. | Летом – Зимой – | | | | | | 2. – Сообщения групп с опорой на заполненную таблицу и план на с. 377 в учебнике. (Учащиеся других групп, слушая своих товарищей, заполняют таблицу дальше.) 1 2 3 3. – Выполните задание 6, с. 61. (На примере зоны тундр или хвойных лесов умеренного пояса покажите связь между компонентами природного комплекса. Приведите примеры.) 1 2 6 4. – Выполните задание 2 в рабочей тетради. 1 5. – Почему в тундре хозяйственную деятельность следует вести с большой осторожностью? 1 1 2 6. – Каковы различия между хвойными лесами различных частей зоны тайги? Чем их можно объяснить? 1 5 7. – Как ответим на основной вопрос урока? 3 | Коммуникативные УУД 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Личностные УУД 1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей. 2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. |